Газовая недостаточность

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Несмотря на серьезную конкуренцию со стороны сланцевого газа, о добыче которого постоянно говорят западные СМИ, в среднесрочной перспективе — 20-30 лет — мир вряд ли откажется от природного газа. На прошлой неделе Министерство нефти и газа заявило о разработке концепции развития газовой отрасли, где, в том числе, будет сделан акцент и на развитие экспорта. Vласть попыталась понять, есть ли у Казахстана возможность для увеличения экспорта.

7 апреля министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что Казахстану нужна новая концепция развития газовой отрасли. По словам Карабалина, международные эксперты говорят о значительном увеличении роли газа в мировом энергобалансе в 2030 — 2040 годах и Казахстан должен улучшить позиции на мировом рынке.

В целом, прогноз оправдан. Согласно исследованию компании Ernst & Young, мировая потребность природного газа стабильно и ежегодно растет на 2,7% уже с 2000 года. Международное энергетическое агентство прогнозирует увеличение мировой доли потребления с 21% в 2010 году до 25% в 2035 году.

Помимо этого, агентство отмечает, что это будет единственный вид ископаемого топлива, доля которого только продолжит увеличиваться, несмотря на конкуренцию со стороны сланцевого газа, над добычей которого сейчас наиболее активно работают США и Европа.

Тем не менее, по прогнозу многих зарубежных экспертов, интерес к природному газу будет во многом поддерживать спрос со стороны Китая, который ведет программу по диверсификации энергоисточников. В 2012 внутреннее потребление Китая составило 143 млрд куб. м. газа и в перспективе показатель будет только расти.

Кроме того, украинские события могут открыть для газовых экспортеров европейский рынок — 1 крупнейшего импортера газа, который в 2010 году импортировал 420,6 млрд куб. м. газа.

Эти факторы однозначно создают ряд перспектив для экспортеров. Но есть ли у Казахстана потенциал, чтобы работать в этом направлении, и стоит ли вообще сейчас об этом думать?

Экспорт или дефицит

Несмотря на то, что Казахстан 21 страна в мире по газовым запасам (с 1,3 трлн куб. м. газа), его добыча относительно небольшая, хотя и показывает в последние 5 лет стабильный рост: с 32,77 млрд куб. м. в 2008 году к 2013 году она выросла до 42,3 млрд куб. м. Стоит отметить, что 90% добываемого в Казахстане газа — это попутный нефтяной газ (ПНГ).

Тем не менее, объем выработки товарного газа в прошлом году составил лишь 22,8 млрд. куб. м. Это обусловлено тем, что 30% газа остается на месторождениях — он закачивается обратно для поддержания и наращивания добычи нефти, еще 15% используется для выработки электроэнергии на месторождениях. В итоге для потребления остается только 55% добытого газа.

При всем этом, большую часть добытого газа — 10,9 млрд куб. м. в 2013 году Казахстан потребил сам, а экспортировал лишь 8,6 млрд куб. м. На внутреннем потреблении и стоит остановиться подробнее. В долгосрочной перспективе оно будет расти, и расти ощутимо. Во многом из-за газификации частного жилого сектора.

По прогнозу Министерства нефти и газа (МНГ) ежегодный рост составит 8%, и к 2020 году Казахстан будет потреблять уже 18,8 млрд куб. м. газа. Правда потом замедлится, и до 2025 будет расти по 4,5% в год, а с 2025 по 2030 чуть меньше — по 3,2%.

В любом случае, это создает большой риск, поскольку рост добычи может попросту не поспеть за спросом. По прогнозу МНГ, в 2014 году в Казахстане планируется добыть только 41 млрд куб. м. газа, это даже меньше чем в 2013, но в 2015 прогнозируемый объем должен достичь 45 млрд куб. м.

Дальше-хуже. По словам Артема Устименко, старшего аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций, к 2020 году выработка товарного газа особо не увеличится: «К 2020 году выработка товарного газа по республике составит не более 26-27 млрд куб. м, с последующим снижением к 2030 году до 21-23 млрд куб. м».

По словам экспертов, эта ситуация создает два довольно серьезных риска. Первый — это увеличение импортных расходов на газ. И второй, вытекающий из первого — повышение цен на внутреннем рынке до экспортного уровня, хотя, по словам различных аналитиков, они и без того будут ежегодно расти. Но, правительство может пойти на другой шаг — приостановить программу по газификации сел, чтобы удерживать потребление на оптимальном уровне.

Таким образом, согласно прогнозу Артема Устименко, ежегодно до 2020 года экспортные возможности Казахстана не будут превышать 6-7 млрд куб., а к 2030 году и вовсе возможно формирование газового дефицита на уровне 3-4 млрд куб. м.

Как скоро решится проблема?

Скорее всего, что не скоро. Артем Устименко считает, что даже при разработке концепции по развитию газовой отрасли, в ближайшие 10-15 лет у Казахстана такой возможности не будет

«Основной причиной остаются достаточно ограниченные перспективы наращивания производства товарного газа, причем в данном контексте значительную неопределенность вносит отсутствие конкретики по срокам реализации 3-й фазы Карачаганака и 2-й фазы Северо-Каспийского проекта», — считает аналитик.

Хотя, как говорят другие аналитики, возможность все же есть. До 2020 года НК «КазМунайГаз» планирует провести большую программу по геологоразведке, на которую уже выделено 797 млрд тенге. Есть вероятность, что в Казахстане могут быть обнаружены новые и рентабельные газовые месторождения. Но технические аспекты и здесь выступают краеугольным камнем. Даже если освоение месторождений начнется, на это понадобится время и инвестиции.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики