Стагнация безопасности: Почему страховщики вновь могут понести убытки от основной деятельности?

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Прошлый год, несмотря на общее состояние экономики, стал для страхового сектора рекордным. Но прибыль страховщикам обеспечила не основная деятельность. Для некоторых компаний она стала убыточной из-за роста мошенничества. В 2016 году тенденция может сохраниться и усилиться по другим причинам. Инвесторы, в конечном итоге, могут потерять интерес к этому виду бизнеса, или пойти на укрупнение, чтобы переждать влияние всех экономических шоков.

Рынок, как есть

Страховой рынок Казахстана представлен 33 игроками, 7 из которых специализируются на страховании жизни. По данным Национального банка, общий собственный капитал страховщиков к началу года составил 406,4 млрд тенге, а активы - 825,68 млрд тенге. Они занимают 2% в ВВП Казахстана. Наибольший рост активов рынка произошел в последние 4 года - за это время они увеличились почти на 400 млрд тенге, причем основное увеличение – сразу на 26% пришлось на 2015 год.

На долю первой десятки компаний - наиболее крупные из которых СК «Евразия», СК «Виктория», АО «Компания по страхованию жизни «Казкоммерц-Life», АО «Kaspi Страхование» и АО «КСЖ «Номад Life» - приходится 75,5% активов сектора. Евразия располагает активами на 154,41 млрд тенге, Виктория – на 86,24 млрд тенге, а Казкоммерц-Life – на 52,51 млрд тенге.

Лидерами по приросту активов в прошлом году стали в основном крупные страховщики. Евразия выросла на 36,5%, а Виктория – почти на 35%. Из компаний среднего уровня хороший рост показали КСЖ «Государственная аннуитетная компания», активы которой больше, чем на четверть до 32,4 млрд тенге. Следом идет СК «Grandes», рост которой составил 42% до 16,2 млрд тенге, и СК «Коммеск-Омир» которая прибавила к активам почти 43%, доведя их до 10,5 млрд тенге. АО «Kaspi Страхование» стало единственной компанией, которая потеряла ощутимый объем активов – 9,3% от 54,3 млрд тенге на начало 2015 года.

В наибольшей степени рынок зарабатывает от инвестиций в ценные бумаги. На них в структуре совокупных активов страхового сектора приходится 42,7%. Вклады в банках занимают 26,3%, а активы перестрахования всего 10,7%. Страховые премии от клиентов за прошлый год принесли страховщикам 288,27 млрд тенге, причем почти 46% из них пришлись на сегмент добровольного имущественного страхования. Еще 28,8% - на сегмент добровольного личного страхования, и еще чуть больше четверти – на сегмент обязательного страхования.

Если выделять наиболее доходные виды страхования, то лидирует добровольное страхование имущества – в прошлом году оно принесло рынку 60,05 млрд тенге. Далее идет обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспорта (ГПО ВТС) – 38,5 млрд тенге и добровольное аннуитетное страхование – 31,2 млрд тенге.

Наименьший объем средств рынку приносят обязательное страхование ГПО перевозчика перед пассажирами – 1,74 млрд тенге, добровольное страхование грузов – 5,79 млрд тенге и добровольное страхование от несчастных случаев – 6,42 млрд тенге.

Аннуитетный портфель, к слову, стал самым быстрорастущим в 2015 году, показав увеличение на 40% относительно 2014 года. Не менее хороший рост продемонстрировали добровольные сегменты страхования грузов – на 33,1% (до 5,79 млрд тенге) и ГПО на 29,2% (до 24,76 млрд тенге). Крупное сжатие произошло в портфелях добровольного страхования от несчастных случаев – на 47% (до 6,42 млрд тенге) и от различных финансовых убытков – на 30,4% (до 11,4 млрд тенге).

Рынок в 2015 году

Если посмотреть на структуру совокупной прибыли страховых компаний, то несмотря на рост в 3,5 раза (до 133 млрд тенге), их основная деятельность принесла убыток в 10 млрд тенге. При этом инвестиционный доход всего рынка составил 174 млрд тенге. Весь год компании вкладывали страховые резервы в активы в иностранной валюте.

Председатель правления «Коммеск-Омир» Олег Ханин объясняет, что страхование действительно практически ничего не приносит участникам рынка. «Можно говорить, что мы зарабатываем на девальвации. Но страхование – бизнес долгосрочный и в этот краткосрочный период мы должны как-то сохранять деньги клиентов. То есть, эти деньги не наши, они идут на страховые выплаты», - говорит он.

За прошлый год страховые выплаты всего рынка составили 67,2 млрд тенге, показав увеличение почти на 8% с 2014 года. Наибольшая часть – 27% - была произведена по обязательному страхованию ГПО ВТС, 25,7% было выплачено по страхованию на случай болезни и 11,15% по аннуитетному страхованию. При этом значительнее рост показали выплаты по ГПО ВТС на 22,3% до 18,2 млрд тенге.

Причина, по утверждению Ханина, заключается в увеличении случаев мошенничества из-за ухудшения экономической ситуации: «Самые мошеннические виды – это страхование автотранспорта и жизни. Рынок отдает мошенникам около 10-12% выплат по ним». Сложности, по его мнению, возникли после массового завоза автомобилей из России. Некоторые покупатели взяли кредиты и приобрели по 5-6 машин, чтобы перепродать их на внутреннем рынке. Однако спрос на нем резко упал.

«К примеру, машина была куплена в России за 8 млн. тенге, застрахована у нас по рыночной цене – 13 млн. тенге. Потом она поджигается и производится страховая выплата, за счет которой гасится кредит. В 2016 году все будет гореть много и часто: машины, барахолки, рынки, и т.д. 2015 год это уже наглядно показал», - рассказал он.

Наибольший уровень убыточности 67% из допустимых по международным нормам 65% зафиксирован в Астане. На втором месте Алматы, где уровень составил 49%. Также страховщики выделяют Караганду и Костанай.

Между тем средняя страховая выплата за ДТП выросла со 170 до 290 тыс. тенге. Первый заместитель предправления «Коммеск-Омир» Владимир Акентьев отмечает, что если тенденция сохранится и в 2016 году, участники рынка могут начать повышать тарифы по этому виду страхования.

«Я считаю, что этот вопрос давно назрел. По данным дорожной полиции Алматы, ежедневно по городу ездит до 200 тыс. иногородних и областных автомобилей. Стоимость полиса, допустим, в Таразе - в 3 раза ниже, чем в Алматы. И он страхуется там, ездит по Алматы и страховые выплаты получает наравне с алматинскими автомобилистами», - поясняет он.

Рынок в 2016 году

Ханин не ждет существенного роста прибыли страховщиков в этом году. «Если удастся вырасти на 3-5%, это уже будет хорошо. Но если говорить о долларовом эквиваленте, то рынок просядет в два раза», - подчеркнул он. Главной задачей страховщиков в этом году останется сохранение средств клиентов на прежнем уровне.

Заместитель председателя правления СК «Виктория» Сергей Лаврентьев говорит, что общую ситуацию будет осложнять снижение премий от малого и среднего бизнеса, а страховые агенты усилят борьбу за свой заработок. «Наибольший рост будет у компаний, которые обслуживают крупные национальные и транснациональные объекты или занимаются инвестициями», - подчеркивает он.

Драйверами, по мнению участников рынка, останутся обязательные виды страхования. «Надеяться страховщикам на какое-то чудо в этом году не приходится, компании сокращают бюджеты на страхование или подумывают, чтобы отказаться и нести риски самостоятельно», - подчеркивает Ханин. На это, в первую очередь, идут нефтяные и металлургические компании.

Оба представителя страхового рынка ожидают роста убыточности по моторным видам страхования – обязательному страхованию ГПО ВТС и АвтоКАСКО, причем не только из-за усиления мошенничества. Ханин указывает на то, что стоимость запчастей и все ремонтные работы на СТО привязаны к иностранной валюте. Средний размер выплаты по моторному страхованию может вырасти на 40% и составить порядка 500 тыс. тенге.

Добровольное медицинское страхование также может добавить проблем страховщикам. Люди увеличат число обращений в клиники, поскольку не уверены, сохранит ли работодатель этот вид страхования в социальном пакете. Кроме того, повлияет и фактор роста цен на импортные медикаменты, оборудование и лечение в комплексе.

Лаврентьев, напротив, уверен, что кризисные явления никак не приведут к росту убытков, поскольку их статистика всегда довольно стабильная. «Убыточность может немного возрасти ввиду того, что, возможно, несколько сократится новый портфель рисков в кризисный 2016 год», - отмечает он.

Впрочем, оба представителя рынка сходятся во мнении, что еще одним рискованным сегментом может стать страхование турагентов и туроператоров, которое и без того принесло достаточно проблем страховщикам из-за банкротства компании «Гульнар Тур» в 2014 году. Ханин отмечает, что снижение покупательской способности негативно отразится на количестве приобретаемых туров и полисов. Лаврентьев, в свою очередь, полагает, что создадут сложности и новые убытки туроператоров, так как юридический механизм их урегулирования все еще не совсем понятен.

Единого рецепта для страховщиков, как остаться в живых - нет, уверен Ханин. Выход компаниям стоит искать в новых инструментах, ресурсах и сокращении издержек - по локальному рынку они колеблются на уровне 35-60%, хотя в развитых странах не превышают 20%. Урезанию административных расходов, по мнению Ханина, может способствовать начало продаж электронных полисов, которое запланировано на этот год. Хотя Лаврентьев сомневается, что это осуществимо в ближайшее время и указывает на дополнительный рост расходов у страховщиков.

Также рынку может помочь отмена ограничения агентского комиссионного вознаграждения, которое сейчас составляет 10-15% от одной продажи и остается существенно переоцененным. Другая мера – либерализация условий размещения страховых резервов в инвестиции, поскольку сейчас страховщики могут вкладываться преимущественно в бумаги банки второго уровня, рейтинги которых ухудшаются.

Не исключено, что в этом году страховщики начнут предлагать новые услуги. По мнению Лаврентьева, на рынке могут появиться продукты по страхованию недвижимости физических лиц, а по мнению Ханина – страхование в кредит, страхование от банкротства предприятий и потери работы. Однако закрепиться и приносить существенную прибыль они смогут, только если станут массовыми. Но какой-то период компании способны формировать резерв по ним за счет других страховых портфелей.

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики