Какие институты помогают странам избавляться от ресурсного проклятия
​Vласть объясняет: почему успех экономик сырьевых стран зависит от институтов?
Фото с сайта financialtribune.com

В 1991 году Нобелевский лауреат по экономике Дуглас Норт написал программную статью «Институты», утвердившую один из ключевых векторов будущего развития экономики и политологии. По его определению институты – это системы формальных и неформальных правил, которые упорядочивают экономическое, политическое и социальное взаимодействие между людьми. В экономике их основная задача состоит в том, чтобы сформировать экономические стимулы и определить, к чему будет стремиться та или иная страна – росту, стагнации или падению.

В конце марта Московский центр Карнеги опубликовал исследование экономиста Высшей школы экономики Елены Чиркуновой, которое показывает, как качество институтов влияет на экономическое развитие сырьевых стран. В начале своей работы Чиркунова объясняет, что государство, генерирующее большую часть своего ВВП за счёт ресурсной ренты, становится государством-рантье. Главное последствие этой метаморфозы – неоправданный рост расходов бюджета во время сырьевого бума, благодаря чему зарплаты в государственном секторе, как и численность работников, становятся неестественно высокими.

В числе других проблем, которые создаёт государство-рантье – низкое качество государственных инвестиций, искусственное импортозамещение, субсидирование стоимости электроэнергии и накопление больших национальных долгов. Причём государство может не увеличивать их само, а выступать гарантом займов частного сектора. Всё это способствует росту авторитаризма и ухудшает экономические показатели страны, поскольку вместо созидательного труда агенты заняты «поиском ренты».

Формирование такой экономической парадигмы приводит к серьёзному росту коррупции. В 2015 году экономисты Университета Осло исследовали коррупцию в Африке на субнациональном уровне в период с 1975 по 2013 год. Анализ 500 шахт в 33 странах показал, что изначально они открывались в менее коррумпированных районах, но с запуском добычи они становились более коррумпированными, чем другие. То же характерно и для нефтедобывающих стран – уместность такой корреляции подтвердили экономисты МВФ, проанализировав данные 31 страны за период 1992-2005 годов.

Высокую коррупцию и увядание экономического потенциала сырьевых стран Чиркунова объясняет именно низким качеством политических и экономических институтов. То как они помогают преодолеть ресурсное проклятие, наглядно демонстрирует пример Ботсваны – небольшого африканского государства.

В 2002 году она поставляла за рубеж алмазы, медь, золото и другие ископаемые, на которые приходилось 80% её экспорта.

Войти
У вас уже есть аккаунт? Войдите

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики