• 8881
Ментальная арифметика: к чему привели проделки маркетологов

Первые курсы ментальной арифметики появились в Казахстане 5 лет назад. С тех пор каждый из нас получил лифлет в ТРЦ, email или личный звонок с обязательным призывом отдать ребенка на чудо-уроки, которые научат его «считать в уме быстрее калькулятора». Как международная верифицированная программа развития интеллекта превратилась в тренинг скоростного счета и почему некоторые казахстанцы критикуют ментальную арифметику?

В чем смысл обучать ребенка ментальной арифметике? 76% из 100 опрошенных казахстанцев полагают, что главная цель обучения – научиться быстро считать. Понятно, почему – для популяризации методики маркетологи в свое время использовали самый очевидный и впечатляющий побочный эффект от занятий. Телепередачи, Facebook и Instagram изобиловали – и продолжают – видеороликами с участием детей, молниеносно считающих сложнейшие примеры. О том, что ментальная арифметика является одним из самых действенных инструментов интеллектуального развития, знают немногие.

Главным инструментом, при помощи которого ребенок обучается основным арифметическим операциям, являются древние счеты – абакус. Ребенок работает с абакусом двумя руками одновременно, используя указательные и большие пальцы, что, в свою очередь, развивает мелкую моторику. В ходе обучения активизируются оба полушария мозга: правое – для визуализации абакуса, левое – для логических расчетов. Обучение развивает у ребенка логическое и креативное мышление, память и концентрацию внимания. Как правило, полный курс рассчитан на 2,5-3 года, занятия проходят по 2 академических часа 1 раз в неделю. При этом инструкторы настаивают на ежедневной 20-минутной практике дома.

Отсутствие подтверждающих исследований в Казахстане

Существует множество международных исследований, доказывающих эффективность ментальной арифметики в рамках умственного и творческого развития детей. Однако, родителями и учителями не раз поднимался вопрос об анализе работы методики в Казахстане. Как выяснилось, единственной на сегодняшней день организацией, занимающейся подтверждением обещанных на буклетах результатов, является Центр интеллектуального развития ADVANCE.

«Для того, чтобы измерить прогресс от занятий ментальной арифметикой, Академический департамент ADVANCE ввел для учеников обязательные VIM тесты – психометрические тесты на познавательные процессы,» – комментирует кандидат психологических наук, доцент Сапарова И.А. В психологии существуют специально разработанные тесты, позволяющие исследовать память, внимание, креативное мышление, логику и мелкую моторику ребенка. Тестирование проводится при поступлении в центр и далее каждые шесть месяцев обучения. «Результаты такого исследования – это не только возможность наблюдения за интеллектуальным ростом ребенка. Это возможность выявить его сильные стороны, а также те качества психических процессов и навыков, которые требуют особенного внимания. Я думаю, что это ценное подспорье для родителей в составлении долгосрочного плана развития ребенка, соответствующего его индивидуальности» – рассуждает И.А.Сапарова.

Впервые VIM тесты были проведены осенью 2015 года среди учеников стипендиальной программы по ментальной арифметике. Результаты подтвердили улучшение следующих показателей: за 3 месяца аналитическое мышление у детей улучшилось на 50%, концентрация внимания ­­и креативность – на 20%, фотографическая память – на 7%.

«Эти тесты – объективный метод оценки результатов обучения,» – считает Закия Бауэр, мама ученика Дархана Бауэр. «Конечно, я наблюдаю достижения сына. Он отлично справляется со школьной программой, быстро учит иностранные языки, прекрасно считает ментально. Но тесты позволяют отслеживать конкретные показатели и акцентировать внимание на определенных из них. Опираясь на результаты тестирования, инструкторы ADVANCE находят индивидуальный подход к каждому ученику». В течение двух месяцев Дархан держал первенство в соревнованиях между учениками, занимающимися по методике Innovate, обходя результаты соперников из Малайзии и Австралии.

Ментальная арифметика – для будущих лидеров. Правда или рекламный ход?

Во всех центрах, предоставляющих курс обучения ментальной арифметике, заверяют в приобретении учениками лидерских качеств. Так ли это на самом деле, отвечает доктор социальных и экономических наук, лектор Henley Business School Максим Белицкий. Научные интересы доктора Белицкого – сфера предпринимательства, инновации и цифровые технологии в ведении бизнеса.

«В эпоху больших цифр и бизнес-аналитики во всех сферах, один из главных навыков руководителя – умение находить и правильно обрабатывать информацию. В сегодняшнюю быстротечную цифровую эпоху важно делать это не только эффективно, но и очень быстро. Видеть цифры и моментально их понимать,» – рассказывает Белицкий. «Знание цифр и способность с ними работать – ключевой навык для любого руководителя, не важно, малого или крупного бизнеса. Первый невозможно построить без понимания взаимосвязей внутри компании и планирования развития. Второй не удастся контролировать, опять же, не понимая основ. Ментальная арифметика, на мой взгляд, уникальный действенный инструмент подготовки детей к менеджменту бизнеса. Почему уникальный? Она развивает как аналитическое мышление, так и умение быстро «понимать» цифры и считать. Дети учатся фокусироваться на вопросе и оперативно принимать решения как самостоятельно, так и в группе. Также в методике мне импонирует акцент на амбидекстрии – развитии функций обеих рук, вне зависимости, правша ребенок или левша. Это обеспечивает работу обоих полушарий мозга. Учить ребенка писать обеими руками – обычная практика для японских школ. Разработчики методики ментальной арифметики пошли дальше – они учат детей работать на абакусе двумя руками одновременно, и это значительно расширяет границы разума».

Доктор Белицкий отмечает положительное влияние ментальной арифметики и на процесс социализации детей. «На уроке дети активно общаются друг с другом, с преподавателем, я наблюдал, насколько они открыты. Для лидера очень важно понимать, как взаимодействовать в команде и с командной. Как ее вести. У хорошего лидера коммуникативные навыки – на высоком уровне: умение слушать, воспринимать и отличать важную информацию, умение вовлекать людей в разговор. Всему этому можно и нужно учиться, и чем раньше, тем лучше».

Современные родители, чуткие к тенденциям образа жизни и ведения бизнеса, действительно делают ставку на обучение навыкам руководителя. «Мы с Даниалом решили посещать уроки ментальной арифметики в ADVANCE в первую очередь ради умения мыслить аналитически», – делится телеведущая Динара Сатжан о совместном решении с сыном. «Преподаватели также развивают в ребенке креативное мышление, учат находить нестандартные пути решения задач с помощью специальных упражнений. Я верю, что в комплексе эти качества значительно облегчат путь ребенка к успешному будущему».

Фото предоставлены Центром интеллектуального развития ADVANCE

Еще по теме:
Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Loading...