Лекция «Почему Казахстану нужно делать ставку на людей, а не на нефть»: полная версия

Vласть публикует полную версию лекции аналитика Дархана Нурахметова «Почему Казахстану нужно делать ставку на людей, а не на нефть» в лектории «Наука: просто о сложном», который недавно открылся в Астане.

Начнем, пожалуй, с того, что такое экономический рост? Экономический рост – это увеличение объема выпуска в стране за какой-то определенный период. Говоря об экономическом росте, следует говорить, что существует устойчивый экономический рост и краткосрочный. Здесь на графике представлен вывод одного статистика, который, в принципе, объяснил, что есть устойчивый экономический рост и не совсем устойчивый.

В нижней части вы можете увидеть страны, которые развивались скачками, когда-то темп их роста был слишком большой и когда-то менее большой. К таким странам относится большинство - около 170. Их принято называть развивающимися. В долгосрочном периоде вы увидите, что они не выросли на достаточно большое значение. Сверху указаны развитые страны и их рост. Здесь мы видим страны, которые развивались медленно, но верно, то есть потихоньку, но в долгосрочном периоде они показали рост. Таких стран около 25 и они находятся, как мы все знаем, в основном в Западной Европе, Северной Америке и в Юго-Восточной Азии.

Цель Казахстана - войти в 30-ку лидеров, то есть перейти из нижней части в верхнюю, и заменить наш непонятный скачкообразный рост долгосрочным и уверенным ростом. Многие спорят о том, что же лежит в основе всего экономического роста? Так вот, в модернизационной гипотезе американского социолога Липсета говорится, что сначала нужно развивать экономику, а потом уже переходить к политике. Это означает, что нужно развить экономику, а когда мы достигнем роста, тогда получится спокойное и правильное распределение всех благ в стране и, соответственно, страна перейдет к правильному политическому режиму. Но судя по расчетам последних 50-ти лет - эта гипотеза не подтверждается.

Существует вторая группа ученых, которая предполагает обратное: политика стоит на первом месте, и сначала нужно построить правильный политический устрой, а потом уже все пойдет по плану и экономика будет развиваться по более правильному плану. Но, как мы знаем, существует много стран и примеров, допустим Нидерланды, Япония, где далеко не демократический строй, а где-то конституционная монархия, где-то королевство, поэтому и эта гипотеза не подтвердилась.

Но есть третьи, которые говорят, что главное – это человеческий капитал, то есть мы с вами, люди. В принципе, они оказались правы. Существует исследование скандинавских ученых, которые доказали статистически то, что существует серьёзная связь меду интеллектуальным уровнем нации и экономическим ростом. Интеллектуальный уровень они измеряли тестом на IQ. Они показали, что уровень интеллекта нации оказывает большое влияние на скорость развития страны и благосостояние народа.

Что такое человеческий капитал и что мы понимаем под этим?

Многие понимают под этим определенный набор навыков, знаний, умений, мотиваций, способностей, которые могут быть использованы для общественного производства. Если подойти с экономической точки зрения, можно сказать, что человеческий капитал - это мера, воплощенная в человеке способностью приносить доход. Вы можете много знать, но только применение знаний для создания чего-то в конечном итоге сможет принести доход - это и является человеческим капиталом, а все остальное - это потенциал.

Так как человеческий капитал – это в основном знания, умения, опыт и квалификация, то основная сфера, где человеческий капитал аккумулируется и генерируется - это сфера образования и науки.

Это значит, что человек, а если говорить о стране, - группа людей с определенными характеристиками, обеспечивают устойчивый экономический рост лучше, чем природные ресурсы?

Именно так. И чтобы не быть голословным я расскажу вам о функции экономического роста, известной как функция Кобба-Дугласа с человеческим капиталом.

Совокупный выпуск всего произведенного в стране, то есть наш ВВП, зависит от четырех факторов и это доказанный факт: К - физический капитал, сюда входят материальные активы, то есть заводы, фабрики, месторождения и другое; L - труд, рабочая сила; Н - это наш человеческий капитал; А - коэффициент отражающий технологии, кстати, даже в нем есть отражение человеческого капитала, так как технологии создаются людьми. Отсюда можно сделать простой вывод, что большая доля экономического роста страны зависит от развития человеческого капитала. Мы можем генерировать больший и больший рост, развивая именно человеческий капитал.

А теперь давайте перейдем к нашим ресурсам, а именно к нефти и к тому, способствует ли она экономическому росту.

Конечно, способствует, когда огромные цены на эту нефть покрывают все издержки и, соответственно, мы получаем сверхприбыли. Но в долгосрочном периоде это не такое уж и благо, как оказалось. Существует такое понятие, как «ресурсное проклятие». Оно появилось, начиная с 1973 года, когда страны ОПЕК ввели эмбарго на экспорт и это привело к большому росту цен на нефть. Все думали, что у этих стран будет большое развитие, однако в течение двух десятилетий уровень их благосостояния снижался примерно на 1-2% ежегодно, тогда как у других стран, не имеющих нефть, уровень наоборот рос. В Казахстане существует «голландская болезнь». Здесь хотелось бы отметить, что это одно из проявлений ресурсного проклятия.

Я сейчас расскажу, откуда появилось это понятие. 1959-й год, небольшой городок Гронинген на севере Нидерландов. Трудолюбивые голландцы обнаруживают крупное газовое месторождение. Начинают его разрабатывать очень быстрыми темпами и экспортировать добытый газ. В итоге, получая много экспортной выручки, национальная валюта начала обесцениваться, прибавим сюда рост инфляции и безработицы. Более того, активное развитие газового сектора «задушило» развитие других секторов экономики. Это и есть «голландская болезнь». Но сейчас с уверенностью можно сказать, что они справились с этим успешно. Если посмотреть на север Голландии сегодня, то именно в городе Гронинген находится один из крупнейших и престижнейших университетов Европы.

Есть и другие страны, помимо Голландии, которые сумели справиться с проклятием ресурсов. Например, Финляндия, их главным ресурсом был лес. А сегодня Финляндия - один из лидеров в сфере телекоммуникаций.

А что в Казахстане? Наша экономика росла последние 15 лет хорошими темпами, не считая кризисных годов, а именно 2008 и 2009, когда рост замедлился, и, согласно последним данным, нынешний год - также год замедления. Но давайте посмотрим на динамику нашего ВВП и среднегодовых цен на нефть.

Что можно отметить: пока нефть постепенно росла в цене, скажем с 1998 по 2000 год, темп роста нашей экономики также заметно вырос, по итогам 2000-го года рост экономики был порядка 10%. Далее небольшой спад в цене и, соответственно, небольшое замедление роста. Далее стабильный рост цен на нефть вплоть до 2008 года и такое же относительно стабильное значение роста экономики, до кризиса, когда цена на нефть рухнула.

Исходя из нынешней ситуации, мы можем предположить, что в 2015 году рост экономики будет на уровне 1,5%, как прогнозирует Всемирный Банк, так как среднегодовая цена на нефть значительно упадет - где-то до уровня 60 долларов за баррель, потому что сейчас она на уровне 37 долларов за баррель. Это говорит о нашей очевидной зависимости от цен на нефть, ведь в основном наш рост был обеспечен ростом цены на энергоносители, притом, что страна подвержена «ресурсному проклятию». Теперь вы понимаете почему. И да, у нас наблюдается ресурсное проклятие, но мне нравится больше термин «парадокс изобилия», к Казахстану он лучше подходит. Есть также исследования, которые подтверждают, что в разные годы мы были больны «голландской болезнью». Вот такой букет болезней подарила нам нефть.

Какие еще особенности наблюдаются в экономической модели Казахстана? Вернее не особенности, а проблемы?

Конечно это структура импорта и экспорта. Казахстан экспортирует порядка 82% топливно-энергетических товаров, то есть сырье и его производные. Но при этом, у Казахстана есть проблемы с импортом, это касается высокотехнологичных товаров – он составляет около 70%. Теперь вы представляете, как сильно ударила цена не нефть по Казахстану.

Миру мы продаем товары, цена на которые не зависит от нас, а покупаем у мира высокотехнологичные товары, которые производит их человеческий капитал. Выходит, что одни сделали ставку на людей, а другие - нет.

Но было бы неправильно говорить о том, что в нашей стране ничего не делается для развития человеческого капитала. Есть замечательные инициативы, такие как программа «Болашак», Назарбаев интеллектуальные школы, Назарбаев Университет, однако, как вы понимаете, это капля в море, этого просто недостаточно для развития человеческого капитала, как в передовых странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии.

Теперь давайте поговорим о человеческом капитале в нашей стране, в частности, об одной его их составных частей: образовании и наука.

В странах Европы из всего государственного бюджета расходы на образование варьируются от 12% до 16% ежегодно, в США, Канаде и Израиле этот показатель на уровне 12-13%, в Скандинавских странах этот показатель чуть выше. К примеру, в Финляндии можно обучаться бесплатно. Это устоявшаяся система и она является одной из наиболее эффективных. В Сингапуре и Гонконге ежегодно тратят более 20% из госбюджета на образование, а в Казахстане эта цифра составляет чуть более 7% (по данным 2014 года). Казахстан тратит 0,17% от ВВП на научные разработки, когда в развитых странах этот показатель в десятки раз больше. Примерно аналогичная ситуация с расходами на НИОКР (научные исследования и конструкторские разработки). В Казахстане в 2006 году расходовалось порядка 0,26% от ВВП на НИОКР, в 2014 показатель снизился до 0,17%, тогда как в развитых странах данная цифра в десятки раз больше, например, в Канаде, Великобритании данный показатель составлял от 2 до 3% от ВВП.

Еще одна проблема, о которой сейчас очень часто говорят и она связана с человеческим капиталом - это утечка мозгов.

Давайте посмотрим, кто уезжает из Казахстана, в разрезе специальностей и уровней образования.

Из Казахстана уезжают в основном люди с высшим и средне-специальным техническим, экономическим, педагогическим и медицинским образованием. Приезжают в основном люди, имеющие лишь общее среднее образование. Сальдо миграции людей с высшим образованием в 2014 году составило -4,7 тысяч человек, а со средне-специальным -4,6 тысяч. Но печальнее картина выглядит в разрезе специальностей. В 2014 году из Казахстана уехало 4,3 тысячи технарей и 2,4 тысячи экономистов.

Как мы пытаемся удержать этих людей? Людей с высшим образованием, в основном технических специальностей, врачей и педагогов? Принимает ли государство какие-то меры для этого? Лично мне неизвестен ответ на этот вопрос, кроме обязательств для стипендиатов программы «Болашак». А это очень плохо и даже печально. Есть, конечно, программа, направленная на возвращение оралманов, но образование и квалификация там играет далеко не центральную роль.

И здесь сразу же вспоминается опыт Сингапура. Ныне покойный премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю говорил: «Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять очевидную вещь: талантливые люди являются наиболее ценным достоянием страны. А для маленького, бедного ресурсами Сингапура, население которого в момент обретения независимости в 1965 году составляло 2 миллиона человек, это стало просто определяющим фактором».

В Сингапуре с конца 1970-х годов образовался дефицит талантливых, образованных людей: примерно 5% высокообразованных людей эмигрировали ежегодно. Причина заключалась в том, что они считали, что в Сингапуре они не могли добиться того уровня преуспевания, который соответствовал бы их уровню образования.

В 1980 году правительство активно взялось за эту проблему и вот что они делали. Помимо активной работы с сингапурцами, которые уезжали на учебу в развитые страны, власти привлекали в страну иностранных студентов. Посольства Сингапура в Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии и Канаде организовывали встречи с подающими надежды азиатскими студентами, которые учились в университетах этих стран, чтобы заинтересовать их в получении работы в Сингапуре. В хэдхантинге это называется «зеленая жатва», когда студентов выпускных курсов приглашают на работу. Так вот, сначала концентрировались на азиатах, а позже начали привлекать европейцев, чтобы сделать Сингапур космополитичной страной.

Вот такая борьба с утечкой мозгов, которую Сингапур начал реализовывать через 15 лет после обретения своей независимости.

Посмотрим на то, как страны, богатые ресурсами, вылечились от голландской болезни, избавились от ресурсного проклятия и ныне являются мечтой для многих. Ну и конечно посмотрим на страны, не имеющие никаких ресурсов, полезных ископаемых, поэтому сделавшие ставку на людей.

В своей известной речи перед выпускниками Принстона, Стив Джобс сказал: «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными». Что это значит? Постоянно развиваться, желать нового, даже если имеется достаточно.

Если говорить о Казахстане, то мы не остались голодными, мы ели, не жили впроголодь, не бросали по-настоящему себе вызов, как это сделали, например, Южная Корея и Израиль.

У евреев есть такая поговорка «Нужда - мать изобретательности». Понимаете, истинная нужда выталкивает тебя из зоны комфорта, заставляет что-то предпринимать, проявлять изобретательность, быть неординарным.

Евреи, вернувшись на свои земли, с чего они начали? Они не начали строить сложную инфраструктуру, газопроводы, трубопроводы. Они первым делом построили образовательные учреждения, не только яшивы (традиционные еврейские школы), но и другие образовательные учреждения, которые сейчас являются всемирно известными институтами.

Итог: в Израиле сегодня находятся главные офисы ведущих ИТ компаний мира, их мозговые центры, крупнейшие медицинские центры.

Израиль в пустыне смог создать одну из мощнейших сельскохозяйственных отраслей в мире благодаря нужде. Евреи придумали капельное орошение. Как итог, в казахстанских супермаркетах сегодня можно встретить израильские овощи и фрукты.

Вот еще пример тех стран, у которых было острое чувство нужды, а кроме людей ничего не было.

Южная Корея в прошлом сельскохозяйственная страна, которая поняла, что нужно что-то менять, а не зависеть от природных условий. И что сделали корейцы? Они бросили все силы на образование и объяснили прошлым простым крестьянам и фермерам, что нет никакой разницы между рисоводством и высокотехнологичным машиностроением. Южная Корея сегодня - это ведущая промышленная держава с потрясающим уровнем науки и образования.

А теперь посмотрим на страны, некогда пораженные голландской болезнью.

Голландия. Помните, я рассказывал о городе Гронинген, в котором нашли запасы газа. Так вот, голландцы очень быстро поняли, что путь, по которому они идут, ведет их пропасть. Помимо экспорта газа, они начали поддерживать такие отрасли как сельское хозяйство, медицина, авиастроение, образование и нефтехимия. А самое интересное, что голландцы покупают казахстанское сырье, перерабатывают его и поставляют на экспорт уже более высокотехнологичный продукт, как итог Голландия - одна из крупнейших экспортеров фармацевтической продукции. Вот как Голландия избавилась от голландской болезни.

Другой пример - это Финляндия. Страна, которая в прошлом тоже была проклята ресурсами. Финны сделали упор на образование и выстрелили в области высоких технологий. Нет человека в мире, который не знает про компанию Nokia.

В связи с этим, что нужно было делать Казахстану?

А тут все просто, в хлебные годы, а именно с 2002 по 2007 года, а также с 2010 по 2014 год нам нужно было больше вкладывать в образование и науку, инвестировать в людей, в высокотехнологичные отрасли.

Но хочу сказать, что не все потеряно и мы можем построить страну мечты.

Здесь бы я хотел четко разделить ответ на две части: что должны делать мы, и что должно делать государство.

Начнем с государства. Конечно, в первую очередь речь идет об увеличении финансирования образования и науки, о поддержке талантливой молодежи. Казахстану необходимо продолжать дальнейшую диверсификацию экономики, чтобы отходить от сырьевой направленности и развивать более высокотехнологичные отрасли. При этом, под высокотехнологичными отраслями не обязательно имеются в виду космическая отрасль и нано-машиностроение. Теперь о каждом из нас. Все мы слышали фразу «казахские понты дороже американского доллара». Нам нужно перенаправить их в конструктивное русло. Например, как поступила Корея с клановостью, создав семейные корпорации «чеболи». Тоже самое нам нужно сделать с нашими «понтами».

К примеру, мы можем сделать образование, ум да и весь человеческий капитал в целом поводом для гордости. Чтобы люди хвалились не машинами, а образованием. Я закончил Гарвард, а я MIT, кто круче? Да родители будут делать все, чтобы ребенок получил первоклассное образование, а потом при каждом удобном случае говорить об этом знакомым.

И знаете, если мы в этом преуспеем, то сможем построить свой Гарвард в Казахстане.

Нам нужно бороться с нашим природным снобизмом. Сегодня для нас быть, скажем, фермером или преподавателем, стыдно, не престижно. А в Голландии, например, пекарь, фермер, преподаватель, профессор - это очень престижные и уважаемые профессии.

Все эти переключения в мозге, конечно должны подкрепляться государством.

Мы должны уяснить, что хорошее образование, тяга к знаниям, постоянное стремление к открытиям, не дадут нам пропасть. Если в Казахстане соберется хотя бы половина таких людей, то успех не за горами, а все остальные просто подтянутся.

Мировой опыт показывает, что на одних ресурсах сложно выйти в экономические лидеры, а с другой стороны - на людях строится вся система, поэтому нужно делать упор на людей.

Подготовила Саяжан Каукенова

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики