Эффективность, экологичность и любовь к коровам: Голландцы демонстрируют, как надо заниматься сельским хозяйством

Ирина Севостьянова, Астана – Утрехт – Леуварден – Амстердам – Астана

Фото автора

Казахстанские фермеры изучили опыт своих голландских коллег. По приглашению посольства Нидерландов в Казахстане группа сельхозпроизводителей в течение недели знакомилась с работой молочных ферм. С ними на голландских фермах побывал и корреспондент Vласти.

Небольшое государство Нидерланды занимает смешную, по казахстанским меркам, территорию – вся страна находится на площади 41,5 тысяч квадратных километров (для сравнения – территория Актюбинской области 300,6 тыс кв.км). Население Нидерландов – 17 млн человек. Страна входит в первую десятку государств мира с самым высоким ВВП на душу населения, это пятая крупнейшая экономика в Еврозоне. Причем почти половину ВВП страны дает сельскохозяйственный сектор. В структуре экспорта Нидерландов на каждый евро экспортной выручки 8 евро-центов приходится на долю молочной продукции. Успех отрасли голландцы объясняют так: экологичность, эффективность и любовь к коровам.

G+G Heuthorst-Oosterink

Херст Остеринг – фермер в восьмом поколении. Вместе со своей супругой Хертнье сегодня он управляет семейной фермой. Пару сезонных работников приглашают лишь в период заготовки кормов. У семьи 80 гектаровов земли и стадо на 200 с лишним голов скота. Гостям фермер с гордостью демонстрирует новостройку – коровник, построенный в 2014 году. Стоил он 1,1 млн евро, кредит фермер получил на 25 лет. Строго говоря, на коровник в привычном понимании строение совсем не похоже. Кирпичное, «на века», здание, большой «холл», слева – рабочий кабинет с компьютером, комната справа напоминает какой-то центр управления – трубы, датчики, пульты, большая блестящая цистерна (накопитель для молока, или молочный танк), и лишь дальше – вход в сам коровник. На полу коровника специальное покрытие, мягкое и не скользкое – чтобы коровам было удобно и ходить, и лежать. Еще один зал – доильный, полностью автоматизированный. В день на ферме получают около 10 тысяч литров молока. Отдельный выход для коров – на поле. В Голландии предпочитают откармливать коров на полях, чем держать непрерывно в стойле.

Переработкой фермер не занимается, все молоко сдает на перерабатывающее предприятие. Приезжает специализированная машина, молоко из танка перекачивается в машину. Водитель сразу же делает экспресс-анализ на антибиотики – если в молоке будут антибиотики, перерабатывать его нельзя.

Анализы и тесты тут повсюду. Сам фермер регулярно проверяет качество воды – на содержание металлов, селена, нитратов и т.д. Следит за содержанием фосфата в почве – чтобы не было перенасыщения земли. Объемы удобрения полей контролируются и со стороны государства. Излишки навоза в обязательном порядке направляются на переработку, преимущественно биогаза. Херст в будущем планирует сам обзавестись такой установкой, говорит, что для него, как настоящего голландца, очень важна экологическая составляющая.

Bles Dairies

Сама молочная ферма семьи Блес была создана еще в 1854 году, сегодня это – группа компаний, и сфера ее интересов расширилась от просто производства молока до переработки, селекции и продажи племенного скота и даже управления молочным хозяйством. Технический директор Мартин де Йонг показывает новый комплекс на 125 дойных коров. Здесь занимаются не только производством молока, но и выращиванием высокопородного племенного скота на продажу.

Комплекс полностью автоматизирован. Установлены накопители для навоза, специальная система впрыскивания удобрения в почву. «Мы можем удобрять поля только 4 месяца в году, когда не гнездятся птицы», - рассказывает Мартин. В коровнике подстилки из переработанного навоза – экологичные и очень качественные. В самом коровнике тоже все на современной технике. Робот-уборщик очищает территорию, робот – раздатчик корма медленно двигается вдоль ограждений коровника. Буренки радостно высовывают морды ему навстречу, встречают почти как старого друга. Два доильных роботизированных комплекса заменили целую толпу работников. Коровы сами подходят к роботу, когда наступает время дойки, робот сканирует-распознает объект, очищает вымя, подключается, делает массаж и доит. Молоко по специальной системе поступает в накопитель. На мониторе отображаются данные о количестве и качестве молока. После дойки аппарат дезинфицируется – также автоматически.

Пока Мартин демонстрирует гостям достоинства робота, одна буренка настойчиво заглядывает внутрь, и становится в очередь на дойку. Робот освобождается, корова заходит в установку, идет сканирование – и тут же открывается «дверь на выход». Мартин присматривается и смеется: «Эта корова в четвертый раз пришла на дойку. На самом деле – за угощением, которое они получают во время дойки. А молока у нее сейчас нет столько, вот робот ее и не принял». Корова тем временем обиженно помычала на умное устройство, но робот не проникся и буренку не принял.

De Deelen

Семейная ферма, славящаяся своими сырами, существует 40 лет. Сегодня семейное дело принял Сьетсе Де Йонг и его супруга Хендрика. Сьетсе занимается скотом (200 голов молочных коров), Хендрика заправляет производством сыров. Супруг смеется: сегодня жена зарабатывает намного больше, чем он – сыры пользуются большим спросом. На ферме 10 наемных работников – один помогает на скотном дворе и 9 – на сыроварне и в магазине при ферме. Коровы, как и на других фермах, пасутся на полях, где для них специально выращивается трава. «Голландцам нравится видеть красивых коров на поле, - улыбается фермер. – А нам нравится, что коровы довольны, ведь если корова счастлива – у нее самое вкусное молоко».

По сути, в De Deelen – законченный цикл производства: свое сырье, 30 тысяч литров молока в неделю перерабатывается в сыр (на килограмм сыра нужно 10 литров молока). Плюс за свежим молоком на ферму приезжают покупатели. При ферме работает свой магазинчик, где всегда есть молоко и свежие сыры, кроме того, сыр поставляется и в несколько крупных супермаркетов.

Производство сыра умещается в сравнительно небольшом помещении. Глава семьи объясняет: мы небольшая ферма, поэтому все компактно и максимально оптимизировано. Так, молоко сразу из накопителя поступает в пастеризатор, затем передается в так называемую «кастрюлю», где сырная масса с необходимыми добавками (50 рецептов сыра уже заложены в памяти компьютера) варится до нужной консистенции (до 10 часов). Работники контролируют процесс, перемешивают массу. После сыр разливается в формы – также автоматически, и направляется на час под специальный пресс. Затем его вымачивают в специальном соленом растворе, и отправляют на просушку – в отдельный сушильный зал. Время сушки зависит от вида сыра. Ну а готовый сыр, преимущественно – гауда и его разновидности, сразу направляется на прилавки магазинов.

Beemster

Это огромная современная фабрика, расположенная в Беемстерском польдере возле Амстердама. На фабрике гордо демонстрируют увеличенную копию карты 1612 года – тогда на этом месте были болота, но голландские инженеры при помощи системы дамб и 55 ветряных мельниц осушили земли и превратили их в пастбища. А в 1901 году здесь основали сырную фабрику.

Владельцами фабрики является сельскохозяйственный кооператив, куда входят 475 фермеров. Только у них предприятие закупает молоко для производства сыра. Суточный объем переработки – порядка 1,1 млн литров молока.

Производство гостям продемонстрировали через стекло. Вежливо извинились, но в цех не пустили – не положено. Но масштабы впечатляют даже издалека. Огромные, размером с кузов грузовика, чаны, в которых варится сырная масса. Один сотрудник специальной «шваброй» (так гости окрестили эту особенную мешалку) периодически перемешивает массу. На фабрике объясняют: именно в этом ручном перемешивании кроется секрет успеха – только руками можно почувствовать, правильно ли сыр варится, нужная ли концентрация, густота и так далее. Из одной «ванны» масса по скрытым трубам переливается в другую, сверху опускается тяжелая огромная «крышка», из-под которой начинает валить пар. Затем также в автоматическом режиме сыр раскладывается по формам, прессуется, промывается, и направляется на двухдневную «просолку» в специальный «бассейн». «Олимпийский» - шутят на фабрике. Длина «бассейна для сыра» - ровно 50 метров.

Сохнет сыр на специальных деревянных настилах. Время выдержки – в зависимости от сорта. Самый «старый» сыр сорта Гауда вылеживается целых 26 месяцев.

Beemster сегодня – одна из самых крупных фабрик в Нидерландах. Помимо внутреннего рынка, компания поставляет сыр еще в 21 страну. При этом работает на предприятии всего 175 человек – от гендиректора до водителей и уборщиков. Автоматизированы практически все процессы, потому что «труд человека очень дорог». Предприятие «зеленое» - солнечные батареи, специальные дамбы, энергосберегающие установки. «Мы должны сохранить экологию», - говорят все голландцы.

Шеф бюро Vласти в Астане

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики