Год союза: первые итоги и перспективы ЕАЭС

Пётр Троценко, Vласть

Эксперты из пяти стран-участниц Евразийского экономического союза подводят итоги первого года существования ЕАЭС и оценивают перспективы развития союза в 2016-м.

Кто мешает Казахстану?

Евразийский экономический союз, в состав которого входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия, в 2015 году, по мнению большинства собеседников Vласти, оправдал только первое слово своего названия — евразийский. А вот показатели экономического сотрудничества между странами вопреки ожиданиям значительно сократились.

Как заявила замдиректора Казахстанского института стратегических исследований при президенте Лейла Музапарова в ходе экспертного обсуждения «Евразийское экономическое сотрудничество: проблемы и перспективы», товарооборот Казахстана с ЕАЭС за 10 месяцев 2015 года сократился на 26,4 процента - почти на 5 миллиардов долларов. Но даже несмотря на отрицательные показатели, Музапарова отмечает, что структура взаимной торговли всё равно улучшилась - большую долю товарооборота занимают машины, оборудование, продукция обрабатывающей промышленности. Кроме того, повысилась доля сельскохозяйственной продукции.

Однако собеседники Vласти отмечают, что сегодня ЕАЭС напоминает не столько экономический, сколько политический союз, объединяющим фактором которого является Россия, поскольку некоторые страны, например, Армения и Казахстан или Белоруссия и Кыргызстан, практически не взаимодействуют между собой.

Политолог Досым Сатпаев полагает, что Евразийский экономический союз создавался государствами, которые по-разному видят цели этого интеграционного изменения. А последние два года, по мнению Сатпаева, наглядно показали неэффективность этого проекта, который стал заложником геополитических игр.
«Для России создание этого интеграционного проекта имеет в первую очередь геополитическое значение, - отмечает политолог. - То есть, формирование некоего единого экономического пространства с участием лояльных государств».

Наиболее показательным геополитическим конфликтом, по мнению Досыма Сатпаева, стали российско-украинские разногласия, которые сначала привели к войне санкций, затем к войне с экспортом и в результате очень сильно ударили по товарообороту внутри ЕАЭС. Однако более серьёзной проблемой стало то, что в результате этих конфликтов возникли трещины в отношениях между странами-участницами. Например, взаимные обвинения России и Белоруссии, касательно вопросов, связанных с экспортом запрещённых украинских товаров. А после возникновения российско-турецкого конфликта не остался в стороне и Казахстан.

«Российско-турецкий конфликт тоже повлиял на доверие между странами, потому что одна активно обсуждаемая российскими СМИ тема посвящена тому, превратятся ли Белоруссия и Казахстан в новые зоны экспорта уже запрещённых турецких товаров? Получается, мы ещё ничего не сделали, а нас уже подозревают», - говорит политолог.

Сатпаев напомнил, как в прошлом году представители казахстанского бизнес-сообщества начали довольно критически высказываться по поводу функционирования ЕАЭС. В частности, стали звучать заявления о том, что Россия препятствует прохождению товаров, тем самым нарушая принципы Таможенного союза, которые затем были заложены в рамках ЕАЭС. В этом году аналогичные обвинения начали звучать в связи с тем, что Россия задерживает казахстанские грузовики с турецкими товарами.

«Я думаю, что это всё является доказательством того, что на данный момент ЕАЭС именно в экономической сфере эффективности не показало, - считает политолог. - И статистика очень хорошо об этом говорит - товарооборот между участниками Евразийского экономического союза снизился на 33 процента».
Сатпаев считает, что идея расширить ЕАЭС за счёт включения Армении и Кыргызстана может привести к «греческому синдрому» (термин, появившийся во время экономического и политического кризиса в Греции, вызванного неспособностью государства погасить внешние долги и последующего выхода Греции из состава Европейского союза - V), но только в рамках Евразийского экономического союза.

«Более-менее финансово богатые государства в лице России и Казахстана, которые, к тому же, являются учредителями Евразийского банка развития, будут брать на себя поддержку не очень эффективно работающих экономик, в частности, кыргызской, - говорит Сатпаев. - Казахстан уже внёс определённый финансовый взнос в поддержку кыргызской экономики для того, чтобы она подготовилась к вхождению в ЕАЭС, но опять же, я думаю, что скорее всего количественное расширение этого интеграционного проекта ещё больше затормозит его развитие».

«ЕАЭС скорее жив, чем мёртв»

Российский политолог, эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов отмечает, что несмотря на явную неэффективность, Евразийский экономический союз не только существует, но даже приносит определённые результаты.

«Евразийский союз жив хотя бы потому, что трудовые мигранты из Киргизии получили право работать в России без патента и регистрации и это их отличает от тех же трудовых мигрантов из Таджикистана, - говорит Дубнов. - В этом смысле киргизы понимают, что это им выгодно. Так что союз в какой-то своей ипостаси действует».

При этом эксперт отмечает, что взаимная торговля между странами ЕАЭС стала жертвой российской политики, которая осуществлялась безо всякого согласования с партнёрами по ЕАЭС. И главной жертвой внешней политики России в украинском конфликте, сирийской кампании и размолвки с Турцией стал Казахстан, полагает Дубнов.

«Я уже не говорю о том, что всё это происходило на фоне жесточайшего экономического кризиса и девальвационных мероприятий, - отмечает политолог. - К тому же я полагаю, что Казахстан в конце прошлого года был близок к закрытию торговых границ с Россией после резкого обвала рубля, приведшего к беспрецедентному удару по казахстанской экономике и падению конкурентноспособности казахстанских товаров».

Тем не менее, Дубнов отмечает важность российско-казахстанского союза как «цементирующего звена всей постсоветской интеграции». Однако, продолжает политолог, ЕАЭС - не реинкарнация СССР. Таковым ему не быть по разным причинам: нет идеологии, отсутствует жёсткий диктат, не ведётся холодная война, мир не разделён на два лагеря.

«Кроме того, ЕАЭС даёт возможность выжить в буквальном смысле слова отдельным частям распавшегося СССР, потому что Киргизия до сих пор не слишком способна к самостоятельному существованию, не обделённая ресурсами и интеллектуальной базой», - убеждён Дубнов.

Рассуждая о ЕАЭС, политолог отметил, что одним из главных факторов неуспеха этого союза является то, что он был очень не вовремя создан. К тому же нельзя не упомянуть президента России Владимира Путина, который, по мнению Дубнова, чрезвычайно серьёзно, но не очень хорошо, влияет на Евразийский экономический союз.

«Основная проблема союза в том, что он является игрушкой в руках таких политиков как президент России, амбиции которого сегодня простираются гораздо дальше и выше, чем создание Евразийского союза, - говорит Дубнов. - И я согласен с директором московского центра Карнеги Дмитрием Трениным по поводу того, что Россия бьёт гораздо выше своего веса. И, повторяю, ЕАЭС является заложником амбиций Владимира Путина, а родился союз в тот момент, когда начали вызревать силы, совершенно поражающие воображение и наш общий кошелёк».

Белоруссия торгует с Россией, но не с Казахстаном

Результат первого года деятельности ЕАЭС прямо противоположен тому, что объявлялось его инициаторами. Такого мнения придерживается политический обозреватель издания «Немецкая волна» в Республике Беларусь Павел Быковский. При этом собеседник Vласти отмечает, что связующим звеном между странами ЕАЭС является Россия в то время как другие государства-участники мало взаимодействуют друг с другом.

«Казахстан и Белоруссия много торгуют с Россией, но мало торгуют между собой. То есть, всё осталось так, как было, словно и не возникало единого экономического союза, - говорит Быковский. - Конечно, у них есть основания ссылаться на внешние факторы, экономический кризис. Но кризис коснулся только постсоветского пространства, а в Европе кризиса сейчас нет. Белоруссия давно находилась в Таможенном союзе с Россией, у нас подписано много интеграционных соглашений. Но эти соглашения работают только в том случае, если политическому руководству России и Белоруссии удаётся найти консенсус».

Быковский считает, что в настоящее время Белоруссия со своей перерабатывающей промышленностью заинтересована в покупке дешёвого российского сырья и продаже дорогой переработанной продукции. А вот интересы к Казахстану носят у Белоруссии прежде всего финансовый характер.

«Сейчас Белоруссия находится в серьёзном финансовом положении, в том числе и по собственным причинам: у нас довольно крупная для нашей страны внешняя задолженность. И поскольку несколько лет подряд мы имеем плохие экономические показатели, нам для рефинансирования задолженности нужны иностранные кредиты и инвестиции, поэтому если Казахстан располагает такими ресурсами, это вызовет у Белоруссии интерес. А вот сырьё из Казахстана вряд ли заинтересует белорусскую сторону, потому что в ряде случаев российское сырьё всё равно будет дешевле».

Продолжая разговор о взаимоотношениях Белоруссии с другими странами ЕАЭС, Павел Быковский отметил, что если с Казахстаном существует пусть даже и небольшой, но всё-таки заметный товарооборот, то финансового сотрудничества с Арменией практически нет.

«Существуют несколько белорусских предприятий, которые работают в Армении, - говорит политический обозреватель. - Но открытие торгового дома по продаже белорусской сантехники не следует рассматривать как какой-то серьёзный шаг в развитии экономических отношений между нашими странами. Но именно появление торгового дома «Керамин» было представлено в Армении как большое событие между двумя странами - в открытии участвовал лично Александр Лукашенко».

Армения в ЕАЭС: много политики, мало экономики

Директор экспертно-аналитического центра «Институт Кавказа» Александр Искандарян называет ЕАЭС формой взаимодействия остальных стран с Россией, но никак не между собой, поскольку общие интересы у стран-участниц весьма немногочисленны. Что касается интересов в армянско-российских отношениях, то прежде всего они касаются сферы поставки газа и военной безопасности.

«Когда страны связаны с Россией, но не связаны между собой — это как колесо без обода, - приводит сравнение Искандарян. - Больше всего общих интересов у Казахстана и России. Это очень похожие страны: обе добывают газ и нефть, обе экспортируют металлы, обе занимают большие территории. Взаимодействия Армении и России лежат в основном в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ, созданная на постсоветском пространстве организация, направленная на укрепление международной и региональной безопасности - V). Поскольку в Армении есть конфликт, нужно содержать достаточно сильную по её масштабам армию, и для этого необходимы поставки вооружений и взаимодействие с Россией. И второе - поставки российского газа. Так что в случае Армении решение вступать в Евразийский союз носило в огромной степени военно-политический характер».

Директор «Института Кавказа» практически не видит во вступлении Армении в ЕАЭС ничего общего с бизнесом и финансовой сферой. По его словам, официальный Ереван нередко заявляет о том, что после вступления в ЕАЭС у Армении открывается огромный рынок. Однако пока это не подтверждается на практике, поскольку этот рынок находится в довольно сложном состоянии - в условиях кризиса и падения цен на нефть.

«В реальности же основным торговым партнёром Армении является Евросоюз, - резюмирует Искандарян. - Так было и так останется. С Евросоюзом ведутся переговоры по продолжению процесса гармонизации взаимоотношений в различных сферах, в том числе и в сфере бизнеса. Базис уже сейчас довольно серьёзный, поэтому я бы сказал, что это скорее пропагандистские лозунги и слоганы, чем реальная проблема, которая существует у реальных людей».

Кыргызстан в ЕАЭС: только плюсы

Судя по всему, у официального Бишкека по поводу вступления в ЕАЭС сомнений не возникает. Страна стала пятым членом Евразийского экономического союза только в августе 2015 года и, по мнению кандидата исторических наук, доцента Кыргызско-Славянского университета Павла Дятленко, для объективной и полной оценки последствий вступления потребуется некоторое время, когда Кыргызстан в полной мере включится в экономические процессы ЕАЭС. Но, отмечает Дятленко, уже сейчас можно сказать, что страна от этого союза только выиграет, даже несмотря на сложные международные условия.

«Кыргызстан вступил в экономический союз в условиях нарастающего геополитического кризиса, ухудшения экономической ситуации в его экономике и экономиках его основных партнеров (России и Казахстана), - говорит Дятленко. - Уже сейчас в Кыргызстане стало больше российской и казахской продукции (на некоторые из них чуть снизились цены, например на казахстанскую муку), стало заметно больше белорусских товаров. Мигрантам и предпринимателям из Кыргызской Республики стало немного проще вести свою деятельность в России и Казахстане».

По мнению Дятленко, для Кыргызстана ЕАЭС является единственным и оптимальным шансом на переход от реэкспортно-сырьевой экономики к индустриально-аграрной, постепенную модернизацию деградирующего общества и клановой политической системы.
«Официальный Бишкек понимает стратегическое значение ЕАЭС для республики и его перспективы. Об этом и до вступления Кыргызстана в ЕАЭС, и после неоднократно заявляло руководство страны, включая президента», - отмечает кыргызский эксперт.

ЕАЭС в 2016: чего ждать?

Практически все эксперты сходятся во мнении, что положительных результатов в виде более активной интеграции и роста торговых взаимоотношений в Евразийском экономическом союзе ожидать не приходится, поскольку финансовый кризис на постсоветском пространстве принимает затяжной характер.

«Нужно исходить из общего тренда, который мы наблюдаем как в глобальной экономике, так и с точки зрения геополитических конфликтов, - считает Сатпаев. - Война санкций США и Европы по отношению к России не заканчивается. Более того, она переходит в долгоиграющую фазу, а это говорит о том, что постоянная война России с реэкспортом запрещённых товаров и в следующем году будет продолжаться, что, конечно, не повысит доверия между участниками ЕАЭС».
Аналогичного мнения казахстанский политолог придерживается и касательно российско-турецкого конфликта, который, по мнению Сатпаева, в следующем году может перейти в латентную фазу. А это говорит о том, что Казахстан может пострадать, а стоимость турецких товаров для казахстанского потребителя увеличится.
«Но самым главным вопросом для меня является то, каким будет участие Казахстана в этом интеграционном проекте не через 2-3 года, а через 10 лет, - размышляет Досым Сатпаев. - Будет ли Казахстан оставаться членом этого интеграционного проекта после смены власти, и будут ли вноситься изменения во внешнюю политику?»
Российский эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов уверен, что если ЕАЭС появился на свет, то совсем умереть ему не дадут.
«Как говориться в одном анекдоте, мы будем жить бедно, но недолго, - резюмирует Дубнов. - Но я могу гарантировать, что ЕАЭС будет существовать до тех пор, пока во главе России и Казахстана стоят нынешние лидеры. А что будет дальше — посмотрим».

Кыргызский эксперт Павел Дятленко наоборот, считает, что ЕАЭС будет успешно развиваться в будущем.

«Скорость его развития будет во многом зависеть от изменения геополитической, мировой и региональной экономической ситуации (включая уровень цен на основные экспортные товары стран ЕАЭС), скорости и согласованности дальнейшей интеграции, эффективности национальных политических и экономических элит стран-участников, - отмечает Дятленко. - Кыргызстан, как небольшая по численности населения, объему экономики и территории страна, может выиграть от евразийской интеграции гораздо больше, чем более крупные государства. В первую очередь, размер выигрыша напрямую будет зависеть от активности, эффективности и договороспособности политической элиты и предпринимательского класса республики».

После того, как с президента Белоруссии Александра Лукашенко были временно сняты санкции, запрещающие ему посещать страны Евросоюза, в российских СМИ появились разговоры о том, что белорусский лидер повернулся в сторону Запада. Однако, по мнению Павла Быковского, временное снятие санкций вовсе не означает, что белорусский лидер решил оставить ЕАЭС.

«Что Белоруссия может сделать после отмены санкций? - задаётся вопросом Быковский. - Лукашенко и крупные чиновники могут совершить ряд визитов в страны Европы, если найдут там себе собеседников. Но пока таких визитов не было. Официальный Минск не может развернуться и уйти от Москвы, потому что даже после значительного уменьшения товарооборота, самый крупный рынок Белоруссии находится в России, где мы покупаем сырьё и куда продаём продукцию. А для Евросоюза у нас очень ограниченное предложение товара - в основном это нефтепродукты и калийные удобрения, но никак не мебель, трактора и БелАЗы. Кроме того, у нас большая задолженность перед Россией, теперь уже получается, перед Евразийским экономическим фондом, которую надо возвращать и это тоже привязывает».

Директор экспертно-аналитического центра «Институт Кавказа» Александр Искандарян убеждён, что сближения государств ожидать не следует, поскольку интеграция в ЕАЭС стоит немалых денег, а у России, как у главного интеграционного мотора, средств сейчас недостаточно, да и за пределами ЕАЭС забот хватает. Кроме того, по мнению армянского эксперта, члены Евразийского союза и сами не горят желанием слишком тесно сближаться с Россией.

«Что касается долгосрочных интеграционных ожиданий, то сейчас не тот период, когда на этом пространстве можно ожидать мощного интеграционного тренда, - отмечает Искандарян. - Сама структура пространства такова, что Россия, как по населению, так и по экономическому потенциалу, больше всех стран ЕАЭС вместе взятых. Поэтому члены ЕАЭС боятся слишком сильно входить в объятия России. Сейчас у нас обратный период - период разделения национальных экономик, национальных идентичностей, национальных государств. Поэтому судьба Евразийского экономического союза будет такой же, как и у СНГ. Он будет существовать, никому не мешая, отменить его не отменят, но и ожидать от ЕАЭС какого-то мощного объединительного потенциала не следует».

Журналист

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики