Дом без хозяина: программе модернизации ЖКХ не хватает четких механизмов контроля

Анна Шатерникова, специально для Vласти

 

Модернизацию жилищно-коммунального хозяйства можно оценить двояко. С одной стороны актуальность ее назрела давно, и хорошо, что взялись. С другой стороны, традиционно не всегда за то место, и нерадивость уже свисает в виде штукатурки на некоторых домах со свежим ремонтом. 

Между тем, осовременить жилую инфраструктуру, разумеется, сложно: консервативная пассивность жильцов, непривлекательность для инвесторов, волокита и вороватость чиновников и КСК – все это осложняет архиважную задачу для всех без исключения населенных пунктов в Казахстане. Более того, вызов состоит не только в том, чтобы освежить-подлатать. Изношенный фонд нужно модернизировать еще и с учетом энергосберегающих технологий, что становится априори необходимым.

Отрасль ЖКХ на протяжении многих лет находилась в тени других секторов экономики и была обделена финансовой поддержкой со стороны государства. В то же время жильцам в силу привычки и особенностей менталитета оказалось нелегко отказаться от стереотипов и свыкнуться с мыслью, что забота о состоянии подвалов, подъездов, крыш – дело не только государства в лице компетентных в решении данных вопросов структур, но и самих собственников.

По мере того, как жилой фонд и инженерные сети, большая часть которых была сдана в эксплуатацию в середине прошлого века, ветшали, ситуация приближалась к критической, и приходило понимание того, что искать выход необходимо на самом высоком уровне.

В качестве решения проблемы правительство предложило в 2011 году госпрограмму модернизации и развития ЖКХ. Программа нацелена на разработку и принятие мер для проведения модернизации коммунальной инфраструктуры, повышение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, на обеспечение проведения ремонта общего имущества кондоминиума.

Ремонт многоквартирных домов должен проводиться по двум механизмам. Первый ориентирован на проведение капитального ремонта с элементами термомодернизации. При этом средства из республиканского бюджета направляются в местные исполнительные органы власти, которые впоследствии осуществляют капитализацию акционерных обществ, фактически становящихся региональными институтами развития. После выбора подрядчика следует обращение в СПК за кредитованием, а по завершении ремонтных работ денежные средства возвращаются.

Второй механизм ориентирован на проведение текущего ремонта многоквартирных жилых домов с элементами термомодернизации. Первоначально средства для реализации программы выделялись в виде трансферта из республиканского бюджета на беспроцентной основе. В перспективе деньги будут поступать в форме кредитов из республиканского бюджета в местные исполнительные органы, которые, в свою очередь, организуют проведение ремонтных работ и обеспечивают возврат денег, затраченных на ремонт. И по первому, и по второму механизму не менее 15% должно погашаться за счет накопленных средств.

По данным Министерства регионального развития, в прошлом году по первому механизму для капитализации СПК было выделено 5 млрд тенге, освоено 3,95 млрд тенге, или 79%. По итогам 2012 года ремонт был завершен в 227 из 314 запланированных домов. По второму механизму из бюджета республики акиматам было выделено 8 млр тенге на кредитование специализированных уполномоченных организаций.

Из 473 запланированных домов ремонт завершен в 434. В 2013 году планируется отремонтировать 569 многоквартирных домов на общую сумму 12,6 млрд тенге. Большой блок вопросов касается замены изношенных сетей. В рамках программы модернизации коммунальных сетей предусмотрено выделение 14,7 млрд тенге на реализацию 66 проектов, в том числе в сфере тепло-, газо- и электроснабжения, а также проекта по утилизации твердых бытовых отходов.

Согласно данным, недавно озвученным первым вице-министром регионального развития Каирбеком Ускенбаевым, по территории республики пролегает порядка 53000 км сетей водоснабжения, 14,7 тыс км сетей водоотведения и 12,2 тыс км сетей теплоснабжения. Ежегодно выполняется реконструкция порядка 5,1 – 5,2 тыс км сетей водоснабжения.

В целом, по данным Министерства регионального развития, на сегодняшний день по программе модернизации ЖКХ отремонтировано 1200 жилых домов, на очереди еще свыше 2000. В настоящее время министерство работает над новой программой, реализация которой начнется в 2014 году. Основной акцент в данной программе планируется сделать на глубокой модернизации: чем более масштабный и полный ремонт будет выполнен, тем на более выгодных условиях будут выделяться государственные средства

Один из ключевых пунктов новой программы связан с внедрением энергосберегающих технологий, что вполне логично с учетом как глобальных, так и локальных трендов. Актуальная во всем мире тема энергосбережения обещает стать центральной на EXPO-2017 в Астане, в республике совершенствуется законодательство в области энергосбережения и энергоэффективности, а рядовые граждане, вынужденные мириться с растущими тарифами, постепенно осознали, что применение энергосберегающих технологий в ЖКХ позволяет экономить на оплате коммунальных услуг, не отапливая воздух.

Как отмечают эксперты, главная задача заключается в том, чтобы после модернизации жильцы не чувствовали разницы в оплате коммунальных услуг. Добиться этого позволит качественное выполнение ремонтных работ с применением энергосберегающих технологий. Такой подход позволяет обеспечить практически 30-процентную экономию тепла и электроэнергии и соответственно, жильцы экономят на оплате коммунальных услуг примерно ту же сумму, которая должна быть возвращена в счет компенсации ранее выделенных из бюджета средств.

Как отмечают эксперты, на сегодняшний день главным позитивным итогом программы стало зарождение доверия со стороны казахстанцев. Если на первых порах было непросто уговорить жителей казахстанских городов на проведение модернизации их жилья, то уже в 2012 году, когда появились первые реальные результаты, возник неподдельный предметный интерес к программе.

Несмотря на то, что качество выполнения ремонтных работ по программе пока оставляет желать лучшего, данные проведенного «Казпотребнадзором» среди жителей 40 алматинских многоэтажек опроса свидетельствуют о том, что 60% респондентов, в принципе, поддерживают саму идею программы обновления жилого фонда, отмечая недостаток в проработке механизма выполнения.

Действительно, без ответа остается еще довольно много проблемных вопросов. Главный из них связан с отсутствием стандартов и критериев качества выполнения ремонтных работ. Между тем, недостаточно высокий уровень профессионализма строительных компаний и как следствие - низкое качество ремонта чаще всего вызывают недовольство горожан.

Имеют место случаи, когда вместо серьезного ремонта с применением энергосберегающих технологий дело ограничивается косметическим ремонтом, порой выполненным абы как. Даже в Алматы, где предложение позволяет из большого количества строительных компаний выбрать профессионалов своего дела, на фасадах отремонтированных по программе домов уже сегодня отлетает штукатурка. В небольших городах рынок строительных работ по определению меньше, чем в Астане или Алматы, а дефицит квалифицированных кадров – выше.

Одной из главных задач реформы было создание условий для развития конкуренции на рынке ЖКХ и как следствие – повышение качества оказываемых услуг. Но сфера ЖКХ пока не привлекает внимание бизнеса, соответственно, трудно говорить о притоке инвестиций и росте конкуренции. Пока не отработан и механизм учета и оценки эффективности использования бюджетных средств. На модернизацию ЖКХ направляются государственные деньги, средства монополистов и самих жителей, но при нынешних темпах реализации программы, особенно в регионах, едва ли удастся в оговоренные сроки реконструировать все дома, которым давно которым давно требуется ремонт.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики