Аналитики не прогнозируют обвала тенге из-за рубля

Дмитрий Мазоренко, Vласть

10 сентября глава Национального банка Кайрат Келимбетов впервые обозначил пределы прочности казахстанского тенге. Расчеты этих пределов базировались на двух важных факторах – снижении цен на нефть и ослаблении российского рубля. Тогда он говорил что, если цена на нефть опустится до 80 долларов США за баррель, а курс рубля приблизится к отметке в 43 за 1 доллар, у Нацбанка появится повод беспокоиться за национальную валюту.

В конце сентября Центробанк России заявил, что, несмотря на ослабление рубля, он продолжит политику перехода к свободному курсообразованию. Многие российские аналитики выступали против этой меры, поскольку опасались, что она создаст условия для более сильной волатильности валюты. Тем не менее, сегодня российский ЦБ рассмотрит возможность более раннего перехода к плавающему формированию курса.

Тогда же в Нацбанке Казахстана Vласти рассказали, что негативных последствий для тенге от введения этой меры ждать не стоит. В ведомстве пояснили, что волатильность рубля будет скорее технической, и вряд на неё окажут воздействие фундаментальные экономические факторы.

Тем не менее, рубль продолжал устойчиво слабеть, а казахстанцы начали беспокоиться из-за угрозы ещё одной девальвации. 22 октября Келимбетов попытался успокоить общественность, сказав, что курс рубля нельзя считать прямо влияющим фактором на тенге. Он объяснил, что экономика России находится под давлением санкций и это в корне отличает её от экономики Казахстана.

Основное преимущество, по его словам было в том, что Казахстан не отрезан от внешнего фондирования, что позволило стране разместить еврооблигации на 2,5 млрд долларов. По мнению главы Нацбанка, нынешнее экономическое положение Казахстана и имеющийся запас прочности позволит тенге сохранять устойчивость на фоне слабеющего рубля.

Но даже после ряда заявлений Келимбетова и множества экспертов казахстанским СМИ, общество не перестало с опаской относиться к новостям об ослаблении рубля. На этой неделе, когда курс рубля за доллар достиг отметки в 43,2, что спровоцировало новую волну разговоров о скорой второй девальвации тенге.

Однако Айдархан Кусаинов, финансовый эксперт и генеральный директор консалтинговой компании Almagest рассказал Vласти, что влияние курса рубля на тенге переоценено, даже несмотря на наличие в бивалютной корзине и торговые отношения между Россией и Казахстаном.

«Рубль в большей степени влияет на нашу обрабатывающую экономику, на взаимную торговлю с Россией, а там достаточно большое значение имеют потребительские товары. Но нужно признаться, что ненефтяной экономики у нас мало. И в торговом балансе с Россией у нас преобладает импорт. Поэтому, с точки зрения инфляции и других показателей, ослабление рубля против тенге даже хорошо. Угрозу мы почувствуем, только если в долгосрочной перспективе захотим усиленно развивать свое производство», - пояснил Кусаинов.

Он также обратил внимание на то, что бизнес и производство всегда строят долгосрочные планы, заключая и планируя полугодовые и годовые контракты, бюджеты и закупки. «На уровне небольших магазинов можно будет изменить цены за один день, но на уровне крупного бизнеса они так быстро не меняются. Быстро на корпоративном рынке могут начаться только спекуляции. А системно такие изменения проявят себя минимум через полгода-год», - рассказал эксперт.

Ко всему прочему, как считает Кусаинов, говорить об окончании волатильности рубля еще рано и дальше она может привести его как к укреплению, так и к падению. По его словам, сейчас в крупных экономиках мира происходит некоторое переходное состояние. К примеру, в США закончили программу количественного смягчения, а Россия переходит к политике свободного курсообразования. Эксперт отмечает, что раньше этих факторов не было и сейчас не совсем понятно, к чему они могут привести.

Кусаинов также указал на то, что динамику курса рубля во многом предопределяют санкции: «Но санкции - это внеэкономическая мера, и временное явление. Рано или поздно они будут отменены или, как минимум, изменены, соответственно, изменится и динамика курса рубля».

Говоря о ценах на нефть, эксперт подчеркнул, что они всегда были изменчивы, но от недельного изменения цен курс тенге никогда не менялся: «Во всех бюджетах предусмотрена среднегодовая цена на нефть. Даже в перерабатывающих сделках, например по бензину, даже в развитых рыночных экономиках цены меняются через 2-3 месяца».

По словам Кусаинова, сейчас мало кто понимает, как поведет себя нефтерынок в ближайшее время. Даже такие серьезные игроки, как страны ОПЕК, не понимают, что происходит и требуют времени для анализа дальнейшего поведения рынка.

Тем не менее, эксперт убежден, что при нынешних обстоятельствах, запасов для сдерживания курса тенге без каких-либо проблем хватит еще на полгода: «Я считаю, что со стороны Нацбанка правильной стратегией будет сохранение спокойствия в течение ближайших 3-4 месяцев. А потом уже нужно будет выстраивать последующую политику. То есть, сильных потрясений для тенге в ближайшей перспективе я не ожидаю. Даже если рубль уйдет за отметку в 50 (рублей) за доллар, мы точно сможем жить с этим еще полгода».

Аналитик Halyk Finance Ерулан Мустафин придерживается полярной точки зрения.

Он считает, что недавнее ослабление рубля оказало ощутимое давление на тенге, причем дополнительное воздействие на него скорее оказывал корпоративный сектор, а не банки: «Но это давление отразилось не на самом курсе, а на валютных резервах Нацбанка. Однако сейчас оно снизилось: на этой неделе Нацбанк Казахстана существенно снизил объем валютных интервенций. Скорее всего, для поддержания валюты он использовал нерыночные ресурсы, но об этом судить сложно».

Мустафин считает, что у Нацбанка сейчас есть резервы, чтобы удерживать курс еще какое-то время и влиять на участников рынка нерыночными методами. Если же курс рубля продолжит снижаться в среднесрочной перспективе, это, по его мнению, заметно отразится на торговом балансе, конкурентоспособности и росте казахстанской экономики.

«Рано или поздно нам придется догонять рубль. А если цена на нефть будет оставаться на текущем уровне, то доходная часть бюджета будет испытывать серьезные проблемы, что станет дополнительным поводом ослабления тенге», - пояснил аналитик.

Тем не менее, Мустафин придерживается более оптимистичных взглядов на будущее рубля. Он не думает, что российская валюта долгое время будет находиться выше отметки 43 за доллар. По его мнению, предотвратить это могут результаты заседания ЦБ России в пятницу, открытие валютных РЕПО от ЦБ России и т.д.

Также аналитик указал на последние биржевые сводки, которые демонстрируют рост спроса на российские акции из-за их низкой цены и улучшения ряда политических перспектив. К примеру, недавно Газпром подписал контракт с Украиной, а со стороны Евросоюза могут последовать какие-то послабления после выборов в Украине.

«Возможно, рубль и будет находиться на текущих уровнях, но, я думаю, что основная часть его фундаментального ослабления произошла. По крайней мере, на ближайшие месяцы. И сейчас, как минимум, ожидается его техническая коррекция», - резюмировал аналитик.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики