Киргизия в ТC  может потерять реэкспортный потенциал - эксперты

Андрей Мырзаев, Бишкек, специально для Vласти

Киргизия намерена вступить в Таможенный союз 1 января 2015 года, контрольная дата -  23 декабря текущего года. Экономика страны  в настоящее время поддерживается  реэкспортом китайских товаров, который может резко сократиться после вступления республики в ТС.

Китай является основным и крупнейшим партнером Киргизии в сфере торгово-экономического сотрудничества. По данным, министерства экономики Киргизии за 2013 год внешнеторговый оборот Киргизии с Китаем составил 1 млрд 488,6 млн долларов и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 16,6%. Прямые иностранные инвестиции из Китая в 2013 году составили 454,5 млн долларов. В то же время, Китай является главным киргизским кредитором, по данным министерства финансов Киргизии, на сентябрь 2014 года, задолженность государства перед "Экспортно-импортным банком Китая" составляла 1,04 млрд долларов. Второе место в очереди кредиторов занимает Всемирный Банк (долг 689 млн), третье — Азиатский банк развития (593 млн долларов). Россия занимает четвертое место, ей Киргизия должна 300 млн.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте министерства финансов от 30 сентября 2014 года, следует то, что долг перед КНР с 2009 года вырос более чем в 22 раза.

Киргизия намерена вступить в Таможенный союз уже с 1 января, и как отметил в интервью российскому агентству "Внешняя политика" замруководителя аппарата президента КР Сапар Исаков, вопрос реэкспорта китайских товаров снимается с повестки дня и будет осуществляться уже в тех рамках, что обозначены в ЕАЭС.

То есть, по сути, для Китая отныне таможенные барьеры будут одинаковы как с Россией, Казахстаном, так и с Киргизией. В тоже время, на границе Китай и Казахстана уже введен в эксплуатацию Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», который является частью, более глобально стратегического проекта: Новый Шелковый путь — из Китая в Европу, в частности через Казахстан именно сухопутным путем. Известно, что уже построена дорога "Жетыген — Қорғас" и тем самым был проложен путь на рынки Китая. Главное преимущество проекта в том, что помимо увеличения грузопотока, значительно сокращаются и сроки доставки. Не означает ли это конец "эры киргизской реэкспортной компании"?

"Как ни парадоксально звучит, но китайцы очень заинтересованы во вступлении Киргизии в ТС по трем основным причинам" - поделился мнением в интервью с корреспондентом Vласти независимый эксперт Кубат Рахимов. "

"Они убедились в серьезных намерениях стран ТС жестко контролировать границу с Киргизией и с 2011 года успехи сдерживания реэкспорта - налицо. К тому же киргизские реэкспортеры легко делились коммерческой информацией с китайскими партнерами, особо не скрывая реальных рынков сбыта и товаропроводящих каналов в России и Казахстане. То есть теперь, имея достаточно развитую инфраструктуру поставок товарной продукции через Казахстан, многие производители из КНР, жертвуя посредниками, отыгрывают выросшие таможенные платежи именно за счет маржи посредников и выпрямления транспортных маршрутов – из Урумчи заметно ближе к платежеспособным рынкам РФ и РК, нежели чем через Кашгар" - отметил Рахимов.

Второй причиной эксперт считает – отсечение завышенных ожиданий киргизских элит от сотрудничества с КНР, особенно в аспекте того, что китайская сторона уже на этом этапе будет патронировать Киргизию, вплоть до решения исключительно внутренних проблем, включая водно-энергетические и инфраструктурные. Однако, китайцы прагматичны и не хотят размениваться на маленькие выигрыши, особенно когда налицо совершенно беспрецедентный уровень взаимодействия России и Китая.

"Третья причина –Киргизия не самая худшая точка входа для совместных производств на территории КР и последующего сбыта де-факто китайской продукции уже на весь общий рынок ТС/ ЕАЭС. Уже открываются несколько фабрик, например, обувная в Нарынской области, причем продукция уже сертифицирована по требованиям ТР ТС" - рассуждает Рахимов.

Подытоживая Кубат Рахимов говори, что двусторонние отношения между КНР и Киргизией просто видоизменятся, ряд проектов получит импульс, а прежние операторы реэкспортных схем будут вынуждены менять схему или вообще уходить с рынка.

"Останется ли реэкспорт? Нет, ибо общие правила ТС едины для всех. Другое дело, что есть риск контроля над некоторыми потоками и их условная растаможка будет дешевле, чем через иные погранпереходы Таможенного Союза. Но это уже вопрос к правоохранительным органам и наднациональным структурам ТС. Внутри ТС не может быть понятия реэкспорт, это нонсенс. Другое дело, что часть бизнес-сообщества КР лоббирует снижение ввозного НДС до 6 процентов, рассчитывая на этом построить свои логистические схемы, аналогичные реэкспортным. Но я уверен, что у властей КР хватит благоразумия не делать этого" - заключил эксперт.

Говоря об интеграционных проектах в контексте их влияния на киргизско-китайские отношения нельзя обойти стороной и концепцию Экономического пояса "Великого шелкового пути".

Китай планирует потратить на "новый Шелковый путь" 40 миллиардов долларов, об этом сообщил председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с руководителями Бангладеш, Камбоджи, Лаоса, Монголии, Мьянмы, Пакистана и Таджикистана. Целью проекта является развитие транспортных связей в Азии.

"С одной стороны, многие страны боятся китайской экспансии, с другой –жаждут инвестиций из Поднебесной. Это касается и Кыргызстана, особо не обласканного международными инвесторами, за исключением того же Азиатского банка развития. Уже сейчас многие эксперты говорят об угрожающей зависимости Киргизии от Китая, особенно в части роста внешнего долга. Вступление КР в ТС вовсе не панацея и не снимет большей части этих проблем. Страны ТС не собираются вовсе брать на себя обязательства суверенной страны, как думают некоторые наивные представители властных элит страны. Увы, эти долги надо выплачивать, либо конвертировать их в иные обязательства, но это грозит уже потерей экономического суверенитета. Поэтому парадокс ЭП ВШП будет себя проявлять и дальше – казнить нельзя помиловать. Другим игрокам остается предлагать либо альтернативные программы экономического сотрудничества, либо находить синергию с глобальными планами китайской стороны", - говорит Рахимов.

Между тем, процесс подготовки к подписанию Киргизией договора о присоединение к Таможенному союзу идет полным ходом. Парламент республики принял во втором чтении ряд законопроектов, связанных со вступлением страны в интеграционное объединение.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые