Алматинские архитекторы проводят экскурсии, цель которых — показать уникальность зданий советского модернизма.
Воскресное утро, центр Алматы — проспект Достык (бывший Ленина), место сбора — у памятника Джамбулу. По почти пустой улице ползет поливалка, открываются кафе, и с одной стороны кажется, что мы где-то в Европе, с другой — строгая бетонная архитектура, подпорченная самостроем и индивидуальным творческим остеклением балконов, не позволяет забыть, что мы все же дома.
Экскурсию «Модернизм 1960-1980-х годов в Алматы» проводит архитектор Адильжан Псяев.
«Одна из целей экскурсии — раскрыть с новой стороны эпоху модернизма, интерес к которому растет в международном масштабе. Модернизм – это целое явление в архитектуре XX века, которое было очень распространено во всем мире, начиная с 20-х годов. До нас модернизм дошел довольно поздно, только начиная с 60-х годов появляются первые яркие образы. Для этого стиля характерен отказ от историзма в архитектуре, функциональность внутреннего пространства, использование современных материалов. Основной маршрут нашей экскурсии пролегает по проспекту Достык, так как он реконструировался в основном в этот период и именно здесь можно наблюдать наиболее яркие приемы советского модернизма. Надеюсь, экскурсантам будет интересно», — говорит Адильжан Псяев.
Начинается наше путешествие с бывшего проспекта Ленина и Адильжан подробно рассказывает о том, как застраивалась эта улица — над ней работал целый проектный институт, и почти каждый дом, возведенный здесь, уникален для своего времени.
«Вот видите, у этого дома скошенные углы, что совсем не характерно для Алматы».
Каждый из нас десятки раз проходил мимо этого здания и никогда не замечал этого.
В наследство от советской архитектуры нам достались монументальные ансамбли, но поскольку теперь мы привыкли воспринимать архитектуру в рамках точечной застройки, не все из обывателей могут рассмотреть идеи зодчих прошлого.
«Гостиница «Казахстан», Дом политпросвещения, Дворец Ленина (ныне – Республики)» — все это единый ансамбль, который был спроектирован группой архитекторов, — рассказывает Адильжан. — У них было много интересных идей, например, предлагалось крышу Дворца Ленина продлить до самого проспекта. А за дворцом должен был быть огромный правительственный комплекс в виде сталактитов».
Реконструированный Дворец Республики. Фотография Жанары Каримовой
Мы смотрим на реконструированное здание дворца, несколько лет назад превращенного в торговый центр средней руки. В 1970 году, при строительстве сооружения, была использована уникальная технология — под зданием протекала речка, которая охлаждала и кондиционировала дворец.
Мы уходим с проспекта Достык, и неведомыми для гостей города тропами добираемся до когда-то экспериментального и показательного микрорайона «Самал». Адильжан показывает распечатанные на бумаге футуристические проекты его застройки, напоминающие недавний фильм студии Disney «Земля будущего». Удивительно, но уже в 70-х-80-х годах алматинские конструкторы в «Самале» закладывали пешеходные и велосипедные зоны, думали о том, как соединить улицу Тимирязева с Восточной объездной дорогой.
По тротуару, неумело разделенному для велосипедистов и людей, мы, нарушая права первых (иначе пяти людям не поместиться), идем к площади Республики. Адильжан показывает эскизы проектов застройки и на миг возникает сожаление по поводу того, что вместо культурного центра в итоге построили домик на горке — нынешний акимат.
После почти двухчасовой прогулки остается впечатление, что экскурсий было две: во время первой мы увидели советскую архитектуру. Во время второй смогли представить город таким, каким он мог быть, если бы все грандиозные планы архитекторов 60-х-80-х годов осуществились.
Адильжан подводит итог: сейчас важно сохранить то, что осталось от советской архитектуры, ведь мы сносим эти здания, не задумываясь об их ценности, о том, как и почему они создавались, и что они часть нашего наследия.
Подобные экскурсии планируется проводить каждые выходные. Они входят в проект Archcode Almaty, посвященный сохранению архитектурной идентичности города. Молодые алматинские архитекторы сейчас проводят инвентаризацию — оцифровывают сохранившиеся здания. И если судьба советской архитектуры в Алматы сложится совсем трагично, то возможно, она останется только в виртуальном виде.