• 3944
ТС меняет предпочтения авторынка Казахстана в сторону новых,  российских и местных автомобилей

Таможенный Союз на глазах видоизменяет авторынок Казахстана, формируя его в сторону российского и казахстанского автопрома, а также официальных автодилеров. В этом году уже на 75% сократился импорт подержанных автомобилей, на 75% же увеличились продажи автодилеров (в деньгах их рынок вырос – на 64% -  до 1,8 млрд долларов). Доля национальных автопроизводителей выросла на 100% и занимает 21% рынка. Эксперты прогнозируют отток покупателей из бюджетного сектора. 

Анна Шатерникова, специально для Vласти

С созданием Таможенного союза и повышением пошлин на ввоз подержанных иномарок расстановка приоритетов на автомобильном рынке претерпела изменения. Несколько лет назад автолюбители однозначно предпочитали бывшие в употреблении автомобили, произведенные зарубежными автоконцернами, продукции российского и отечественного автопрома.

После введения так называемой «семилетки» подержанные машины оказались не по карману казахстанцам со скромным достатком, которые составляли основную долю покупателей в данном сегменте. Соответственно, одним из характерных трендов последнего времени является сокращение доли «серого» рынка, который на протяжении многих лет служил основным источником поставок средств передвижения в Казахстан.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в 2012 году по сравнению с предшествующим годом импорт подержанных авто сократился в 75 раз. Игра по правилам Таможенного союза оказала заметное влияние на структуру официальных продаж, в общем количестве которых увеличилась доля бюджетных моделей, в том числе сошедших с конвейеров казахстанских предприятий, и иномарок российской сборки.

По данным АКАБ, за 7 месяцев 2013 года официальные автодилеры реализовали 84836 новых автомобилей, что на 75% превышает показатель аналогичного периода прошлого года, когда было продано 48567 новых авто. В денежном эквиваленте за период с января по июль рынок новых автомобилей вырос на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг $1,8 млрд. При этом на долю национальных производителей пришлось $391 млн., это на 100% больше, чем за 7 месяцев 2012 года.

Эксперты АКАБ полагают, что в ближайшее время более отчетливо проявится тенденция оттока покупателей из бюджетного сектора и одновременно стремление к равномерному распределению продаж в средних ценовых диапазонах.

Данный тренд очевиден уже сегодня, о чем свидетельствуют результаты первых семи месяцев нынешнего года. Так, в сегменте менее $10 тыс. было продано 17% от общего количества реализованных автомобилей, это на 5% меньше, чем за 7 месяцев 2012 года.

Наиболее активно с начала года по июль продавались авто по цене от $10 тыс. до $15 тыс. – на долю данного сегмента пришелся 31% всех продаж новых автомобилей, тогда как по итогам 7 месяцев прошлого года приходилось 25%.

На 1%, до 10% от общего объема продаж, выросла доля ценового сегмента от $20 тыс. до $25 тыс. Доля сегмента от $15 тыс. до $20 тыс. также выросла на 1%, с 16% до 17%, а представительство сегмента от $25 тыс. до $40 тыс. увеличилось с 15% до 16%. А вот в сегменте дорогостоящих авто ценой от $40 тыс. до $80 тыс. наметилось достаточно заметное снижение продаж с 9% до 6%.

В безусловном выигрыше от реализации нововведений, связанных с созданием Таможенного Союза, оказались казахстанские производители и предприятия автопрома стран ТС, в первую очередь России (подтверждением чего является многомесячное незыблемое лидерство бренда LADA) и Казахстана.

Скептические утверждения о том, что казахстанцы стали чаще покупать авто отечественной и российской сборки, скорее, по причине отсутствия альтернативных вариантов новых автомобилей по относительно доступным ценам, чем из патриотических побуждений, не лишены основания.

Но по этому же пути таможенного регулирования в свое время прошли многие страны, и если брать в качестве примера территориально и исторически наиболее близкий нам российский рынок, нетрудно проследить, как на фоне введения новых пошлин качественно изменился автопарк этой страны.

Старые иномарки на российских дорогах постепенно уступили место новым образцам продукции российского автопрома, в том числе иностранным брендам, собираемым на российских заводах. А потребители постепенно поняли, что новый, пусть и менее пафосный автомобиль, купленный у официального дилера с официальной гарантией производителя, лучше, чем авто с солидным пробегом и темной историей.

По мнению экспертов, аналогичный процесс происходит в Казахстане, и данные, свидетельствующие о росте продаж продукции казахстанского автопрома, наглядно иллюстрируют этот тренд. За 7 месяцев нынешнего года официальные дилеры реализовали 17804 авто казахстанской сборки, это на 85% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля казахстанских производителей достигла 21% от всех продаж на отечественном автомобильном рынке.

При этом авто отечественной сборки представлены как минимум тремя-четырьмя моделями в бюджетном ($10-15 тыс.) и практически во всех средних ($15-25 тыс.) ценовых диапазонах. Лишь в сегменте от $40 до $60 тыс. отечественные автопроизводители представлены единственной моделью KIA Cadenza.

Скромно представлены казахстанские автопредприятия и в премиум-классе, где фигурируют всего две модели, собираемые на мощностях «АгромашХолдинг» (Костанай) и «Азия Авто» (Усть-Каменогорск) соответственно – SsangYong Chairman и KIA Quoris.

В целом рост продаж автомобилей казахстанского производства происходит главным образом за счет ценового диапазона от $10 тыс. до $25 тыс.. При этом тройка лидеров среди легковых автомобилей, произведенных в Казахстане (это Chevrolet Cruze, ZAZ Chance, KIA Cerato new) по итогам 7 месяцев, согласно данным АКАБ, обеспечила 55.6% от рынка всех легковых автомобилей, собранных в РК.

Доля внедорожников отечественной сборки среди всех продаж новых авто в январе-июле составила 9.3% и 44,4% от всех автомобилей отечественной сборки.

Практически все бренды отечественной сборки в январе - июле вошли в ТОП-10 самых продаваемых. В целом по итогам 7 месяцев продажи автомобильных брендов выглядели следующим образом.

На первом месте LADA (29572 единицы), на втором – Daewoo (7145 единиц), на третьем – KIA (6776 единиц). Благодаря растущей популярности среди казахстанских автолюбителей модели Hyundai Accent данный бренд занимает четвертую строку с продажами 6509 единиц. На пятой позиции японская Toyota (5855 единиц), на шестой – Chevrolet (5463 единицы), на седьмом месте – Nissan (3297 едниц), на восьмом – Renault (2219 реализованных авто). На девятой и десятой строчках соответственно обосновались казахстанские автомобили Skoda (1862 единицы) и SsangYong казахстанской сборки (1828 единиц).

Совсем немного не дотянул до первой десятки ZAZ (1671 реализованный автомобиль по итогам 7 месяцев), однако среднемесячный рост продаж данного бренда выглядит впечатляющим и приближается к 50%.

Словом, сегодня автомобили отечественной сборки отвоевывают свое место под солнцем на казахстанских дорогах, и не считаться с этим фактом нельзя. Принимая во внимание не раз звучавшее предложение пересадить чиновников на казахстанские авто, можно предположить, что представительство новых автомобилей, сошедших с конвейеров отечественных заводов, будет расти.

Есть основания полагать, что рост продаж казахстанских авто произойдет не только в сегменте госзакупок. В последнее время правительство РК рассматривает возможность субсидирования автокредитования при покупке новых автомобилей отечественной сборки.

Как будет выглядеть механизм внедрения, пока неясно, но если Казахстан пойдет по этому пути, он повторит практику поддержки отечественного производителя, широко и успешно применяемую в странах ЕС.

По мнению экспертов, следующим шагом должно стать изучение европейского опыта в обновлении автопарка, в частности, такой составляющей данного вопроса, как утилизация старых автомобилей. Учитывая весьма почтенный средний возраст отечественного парка легковых машин, с решением этого вопроса надо поторопиться

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики