Поиск баланса интересов государства и участников аграрного рынка – традиционно вещь сложная, в первую очередь в силу того, что собственно сельскохозяйственная отрасль все никак не займет должное место в структуре экономики страны. Понятно, что без государственной поддержки развить аграрный сектор, мягко говоря, крайне сложно, но в казахстанских условиях порой дают сбои даже, казалось бы, отлаженные механизмы.

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Поиск баланса интересов государства и участников аграрного рынка – традиционно вещь сложная, в первую очередь в силу того, что собственно сельскохозяйственная отрасль все никак не займет должное место в структуре экономики страны. Понятно, что без государственной поддержки развить аграрный сектор, мягко говоря, крайне сложно, но в казахстанских условиях порой дают сбои даже, казалось бы, отлаженные механизмы. А попытки найти удобный для всех формат взаимодействия все чаще скатывается на уровень взаимных претензий и упреков.

 

Впрочем, ситуация нынешнего года такова, что многим фермерам без государственной помощи просто не выжить. Засуха привела к тому, что в ряде регионов посевы попросту сгорели, цены на зерно взлетели на небывалый уровень (средняя цена на тонну продовольственной пшеницы 3-го класса уже перевалила за 45 тысяч тенге). Понятно, что государство не могло оставаться в стороне при подобном «раскладе», хотя бы в силу того, что адекватный повышению цен на зерно рост стоимости хлеба сделал бы основной продукт питания предметом роскоши для большинства казахстанцев.

 

Правда, отреагировало государство в первую очередь, именно на грядущую «хлебную» проблему. Схема, казалось бы, уже отработана годами, механизм известен: Продовольственная контрактная корпорация заключает меморандумы с акиматами областей и выбранными местными властями мукомольными предприятиями о поставках определенного количества удешевленной продовольственной пшеницы – по 28 тысяч тенге за тонну. Эта пшеница перерабатывается исключительно для производства муки 1 сорта и изготовлению из нее «социального хлеба» - хлеба 1-го сорта, в народе известного больше как «кирпич». Такой механизм уже применялся в прошлые годы, что позволяло избежать существенного скачка цен на один вид хлеба.

 

Применили этот же механизм и сейчас. Акиматы рассчитали свои потребности, чиновники в Астане перепроверили заявки по нормам института питания (из расчета нормы потребления хлеба на человека), и определили общий объем удешевленного зерна, которое потребуется регионам – 1,3 млн. тонн. С 1 августа и по настоящее время в регионы отгружено 217 тысяч тонн удешевленной продовольственной пшеницы.

 

В этом году Минсельхоз сделал еще один шаг. В рамках этих же меморандумов утверждено, что получаемые после переработки зерна отруби будут продаваться сельхозформированиям и личным подсобным хозяйствам. Также по низкой цене – 15 тысяч тенге за тонну. Поскольку вместе с ценами на зерно, взлетела и стоимость кормов, такой подход должен был помочь мелким фермерам и частникам хоть как-то «удержаться на плаву». Но недавно Минсельхоз выяснил весьма пикантную подробность: отруби фермерам действительно продают. Но не по 15, а по 35 тысяч тенге.

 

«В калькуляцию себестоимости 1-го сорта (муки) включены все расходы, и отруби достаются операторам по сути, бесплатно, - негодовал на совещании министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. - Потому что все расходы – по зарплате, по амортизации, они все заложены в стоимость муки. И полученные доходы от продажи отрубей должны были использоваться для того, чтобы нивелировать разность транспортных расходов, определенные расходы по тарированию, перемещению этого зерна. Чтобы без проблем укладываться в эти цены, которые были ограничены на хлеб и на муку 1-го сорта. За 2 месяца, по данным областей, животноводческим предприятиям и личным подсобным хозяйствам поставлено всего лишь 13 тысяч тонн, тогда как из отпущенного объема зерна должно было быть (произведено) как минимум около 50 тысяч тонн. Возникает вопрос – где остальной объем отрубей? Кто использует их и для каких целей? Куда пошли эти отруби?»  

 

Куда же отруби все-таки «пошли», министру выяснить так и не удалось. Зато обозначилась еще одна проблема – в некоторых регионах явно что-то неладно с переработкой муки в принципе. Переработка идет с очень низкой эффективностью. По технологии производства, при однородном качестве муки – в данном случае муки 1-го сорта, выход готового продукта должен составлять не меньше 70% (от загруженного объема). Однако в некоторых регионах этот итоговый выход едва превышает 20%.

 

Почему это происходит – никто из региональных чиновников, участвовавших в совещании, так и не смог объяснить. Министр же категорично потребовал: «Если у оператора плохое оборудование, или плохая мельница, то это не означает, что он таким образом должен… это государственное, ниже рыночной цены, этот ресурс так неэффективно использовать».

 

Помимо призывов относиться более ответственно к государственным ресурсам, глава Минсельхоза все-таки порадовал фермеров. В частности птицеводов, которые сегодня, как и остальные сельхозпроизводители, находятся в весьма затруднительном положении: цена выросла и на фуражное зерно, а значит, должна подорожать и продукция птицеводства. Фермеры уже обращались в Минсельхоз с просьбой увеличить объемы поставок фуражного зерна по льготной цене. Асылжан Мамытбеков с этим предложением согласился.

 

«Мы сейчас рассматриваем вопрос  о вынесении на госкомиссию дополнительного объема фуражного зерна, - сообщил он, добавив, что в число получателей этого зерна войдут не только птицеводческие предприятия, но и откормочные площадки крупного рогатого скота», - сказал министр.

 

Правда, рассчитывать на то, что им покроют весь необходимый объем, фермерам не приходится. Сегодня им поставляется порядка 30% от потребности фуража, Минсельхоз предлагает увеличить его до 50%. «Больше 50% выделять ниже рыночной цены – это будет уже совсем неправильно», - убежден Мамытбеков.

 

Еще один сигнал получил зерновой рынок. Минсельхоз предлагает внести на рассмотрение правительства вопрос об отказе закупа в текущем году зерна в госресурсы.

 

Дело в том, что ежегодно Продкорпорация (будучи оператором по закупу зерна в госресурс) обязана обновлять почти треть имеющегося в закромах государства запасов – для освежения. Однако сегодня, по словам главы Продкорпорации Бейбитхана Кабдрахманова, сделать это проблематично. Причина в том, что пока в правительстве утверждалось постановление о выделении средств (из расчета 40 тысяч тенге за тонну), стоимость пшеницы на рынке выросла. В тот период, когда делались расчеты, стоимость зерна составляла порядка 35 тысяч тенге, теперь же она выросла до 45 тысяч. Поэтому, считает Кабдрахманов, осуществлять закуп по цене ниже рыночной, будет весьма проблематично.

 

Глава Минсельхоза отреагировал на это мгновенно, предложив Продкорпорации внести предложение об отказе от закупа зерна для обновления госресурса в текущем году. Тем более, добавил он, цена на пшеницу высокая, а качество – не очень, и, соответственно, могут возникнуть проблемы в последующих годах, поскольку прежде чем обновлять госресурс, «залежалый» продукт нужно продать. И именно это может оказаться проблематичным.

 

И хотя речь идет о не самом значительном объеме закупа (для освежения госресурса закупается 150 тысяч тонн), тем не менее, определенный сигнал рынку дан. А тот факт, что сегодня предлагаемая государством цена закупа значительно ниже рыночной, по сути, развязывает руки и трейдерам, и сельхозпроизводителям – одни будут активно скупать, другие – не менее активно продавать, дабы извлечь максимальную прибыль.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые