​Почему регионы Казахстана не могут обеспечить себя сами?

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото Жанары Каримовой

После падения цен на нефть в конце 2014 года Казахстан столкнулся с перспективой снижения доходов государственного бюджета, порядка половины которых традиционно формирует нефтегазовый сектор. И хотя по итогам 2015 года их общий объем вырос на 4,2% до 7,63 трлн тенге, государство все это время старательно пыталось сокращать расходы. Добиться их основательного снижения не удалось - они показали 5,5% рост относительно 2014 года, но дефицит бюджета все же удалось снизить на 0,8 п.п. до 2,2% от ВВП. Но произошло одно важное изменение – государство снизило размер финансовой поддержки регионов из республиканского бюджета. Объем трансфертов общего характера, которые выделяются областным акиматам преимущественно для выполнения социальных обязательств, за прошлый год упал на 8,1% до 904,37 млрд тенге.

Почему это важно? Все предыдущие годы местные бюджеты полагались исключительно на субвенции из республиканского бюджета, не воспринимая всерьез собственные возможности для генерации доходов. Конечно, это снижение вполне могло быть компенсировано 23,4% ростом трансфертов из Национального фонда (до 2,58 трлн тенге) и почти двукратным увеличением бюджетного кредитования (до 85,63 млрд тенге), которые выделяются на различные проекты развития и различные виды субсидирования под проекты по всему Казахстану. Однако новая волна обсуждений возможного усиления экономических полномочий местных властей может говорить о том, что государство уже начало работу по снижению уровня централизации бюджета.

Региональный патернализм

Государству действительно есть над чем трудиться. По словам экономиста Жаксыбека Кулекеева, сегодня в межбюджетных отношениях Казахстана существуют большие перекосы: порядка 80% государственного бюджета формируется из республиканского, и только 20% из местных бюджетов. Ежегодно 10 регионов Казахстана дотируются из республиканского бюджета, который во многом складывается из изъятий доходов у Алматы, Астаны, а также у Атырауской и Мангистауской областей.

Исследователь Максим Крючков отмечает, что в Казахстане отчетливо видна тенденция систематического роста трансфертов общего характера: чем больше средств из республиканского бюджета исторически выделают региону, тем большие объемы он получает в последующие годы. «Если регион неэффективен, и он понимает, что не выживет за счет налогов, которые остаются у него в местном бюджете - ему выгодно каждый год показывать высокие расходы, чтобы мотивировать к увеличению трансфертов из республиканского бюджета в будущем», - говорит он.

Расходы каждого региона могут увеличиваться по объективным причинам, к примеру, из-за роста инфляции, которая способна увеличить затраты на выполнение социальных обязательств. И хотя трансферты обычно выделяются под конкретные цели и проекты, регионы всегда стараются увеличить расходную часть, даже искусственно. «В парламенте им будет легче защитить бюджет, расходы которого сопоставимы или выше расходов за предыдущие годы. Эта практика продолжается и сейчас», - подчеркивает Крючков.


Покупка подписки

1 месяц

2500

1875

KZT

Купить

3 месяца

6500

4875

KZT

Купить

12 месяцев

19500

14 625

KZT

Купить

Репортер интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Loading...