Год Байбека: Алматинцы дают рекомендации акиму

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фото Жанары Каримовой

9 августа 2015 года столичный чиновник, первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Бауыржан Байбек был назначен акимом Алматы, заменив на этом посту Ахметжана Есимова. Спустя год после его назначения Vласть публикует предложения алматинцев, представляющих различные сферы жизни мегаполиса. В этих монологах жители города рассказывают о нерешенных, на их взгляд, проблемах города и дают рекомендации акиму по улучшению жизни горожан.

Неля Букетова, краевед:

«Я, как краевед, очень удивилась, когда люди защищали здание на Кирова (Желтоксан, 115 – V.), отстаивали в интернете, собирались там, а его все равно снесли. Чем помешало здание? Сколько еще зданий в городе нужно снести, чтобы успокоиться? Я видела, как один из краеведов выложил фотографии, по-моему, из Петропавловска. Я смотрела и завидовала. Там столько осталось старинных зданий, их сохранили, передали музеям, разместили в них какие-то учреждения. У нас уничтожили практически все исторические здания в центре города. Это практически все здания верненской постройки. Меня это ужасно расстраивает.

Я очень рада тому, что здание бывшего верненского детского приюта, в котором раньше располагался медицинский колледж, передано теперь музею истории города. Если это решение принял новый аким, то я за него очень рада, оно мудрое. Это самое замечательное из того, что случилось в городе за последнее время.

У нас есть очень старый памятник именно нашего города – бывшая крепость, укрепление Верного в Большой станице. Она была основана в 1854 году. Я была там в последний раз в 2005 году, тогда мы нашли там одну казарму из бревен. Тогда мне сказали, что там нельзя фотографировать. Почему бы не восстановить старейший памятник города?

Хочу сказать, что за все эти годы независимости, на мой взгляд, я не вижу ни одного здание, перед которым хотелось бы остановиться и рассмотреть его. Ничего не построено из того, что украсило бы наш город».


Светлана Спатарь, активистка экологического общества «Зеленое спасение»:

«За прошедший год наметились определенные позитивные сдвиги, но чтобы Алматы стал действительно экологически благополучным городом, предстоит еще очень много сделать.

В первую очередь необходимо обеспечить строгое соблюдение экологического законодательства государственными служащими, бизнесменами и отдельными горожанами на подведомственной акиму территории. Затем нужно остановить незаконное строительство, в частности - точечную застройку. В Алматы необходимо сделать так, чтобы прекратилось загрязнение рек и водоемов, их водоохранных зон и полос; оградить Иле-Алатауский национальный парк от вмешательства в его деятельность со стороны различных управлений акимата, обеспечить целостность национального парка.

Одна из главных проблем мегаполиса – отходы, для решения этого вопроса важно создать эффективную систему управления отходами.

В городе нужно прекратить уничтожение зеленого фонда города, в частности парков и скверов. В связи с подтоплениями весной и летом этого года, есть острая необходимость в восстановлении арычной системы города и ливневой канализации.

Для экологии города важно создать эффективную систему общественного транспорта, в том числе электротранспорта – троллейбус и трамвай, а также улучшить пешеходную инфраструктуру.

Мы, активисты организации «Зеленое спасение» надеемся, что у вас хватит сил и политической воли для решения наболевших экологических проблем города».


Бахытжан Салимбаев, автолюбитель, водительский стаж - 34 года:

«Самая большая проблема – пробки. Этот вопрос уже неоднократно обсуждался руководством города. Возможно, одним из вариантов решения этой проблемы может стать следующая система – въезд по четным и нечетным номерам, когда в четные дни ездят машины с четным номером и соответственно номера с нечетными цифрами - в нечетные дни. Исключение – общественный транспорт и служебные машины. С другой стороны это - своего рода ущемления прав граждан, но заграницей такой опыт есть. Это действительно поможет разгрузить дороги и в первую очередь разгрузит въезд в город. Проблемы паркинга тоже частично решатся.

Иногородний транспорт все равно будет в Алматы, людей не заставишь не приезжать.

Нужно создавать условия. Я без проблем мог бы ездить на общественном транспорте, потому что без пробок это удобно, и его нужно развивать.

Почему бы не попробовать в рамках эксперимента, чтобы понять насколько это действенно, потому что пробки касаются практически каждого, особенно иногородних».


Асель Есжанова, организатор независимой площадки Urban Forum Almaty, директор архитектурной студии Atomik Architecture:

«Как архитектор я считаю, что нужно запустить работу над стратегическим мастер-планом города. Международный опыт демонстрирует успешность планировочного проектирования городов по 2-х уровневой рабочей системе мастер-плана: стратегическое планирование и генеральный план (над которым работали наши уважаемые архитекторы).

На уровне стратегического планирования обычно используются следующие инструменты:

1) Координация – четкое распределение обязанностей, ответственности и ресурсов между теми, кто занимается стратегическим планированием. Это помогает каждому в команде осознать свою роль и степень ответственности. Иначе появляются предпосылки для бюрократии, на которую расходуется много энергии, времени и сил.

2) Прогнозирование – наличие статистической базы, оценки существующей ситуации. Данный инструмент служит для определения основных приоритетов в пространственной и социально-экономической политике.

3) Вовлечение – постоянный предметный диалог между различными группами и экспертами, обратная связь с горожанами;

4) Политика, как ориентированность на интересы людей, проживающих на территории города;

5) Маркетинг – качественная коммуникация между центром принятия решений и жителями города, для понимания общей цели и шагов ее осуществления. Это могут быть выставки, статьи, какие-то другие мероприятия. Открытость и прозрачность способствуют работе всех перечисленных инструментов и поощряет вовлечение горожан в процесс поиска оптимальных решений для города.

Чаще всего социально-экономическая стратегия является неотъемлемой частью мастер-плана. При этом транспортный вопрос является драйвером развития городских районов. Капитальное строительство идет после решения инфраструктурных задач.

На сегодняшний день наблюдается общемировая тенденция, когда в приоритете не автомобильное перемещение, а пешеходная доступность. Это стимулирует компактность города, которая подразумевает смешанную застройку в районах и полицентричность, а также приводит к уменьшению вредных атмосферных выбросов. Я верю, что данный принцип подходит нашему городу. Нам важно развиваться в данном направлении, поскольку экологическая ситуация в Алматы находится в критическом состоянии.

Я также верю, что экологическая устойчивость является одной из самых важных составляющих наряду с такими понятиями как "доверие" и "равенство".

Говоря о равенстве, я не могу не сказать о важности проведения конкурсов проектов на постоянной основе с привлечением независимого жюри. Таким образом, мы минимизируем риски коррупции, получаем несколько альтернатив решения задачи, стимулируем здоровую конкуренцию и профессиональный рост.

Конкурс на концепцию общественного пространства бывшей территории трамвайного депо – это первый шаг, но, не имея за плечами большого опыта, я прогнозирую, что будут какие-то ошибки и недочеты. Тем не менее, я приветствую такую инициативу. Хотя, как у архитектора у меня возникает много вопросов именно к этому конкурсу: не прописаны четкие инструкции и ожидания.Отсюда - сомнения.

Последние события, когда из-за дождей затопило многие улицы – это огромный стресс для города и я полагаю, для акима и его команды вопрос ливневой канализации сейчас является одним из приоритетов в работы.

Качество жизни в городе зависит от наличия общественных и культурных пространств, их доступности. Я разделяю позицию Джейкобс (Джейн - журналистка, социолог и архитектор. США, Канада), которая неустанно говорила о важности осмысления улицы в самом широком ее понятии.

Урбанистика – это прежде всего городская среда, которая формируется вокруг людей, а не сложная головоломка, нуждающаяся в рационализации и упорядоченности. Система сама не может решить все вопросы, и она не должна решать. Я думаю, она должна разделять их с городским сообществом, вовлекать его в работу.

Говоря об этом, я приглашаю акима Алматы Бауыржана Байбека принять участие в работе Urban Forum Almaty. 18 ноября у нас будет следующий форум, сейчас мы утверждаем его тему. Это - прекрасная возможность для господина Байбекa встретиться с местными экспертами и активными горожанами. Думаю, вместе мы найдем решение.


Максут Джумабеков, заместитель директора Республиканской библиотеки для незрячих и слабовидящих:

«До работы я добираюсь на общественном транспорте, потому что живу недалеко. Светофоры-маяки со звуковым сигналом есть, но местами они работают до 7-8 часов вечера. Потом отключают, чтобы не мешали отдыхать людям, живущим рядом с перекрестками. Это правильно, конечно, но в Швеции я видел что на такие случаи светофоры оборудованы кнопками, чтобы человек сам включил звуковые команды, чтобы перейти дорогу. Есть пожелание, чтобы у нас светофоры для незрячих и слабовидящих тоже оснащались кнопкой. Я думаю, что у нас довольно много светофоров уже сделано, но было бы хорошо их количество увеличить. Не везде они есть, где-то они могут сломаться и неделями «молчать», особо это не контролируется. Даже рядом с нашей библиотекой, на одной стороне перекрестка, светофор молчит. Уже недели полторы. На перекрестке Гагарина и Толе би широкая проезжая часть, там нет звукового светофора, движение очень интенсивное, некоторые водители умудряются поворачивать на высокой скорости, не пропуская пешеходов. Проработать бы эти места для тех, кто не видит.

Лифты, что интересно, стали оснащать сенсорными кнопками. Ими незрячим пользоваться невозможно, они ориентированы только на зрячих людей. Эти лифты нужно приспособить, оснастить звуковым оборудованием – когда подносишь руку к сенсору, оборудование называло цифру. Я хожу в больницу, в бывшую Совминовку, к стоматологу, на пятый этаж. У них тоже сенсорный лифт, я туда хожу не так часто, поэтому я прошу помочь друзей или родственников, чтобы они сходили со мной. А если бы я один ходил? Как бы я поднялся? Пришлось бы идти пешком. Такие недоработки.

В магазинах, особенно в супермаркетах, одному тоже нельзя. В супермаркете обязательно нужно попросить сопроводителя, чтобы он помог мне сделать покупку.

Некоторые сотрудники отмахиваются, говорят, что некогда. И такие случаи бывают.

На некоторых улицах и перед некоторыми зданиям конструируют тактильную дорожку. Понимаю, везде ее не установишь, да и нет необходимости, но есть ведь учреждения, вроде больниц, вузов, ЦОНов. Их нужно снабдить такими полосами. Например, идя по тактильной дорожке в супермаркете, ничего не заденешь, не уронишь, не разобьешь.

В некоторых странах автобусы оснащены аппаратами, которые сообщают номер маршрута. Навигаторы нам не совсем доступны - не знаешь, едет ли тот или иной маршрут. Не знаешь, стоит ли его ждать. Маяки у входа должны быть, чтобы не пройти мимо. Бывает то туда пойдешь, то сюда – вход не можешь найти».


Антонина Громцева, мама полуторагодовалого ребенка:

«Городская среда у нас - недружелюбна к мамам с колясками и к людям, передвигающимся в инвалидных креслах. Начнем с городского акимата. Хочется пожелать нашему акиму, чтобы он вышел и прогулялся с коляской в парке выше акимата. Я ему могу даже свою дать с ребенком, пусть погуляет – в парке очень много ступенек, высокие поребрики, мало заездов для колясок. Приходится тягать их, коляски, на себе. Без помощи мужчин очень тяжело. Там же, в парке у дворца президента есть "зебра", но для колясок подъема нет. Приходится обходить, лавировать между машин, рискуя жизнью.

У нас построили метро, но спуститься в переход метро невозможно. За турникетом, когда спускаешься к станции, есть специальный спуск, а в самом переходе нет. Например, на станции Драматического театра им. М. Ауэзова спуститься с коляской в переход, чтобы перейти улицу Абая, невозможно. Эта проблема есть на всех станциях.

Есть аналогичная проблема и с надземными переходами. На аль Фараби, Рыскулова и Ташкентской сделали надземные пешеходные переходы. В некоторых установили подъемы для колясок, а в некоторых просто забыли. Возможно, это из-за разных подрядчиков. Это проблема не только мам с колясками, но и инвалидов.

Еще мы столкнулись с проблемой отсутствия пандусов в государственных учреждениях. В ЦОНе Алмалинского района с одной стороны есть, но нет нормального пешеходного прохода. Мы с ребенком решили войти с другой стороны. Как выяснилось, у другого входа четыре ступеньки и дверь открывается с трудом. Мою коляску в ЦОН занесли трое мужчин, вытаскивали двое. Я обратилась к начальнику ЦОНа с просьбой оборудовать вход пандусом, он начал ссылаться на трудоемкость этого процесса. Тогда я сказала, что в таком случае вынуждена писать об этом акиму Бауыржану Байбеку, сопроводив фотографией ЦОНа. Как только прозвучала фамилия акима, ситуация сразу же изменилась – начальник позвонил и сообщил о необходимости установить пандус.

Не все парки и скверы приведены в нормальное состояние, гулять с ребенком негде. В Алмалинском районе есть сквер, на Ауэзова, ниже Толе би. В нем невозможно нормально погулять после того, когда его перекопали коммунальные службы, во время ремонтных работ. Проводятся только работы по стрижке газона и деревьев, меценат построил детскую площадку. Мамы уже ходили в районный акимат с обращениями, но никаких изменений не последовало. Еще одна проблема для скверов – это дети и собаки. Хочется, чтобы зоны для них были разделены – для детей своя площадка, для собак - своя, потому что бывают случаи, когда собаки забегали на площадку с детьми за своим мячом, который ей кинул хозяин. Владельцы собак к этому готовы, они готовы убираться в этих зонах, их сообщество в нашем парке также обращалось в акимат».

Репортер, фоторепортер интернет-журнала Vласть

Репортер интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Loading...