Принято считать, что кризис заставляет уходить с рынка прежде всего слабых игроков – компании, менеджмент которых недостаточно подготовлен к изменениям во внешней среде. Наиболее продвинутые бизнесмены в кризис зарабатывают. Vласть поговорила с бизнес-экспертами и предпринимателями и узнала, какие компании смогут удержаться на плаву, кого ждет рост, а кого – закрытие.
Прогнозы экспертов в отношении нынешнего кризиса неутешительны. Они уверены, что от него пострадают абсолютно все отрасли предпринимательства. Многим компаниям придется пересмотреть свою ценовую политику в сторону подорожания, некоторые компании и вовсе закроют свой бизнес.
Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что в первую очередь экономический кризис повлияет на предприятия, которые работают с привозным импортным сырьем и материалами. Эксперты отмечают, что в данном случае направления бизнеса могут быть различными, начиная от автомобильного рынка и заканчивая общественным питанием.
Мухтар Туякбаев, учредитель известного в Алматы ресторана Soho Club Almaty в конце прошлого года сообщил о закрытии заведения.
«За 16 лет существования клуба мы пережили многое, как расцвет, так и упадок. Решение о закрытии клуба было продиктовано экономическим кризисом, который создал очень неблагоприятные условия для малого и среднего бизнеса», - говорит Туякбаев.
В последнее время крупные игроки стали чаще пересматривать свою ценовую политику в сторону подорожания. По мнению Артура Котенева, председателя алматинского филиала Национальной палаты предпринимателей, данная практика достаточно эффективная в условиях кризиса.
«Компании создают три прайса. Первый – действующий, с ценами до кризиса. Второй прайс – с небольшой маржинальностью, который позволит вашему бизнесу оставаться на плаву. И третий – дискаунтер, через который будут продаваться специальные предложения, а также нерентабельный товар. Первый вы оставляете на всякий случай, третий – это способ избавляться от залежалого товара и получать деньги в оборот. Продвигать вы будете второй прайс, чтобы удержаться на плаву», - отмечает он в интервью Vласти.
Эксперты выделяют несколько секторов бизнеса, которые пострадают в условиях кризиса меньше всего, а некоторые из них даже смогут приумножить свой капитал.
Аграрные компании
В условиях неблагоприятной для бизнеса экономической ситуации самая выгодная отрасль предпринимательства – это сельское хозяйство, считает Котенев. Эта сфера выгодна по целому ряду причин. В первую очередь, продукция, создаваемая в этой отрасли, является товаром первой необходимости. Несмотря на кризис, люди не перестанут питаться. Также большую роль сыграет стоимость местного продукта, которая в условиях кризиса будет намного привлекательнее для потребителя, нежели стоимость аналогичных импортных товаров.
Также, по словам Котенева, для казахстанских производителей на сегодняшний день открыты возможности для расширения рынка сбыта продукции, в связи с санкциями против России.
Мнение разделяет и генеральный директор купонного сервиса BeSmart.kz Вячеслав Попов. Производители с высокой долей казахстанского содержания рискуют пострадать в период кризиса меньше всего, уверен он.
Компании, предлагающие интеллектуальные услуги
Интеллектуальные услуги, по мнению председателя комитета по членству Казахстанской палаты консультантов по менеджменту, представителя компании Strategem Ltd. по СНГ Валентины Григорьевой, являются очевидным примером предпринимательства, который в меньшей степени ощутит кризис в стране.
«Интеллектуальные услуги не требуют долгосрочных инвестиций и вложения капитала в основные средства и, конечно же, рискуют пострадать меньше всего. Речь идет о консалтинговых услугах, исследовательских, аналитических и то, что принято называть R&D - разработка, включающая в себя как совершенствование существующих, так и разработку новых видов товаров и услуг. Конечно же, IT сфера относится к интеллектуальным видам деятельности и инженерная отрасль, в общем, все, что касается обновления и совершенствования технологий. В мире уже существуют прогнозы, говорящие о том, что будет повышаться спрос на крайние, полярно противоположные виды человеческих ресурсов - высокоинтеллектуальных специалистов с одной стороны и квалифицированных рабочих с другой», - отмечает эксперт.
Новаторы
Эксперты сошлись во мнении, что любой бизнес, который придерживается последних тенденции и новинок на международном рынке, внедряет инновации, более устойчив к экономическому кризису, нежели те компании, чей бизнес находится под «дрейфом мира». По словам, Артура Котенева, это понятие означает мировые экономические и технологические изменения, на которые никто не можем повлиять, так как технологии имеют свойство морально устаревать.
«Яркий тому показатель – пейджинговый центр «Аспан». Согласитесь, никакие финансовые и другие вливания не заставят сегодня людей пользоваться пейджерами. Таким образом, дрейф мира убил этот бизнес. Посмотрите на свой бизнес со стороны, не попал ли он под этот дрейф?», - рассказывает он.
В свою очередь Валентина Григорьева акцентирует внимание на том, что даже на казахстанском рынке, не самом пресыщенном предложением, потребитель может найти любой товар первой необходимости, поэтому всегда будет выигрывать тот, кто будет предлагать клиентам новые подходы по сбыту товара, к примеру, внедрять в свой бизнес интернет-продажи. Она отмечает, что в период кризиса заставить человека что-либо купить может не только уникальный продукт, но и «красиво поданный» продукт. Красивая подача включает в себя понятие сервиса, гарантий, индивидуального подхода, широкого спектра услуг, подчеркивающих уникальность клиента.
Купонные сервисы
Вячеслав Попов считает одним из направлений беспроигрышного предпринимательства в период кризиса купонный сервис. По его мнению, бизнес будет расти по двум причинам. Во-первых, в период экономического кризиса люди стараются экономить, а купонный сервис – это отличная площадка для приобретения товара по более низкой цене. Во-вторых, партнеры, дающие скидку на услуги и товары своего бизнеса, придут на купонный сервис, поскольку получают здесь реального клиента.
Эксперт отмечает, что на данный момент, купонный сервис также является одним из самых эффективных методов рекламы для МСБ и поиска конечного потребителя.
Вендинговый бизнес
Вендинг - это продажа товаров и услуг через торговые автоматы. По словам предпринимателя Рахата Каримова, вендинговый бизнес является хорошей возможностью для молодых предпринимателей начать свое дело с минимальными затратами.
«В Казахстане данная ниша абсолютно свободна. Если выехать за пределы Алматы и Астаны, то максимум что вы найдете - это один платежный терминал на весь район, не говоря уже о кофе-автоматах или автоматах с напитками. В период кризиса людям свойственна экономия, они реже ходят в кофейни, а привычный кофе заменяют на кофе из автомата. Это очень удобно, потому что эти автоматы устанавливаются на оживленных местах: на остановках, около университетов, в парках», - говорит Каримов.
Предприятия по ремонту техники
В условиях нестабильной экономической ситуации происходит заметное снижение объемов продажи бытовой и компьютерной техники. Учитывая повышение цен на нее, потребители не спешат покупать новый холодильник или телевизор, а отдают предпочтение ремонту.
По словам Виталия Кириленко, представителя компании «Ремонт за час», услуги по ремонту всегда пользуются популярностью у населения, тем более, в период кризиса.
«За 5 лет работы на этом рынке я уже заметил, что наплыв клиентов идет именно в период кризиса. Отличный пример – девальвация, которая была в прошлом году. Магазины подняли стоимость своего товара, а техника не потеряла свойства ломаться. Если раньше людям было легче купить новую микроволновку взамен сломанной, то в последнее время они стали охотнее обращаться в сервис-службы по ремонту техники. Это логично», - отмечает он.
Компании по прокату одежды и аксессуаров
Айман Шаяхметова уже более 10 лет работает на рынке проката одежды и отмечает, что для «прокатчиков» кризис – лучшее время для работы.
«Никто не поспорит с тем, что в Казахстане очень любят устраивать тои и пышные праздники. Несмотря ни на какой кризис, казахи продают последнее, но отпразднуют день рождения годовалого ребенка. Компании, которые предлагают на прокат одежду становятся в условиях кризиса более доходными. Люди, привыкшие хорошо выглядеть на мероприятиях, значительно экономят деньги на одежде, а нам подобная экономия очень на руку. Стоит отметить, что несколько магазинов, предоставляющие одежду на прокат, сразу после девальвации 2014 года, ввели новое направление в своем бизнесе – это прокат мужских элитных костюмов, которые пользуются популярностью среди наших мужчин», - отметила она.
Сюда же можно отнести прокат спортивного снаряжения, начиная от коньков зимой и велосипедных шлемов летом.