Чем перестрахование зарубежных компаний может заинтересовать казахстанских страховщиков?

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Перестрахование иностранных компаний пока не успело стать ёмким сегментом на страховом рынке Казахстана. Им занимается менее 10 игроков, и практически весь портфель принадлежит одной компании. Однако потенциал у этого рынка довольно большой. Vласть опросила страховщиков о возможностях, рисках и функционировании этого рынка.

Как класс, перестрахование подразделяется на два вида – входящее, когда зарубежные страховые компании перестраховывают свои риски у казахстанских, и исходящее – когда происходит обратный процесс. Данные комитета по финансовому надзору Национального банка показывают, что объем этого сегмента в 2015 году составил 86,85 млрд тенге, с 2014 года он вырос на 13%. Больше 75 млрд тенге приходится на исходящее перестрахование, хотя еще в 2014 году его объем был меньше на 16,6%. При этом страховые выплаты по входящему перестрахованию в прошлом году составили 12,53 млрд тенге, а возмещение по исходящему перестрахованию – 5,63 млрд тенге.

Впрочем, менее развитое входящее страхование может стать хорошим источником роста для страхового рынка в условиях снижения покупательской способности населения. Сегодня он мало освоен, на нем присутствует не больше 6-7 игроков. Самый крупный портфель находится в управлении СК «Евразия». По словам её исполнительного директора Шакира Иминова, доля «Евразии» на этом рынке составляет 90%, а ёмкость рынка, вопреки цифрам регулятора, он называет коррелирующей с собственным капиталом своей компании (около 97 млрд тенге).

При этом вход на международный перестраховочный рынок Иминов считает несложным, а его потенциал далеким от исчерпания для казахстанских компаний. «Спрос на альтернативные ёмкости на развивающихся рынках по-прежнему высок, и доступ к этому бизнесу относительно прост, в силу постоянно растущей активности сотен международных перестраховочных брокеров», - говорит он.

Ответить на вопрос, насколько входящее перестрахование доходный и рискованный вид бизнеса, непросто, говорит начальник отдела маркетинга и PR СК «Amanat» Руслан Калигожин. «Весь страховой бизнес – это риск. Многое зависит от грамотной диверсификации своего портфеля», - поясняет он. По итогам 2015 года, этот портфель в его компании составил 1,13 млн. тенге, а страховые выплаты по нему - 145 тыс. тенге.

Входящее перестрахование, как и любой иной источник страхового бизнеса, прибыльно при условии качественного андеррайтинга, комплаенс-контроля и риск-менеджмента, считает управляющий СК «Коммеск-Омир» Вадим Слизкоухий. «В этом плане «Коммеск-Омир» придерживается консервативного подхода. Берем в свой портфель не все предлагаемые риски, не у всех и не всегда. Зато результат всегда положительный», - пояснил он.

Слизкоухий не назвал объем портфеля входящего страхования в своей компании, но пояснил, что риски в нем вполне сопоставимы с обычным страхованием: «Априори на рынках работают профессионалы своего дела, дорожащие репутацией. <…> Как и в любом бизнесе бывают случаи неумышленных ошибок и упущений. Встречаются случаи мошенничества, мы наслышаны, но напрямую с таковыми не сталкивались».

Ориентация бизнеса на этот сегмент позволяет не только диверсифицировать портфель страховщиков, но и избежать влияния валютных рисков, отмечает Иминов. «Перестраховывая риски из-за рубежа, Евразия получает валютную выручку. Вместе с тем, девальвация тенге уменьшила текущие и административные расходы компании. <…> Таким образом, расходная часть этой линии бизнеса уменьшилась, а доходная – продолжает расти», - пояснил он.

Иминов говорит, что развернутой аналитики по рынку перестрахования нет, но опыт Евразии показывает, что коэффициенты убыточности портфеля входящего перестрахования не сильно отличаются от показателей прямого страхования.

Как функционирует рынок входящего перестрахования

Как правило, иностранные страховые и перестраховочные компании самостоятельно не выбирают местных страховщиков для передачи своих рисков, этим занимаются иностранные брокеры, говорит Слизкоухий. Каждый год они приезжают в Казахстан для участия в международных конференциях по страхованию, где, по большей части, устанавливают личные контакты с местными компаниями и анализируют их бизнес.

Прежде всего, компания, которая планирует развивать это направление, должна попасть в security list брокеров, то есть список перестраховщиков, которых брокер считает надежными для размещения рисков, поясняет Иминов. Список требований для нее будет небольшой - высокая капитализация, международный рейтинг (инвестиционного уровня), готовность оплачивать убытки и наличие квалифицированного персонала, который должны уметь проводить андеррайтинг широкого спектра рисков в глобальном масштабе. При этом главной проблемой входа казахстанских страховщиков на международный перестраховочный рынок Иминов называет именно низкие рейтинги.

По утверждению Слизкоухого, сама процедура перестрахования рисков иностранных компаний мало чем отличается от локальных процедур страхования. После выбора определенного страховщика, иностранный брокер или страховая компания направляет ему письменное предложение с информацией о риске, открытой доле и цене, которую они готовы заплатить.

На основании этих данных андеррайтер страховщика принимает решение – участвовать в риске или нет. На решение, зачастую, влияет личный контакт, доверие к партнерам и опыт. Далее происходит обмен подписанными документами и получение премии. При страховом случае порядок аналогичный: получение документов по убытку, их рассмотрение, возмещение убытка – страховая выплата.

Национальный банк Казахстана, как регулятор, не устанавливает специальных требований для всех сторон сделки по входящему перестрахованию. При этом их проведение и урегулирование споров, как правило, происходит на основе Британского права.

С какими странами работают казахстанские перестраховщики

Слизкоухий говорит, что «Коммеск-Омир» уже проводил сделки с компаниями из Судана, Индонезии, ОАЭ, Индии, Вьетнама, Малайзии и стран СНГ. Но часто сотрудничать пока удается только с российскими. Для американских, европейских, австралийских и китайских компаний казахстанские страховщики остаются еще малоинтересными.

«Наш рынок довольно небольшой, а административные расходы при размещении риска, заключении и сопровождении договора, а также урегулировании страхового случая, в основном, величина постоянная. Проще отдать все сделки оптом тем, кто сможет их взять», - пояснил он.

Тем не менее, основными регионами, риски которых перестрахованы «Евразией», являются Европа, США и Азия, в большей степени представленная Индией и Китаем, утверждает Иминов. Причем Индия и Китай – самые быстрорастующие игроки, которые будут формировать большой спрос на рынке перестрахования.

Из недавних страховых выплат он назвал случай со взрывом на газоперерабатывающем заводе компании Williams Companies в США, когда «Евразия» направила страхователю 2,5 млн. долларов. В 2011 году «Евразия» выплатила более 500 млн. тенге после землетрясения «Тохоку» в восточной Японии, и более 1 млрд тенге после наводнения на северо-востоке Таиланда.

В практике компании появляются и другие, менее трагичные, но примечательные сделки. К примеру, страхование европейского коммуникационного спутника «Экспресс-АМ4», выплаты за потерю которого составили 742 млн. тенге, или перестрахование индийской премьер-лиги и управляющего совета Индии по крикету от террористической угрозы в 2010 году. Страховая сумма по этой сделке составила 16 млн. долларов.

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики