В конце июля в столице под эгидой «Астана Тазарту» стартует проект по раздельному сбору мусора. На первом этапе будет задействовано 50 жилых комплексов, где будут установлены специальные контейнеры для пластиковых отходов. А уже до конца года в городе будут охвачены 588 ЖК или 686 контейнерных площадок. Стоит отметить, что в прошлом году подобный проект уже запускался в пилотном режиме, однако провалился. О том, кто и как очищает город от мусора, как будет реализовываться проект, какие ошибки были допущены в прошлый раз и готовы ли граждане к сортировке мусора рассказал Vласти генеральный директор ТОО «Астана Тазарту» Иван Лавриненко.
Иван Юрьевич, говорят, что «мусорный бизнес» - один из самых высокодоходных в мире. Его ставят на третье место после продажи наркотиков, оружия и людей. Так ли это?
Насчет высокой доходности мусорного бизнеса – это вопрос спорный. Особенно у нас. Потому что во всем мире весь цикл: мусоросборка, хранение, переработка-захоронение - имеет дотацию. Происходит это либо прямой поддержкой государства, либо через соответствующие фонды. Потому что, в принципе, исключительно за счет сборов тарифов он не выгоден. Вся начальная цикличность ложится на плечи потребителей. Так происходит в Казахстане, в Америке, Европе или Азии.
Но если закладывать всю стоимость цикла на плечи потребителей, от вывоза мусора до его переработки и утилизации, то это окажется слишком высокой суммой. И она сегодня превышает тарифы, которые сегодня существуют. Самая дорогая в данной цепочке часть – это захоронение и утилизация, потому что с нее надо платить эмиссии, дополнительные экологические налоги. Это очень высокие суммы. Плюс встает вопрос правильности захоронения мусора – по всем стандартам: периоды разложения, выделение газов и т.д. Это все очень сложно.
Именно поэтому во всем мире этот процесс дотируется.
Но в Казахстане схема сбор мусора - переработка - утилизация на сегодняшний день раздроблена. Наша компания занимает сбором и вывозом мусора до точки утилизации либо переработки. Есть компания, которая занимается мусороперерабатывающим заводом и есть государственное предприятие на правах хозяйственной деятельности «Экополигон», которое занимается захоронением. Соответственно на каждом предприятии есть свой тариф по приемке и утилизации.
То есть, на сегодняшний день государственной поддержки как таковой, нет?
На уровне города благодаря управлению природных ресурсов у нас сейчас разрабатывается программа по управлению отходами. В Казахстане это будет единственная программа такого плана. Она даст общее понимание того, что у нас с мусором в городе происходит.
И в то же время она предназначена для того, чтобы в условиях ЭКСПО и просто развития города и государства мог спокойно прийти инвестор, посмотреть, увидеть, что минимальная «конституция» для этой отрасли готова, что город его будет поддерживать, чтобы он мог спокойно зайти в отрасль. Потому что инвесторов ходит много. Но пока толку мало. По существующим тарифам ни один инвестор никогда не соглашался работать. Все заходят – первым делом говорят: давайте пересматривать тарифы.
Насколько критично?
Сегодня астанчане, которые живут в квартире, платят тариф 260 тенге, в частном домовладении – чуть больше 270 тенге. Для сравнения, в Алматы тариф начинается от 341 тенге. Это, конечно, тоже немного. Если говорить про развитые страны, то в Европе и США тариф колеблется от 40 до 100 долларов. При этом если у нас вывоз мусора осуществляется ежедневно, а порой и два раза в день, то там машины ездят 2-3 раза в неделю. При этом стоит учитывать, что они осуществляют сбор уже разделенного мусора.
Как я уже говорил, основная часть тарифа на вывоз мусора в странах Европы и США дотируется. У нас, при том, что затратность на вывоз мусора в связи с частотой поездок гораздо выше, дотаций никаких не существует.
На нашем предприятии тариф не изменялся с 2011 года. За это время прошли несколько девальваций, вы знаете, что выросли цены на все. Но мы тариф не изменяли.
Из чего складывается тариф?
Мы рассчитываем из кубатуры – 1487 тенге. И на жителя в 2011 году это составляло 132 тенге. На сегодняшний момент изменились нормы накопления, стали 2,16, соответственно мы умножили тариф на эту норму накопления. Поменялся тариф, сумма оплаты. Но тариф внутри предприятия не поменялся.
Тариф за тонну сегодня составляет 7200 тенге. Из них мы, "Астана Тазарту", 50% отдаем следующему по цепочке (переработка или утилизация).
На повышение не соглашается антимонопольное ведомство или акимат?
Нет, это сама по себе ситуация такова, что людям сложно объяснить причину повышения тарифов на вывоз мусора. За воду, за электричество, за газ ты можешь человеку объяснить, а за вывоз мусора ты человеку никогда не объяснишь рост тарифа. Без угрозы социальной напряженности. Вывоз мусора у нас считается неблагодарной работой. И воспринимается с такой позиции: все равно вывезут, без разницы за какие деньги. Потому что должны. Мол, мы тут будем мусорить, а вы так собирайте.
Другой вопрос, что для привлечения инвесторов в эту сферу действующие тарифы не привлекательны. В том числе и для тех, кто хочет заниматься глубокой переработкой мусора и создания единой цепочки от вывоза и переработки до утилизации. Поэтому здесь необходимо продумать вопрос по дотированию и фондам поддержки.
То есть, инвесторы ждут правил игры?
Я думаю, что да.
А сколько сейчас компаний, занимающихся вывозом мусора, работает в Астане?
В общей сложности – около 30. Но компании делятся на те, кто обслуживает физических лиц и предприятия. Компании выбираются на тендере, где разыгрываются участки по обслуживанию. Город разделен на 24 участка. Мы выставились на 24 участка. В 2012 году выиграли 17 участков. Потихоньку компании на других участках не очень хорошо себя зарекомендовали: были жалобы со стороны граждан, завалы и т.д. Соответственно, переигрывались тендеры, и постепенно мы сейчас стали обслуживать 23 участка. Один участок обслуживает другая компания – ТОО «Таза Алим». У нас очень хорошие партнерские взаимоотношения, мы друг другу помогаем. Но конкуренцией я это не назову.
Обслуживание юридических лиц – это чисто конкурентная среда. Там работает очень много компаний. И очень много недобросовестных компаний, которые очень сильно демпингуют. У нас тариф 1487, а люди опускают его до 300 тенге на госбюджетах. А мы свой тариф занизить не можем – он вкладывает в себя весь цикл – от вывоза до захоронения. То есть, снижать мы просто не можем.
А другие компании, те кто демпингует, делают просто - они не вывозят мусор на полигон, а вываливают его там, где никто не видит. Еженедельно мы делаем объезды по несанкционированным свалкам. Их вокруг города большое множество. И все они должны быть рекультивированы или вывезены. Если удается найти собственника, это делается за его счет. Если не удается найти собственника – это делается за счет бюджета города. Это очень больной вопрос.
Много поймали таких собственников несанкционированных свалок?
Этим занимается уже департамент экологии. Но знаю, что наказывали и штрафы выписывали. Там не очень большие штрафы…
К сожалению, у нас по законодательству так получается. Очень много таких нестыковок, что за вот эти порчи наказать сильно не получается. Даже мы порой, если человек отказывается заключить договор, мы с ним ничего сделать не можем. Ничего!
И все равно обязаны вывозить мусор?
Конечно.
Допустим, когда я покупала квартиру, я заключала договор с электрокомпанией, с газовой, а с вами – нет. Тем не менее. Счет же приходит….
С жилым сектором немного проще. Потому что как только вас ввели в жилой фонд, вы попадаете в зону публичного договора. То есть, не обязательно заключать договор. Есть зона действия публичного договора, вы в зоне его действия, и ЕРЦ (единый расчетный центр – V.) автоматически вас включает в перечень.
А что делаете с теми, кто не хочет платить?
В суды подаем.
И много таких?
Очень много.
Сколько у вас физических лиц на обслуживании в городе и сколько неплательщиков?
На сегодняшний момент мы обслуживаем до 620 тысяч физических лиц, я думаю, что к концу июля мы будем обслуживать около 700 тысяч человек. По статистическим данным в городе проживает порядка миллиона человек. У нас на обслуживании месяца полтора назад было около 530 тысяч человек. Получается, около полумиллиона людей у нас нигде не зафиксированы, кто не платит нам за вывоз мусора. То есть за кого мы вывозим, но их юридически нет.
В связи с этим у нас сейчас ведется массовая работа по проверке фактического проживания граждан. В прошлый раз мы объезжали общежития, выясняли сколько человек прописано. И за один объезд выявили порядка 400 человек. Это серьезная цифра.
Вы сказали, что подаете в суды?
Только за последний месяц плюс 911 физических лиц на 51 миллион тенге. Есть такие, которые никогда не платили.
А граждане часто жалуются на вашу работу?
Очень часто. На основные начисления, количество проживающих – все, что угодно. А бывает, звонит на номер коммунальной службы 051 бабушка, почетная жительница, и жалуется на то, что контейнеры не так стоят: ей зимой удобно сюда выносить, а летом – сюда. Она делает заявку, чтобы перенести контейнеры. А как их перенести? Есть полигон, которому принадлежат площадки, а мы только обслуживаем. Нет, плохо возите и все.
То есть, сами площадки принадлежат полигону?
Площадки, контейнеры принадлежат полигону, государственно-коммунальному предприятию. Мы занимаемся только вывозом и обслуживаем.
В конце июля вы запускаете проект по раздельному сбору мусора. В прошлом году уже был подобный - «чистый город», однако про него очень быстро все забыли…. Тот проект был совместным с акиматом и полигоном или чисто ваш?
В прошлом году был пилотный проект. Был подписан меморандум управлением природных ресурсов, «Астана Тазарту», ОО «Посади дерево», поддержали проект компании «Эфес» и «Кока-Кола». Еще раз повторю - это был пилотный проект. Мы попробовали, у нас немного у нас не получилось в организации, хотя мы и волонтеров привлекали, и мусорные пакеты покупали, вели разъяснительную работу.
Но тяжело человеку объяснить, когда у тебя мусоровозы все одного цвета. Люди себе объяснение придумали: «А что нам делить, если вы все равно все в одну мусорную кидаете?» Ну как? Извините. Это цветные контейнеры, мы их раздельно вывозим. Нет. Бесполезно. Но есть и сознательные люди. Но опять-таки сознательность заканчивается на том, когда он открывает контейнер и говорит: «Ну ё-мое! Я тут стараюсь, а все всё равно сюда кидают». Дней десять все это прожило и опять началось что попало. Я упорно держал проект три-четыре месяца. Мне уже говорили: «Да бесполезно, давай перестанем». Я говорил: «Нет, вывозите, будем смотреть». В итоге, пока решили приостановить.
Но сейчас мы решили проект реанимировать.
То есть, еще раз попробуете?
Будет раздельный сбор. Мы его однозначно будем вводить. На начальном этапе мы должны организовать, чтобы люди сами раскладывали мусор. Просто, может быть, не надо усложнять, не надо создавать 3-4 фракции, а сделать две: делимые, неделимые, органика и все остальное – это пластик, бутылка, стекло и так далее. Я думаю, что на данном этапе проще так делать. Кроме того, с момента полноценного запуска мусороперерабатывающего завода, что обещают буквально на днях, мы улучшим для себя показатели, мы дешевле будем платить, потому что меньше будем завозить. Мы будем завозить на завод уже раздельный сбор.
Но опять же, если население….
Мы не возьмем сразу весь город, мы возьмем район «Есиль», поделим на сектора. Скажем так, в прошлом году был пилотный проект. На тот момент в министерстве только разрабатывали пункт в Зеленом кодексе, чтобы обязать акиматы подготовить население к раздельному сбору. У нас же управление природных ресурсов просто пошло на опережение, и до этого еще сказали: «Мы это введем, мы это попробуем». Поэтому мы не сильно заморачивались, мы сделали просто пилотный проект, чтобы посмотреть плюсы и минусы. И теперь мы уже знаем, где мы ошиблись, как и где мы должны надавить, где немножко усилиться, где отпустить. Поэтому я думаю, что наш второй заход будет более качественный и более длинный.
Контейнеры вы сами покупали?
Да.
А на сколько отличаются контейнеровозы для сбора раздельного мусора от обычных мусоровозов?
Ничем. Зачем отдельные? Есть мусоровозы с двумя ячейками для загрузки, либо одной. Но технология-то одна и та же. Просто для каждого контейнера своя машина.
А перед ЭКСПО планируете обновления?
Мы к ЭКСПО предлагаем и разрабатываем сейчас программу станций перегруза. Выставить в городе 2-3 станции перегруза большие – такие большие мусоросборочные комплексы. Если один мусоровоз может забрать в себя 100 контейнеров, то этот мусоросборник будет забирать в себя 1000 контейнеров. И потом специальными тягачами вывозить их на завод или полигон. Это даст ускорение сбора. Вообще, сейчас мы смотрим много новых технологий. Какая в итоге заработает, я пока не могу сказать.
Помнится, несколько лет назад в Милане бастовали мусорщики, за 10 дней город погряз просто. Что будет, если у нас произойдет подобное, сколько дней потребуется Астане, чтобы задохнуться?
Начнем с того, что у нас такого быть не может. Мы этого не можем допускать, мы живем в других социальных условиях.
Вам интересно, за сколько город впадет в мусорный коллапс? Сутки.
Если мы сегодня не выйдем, завтра к вечеру – все, город встанет. Суток хватит, чтобы город перенаполнился, на вторые он начнет вонять.
А вы гарантируете, что ваши сотрудники так не сделают? Вы их хорошо содержите?
Средняя заработная плата у нас на уровне 150-200 тысяч тенге, плюс все социальные пакеты. У нас есть очень объемный коллективный договор, в котором предусматриваются все от рождения ребенка до смерти близких. Мы выдаем молоко, спецодежду средства личной гигиены. У нас все это положено.
А сколько человек работает, так сказать, обеспечивают чистоту города?
506 человек – численность предприятия. Ежедневно выезжает порядка 170 человек. Это в два рейса. Порядка 400 человек – это производственники. Есть, кто работает после пенсионного возраста, это специалисты, от которых вообще не хочется избавляться, на самом деле – специалисты. Много молодежи. От 18 до 65.
Мусорщик, не очень престижная профессия….
Вы знаете, молодежь сейчас к этому немножко проще относится. Есть ребята, которые в 18 лет пришли, 5-6 лет работают, которые рвутся. Сначала заходят штурманами, потом становятся водителями, если им это интересно. Вы зря так думаете. У нас даже иногда смеются, что наши штурманы и водители получают больше, чем директоры и замы. Даже и такое бывает. У нас коэффициент трудового участия обязателен к заработной плате, плюс отпускные, если человек работает больше пяти лет, он отпускных получает два оклада, плюс еще за вредные условия труда. Так что условия работы у нас достойные.
О чем бы вы хотели попросить людей?
Не знаю…. Наверно, быть более внимательными к нашей работе и стараться мусор в пакетах выбрасывать и доносить до контейнеров. Потому что очень многие любят рядом положить. Нюансов много, начиная от того, что у нас город подвержен дождевым коллапсам, и люди предпочитают не доходить до контейнерных площадок. А бороться с этим очень сложно.