Казахстан взял курс на борьбу с анонимностью в СМИ. В мире все по-другому

Маргарита Бочарова, Vласть

Чуть меньше двух недель назад казахстанские журналисты узнали, что министерство информации и коммуникаций взяло твердый курс на то, чтобы запретить отечественным масс-медиа ссылаться в своих публикациях на инсайдерскую информацию от неназванного источника. Vласть изучила мировые СМИ, чтобы выяснить, пытается ли все остальное международное сообщество бороться с анонимностью.

В марте 2016 года редакторы американского The New York Times опубликовали открытое письмо к своим репортерам. Его поводом стали многочисленные жалобы читателей издания на то, что авторы газеты уж слишком пристрастились к использованию анонимных источников. Редакторы отреагировали незамедлительно: отныне любая ссылка на такого рода источник должна в обязательном порядке согласовываться с одним из них. Однако ужесточение требований к журналистам в данном случае - не ключевое событие. Гораздо важнее то, что крупнейшее издание Америки с мировой репутацией не отказалось от использования инсайдерской информации даже несмотря на то, что читатели NYT высказали свое явное неодобрение.

«Предоставление источнику анонимности позволяет нам вскрывать зверства террористических группировок, факты злоупотребления государственными полномочиями и другие случаи, когда разговор с нами может подвергнуть риску жизнь, свободу или карьеру источника. В таких чувствительных областях как национальная безопасность это может быть неизбежным», - пишут авторы письма. Они подчеркивают, что использование анонимных источников оправдано только в том случае, если речь идет о действительно важной и абсолютно надежной информации.

В итоге только вчера, 25 октября, на сайте американского издания вышло порядка десятка новостей со ссылкой на неназванные источники. Среди них были, например, следующие:

Кроме собственных анонимных источник NYT нередко обращается к возможностям одного из крупнейших мировых информационных агентств Reuters. Корреспонденты Reuters располагают собственной базой источников, потеряв которые, они, вероятно, лишатся и некоторой части своего бизнеса по производству эксклюзивных новостей. Недавний пример - сообщение агентства Рейтер о том, что российский бизнесмен узбекского происхождения Алишер Усманова учавствует в управлении Узбекистаном после смерти Ислама Каримова.

То же справедливо и в отношении агентства Associated Press. Vласть приводит ниже лишь самую малую часть того, что удалось найти в поисковике по запросу «AP sources» (источники AP):










На самом деле, чтобы оценить ценность анонимных источников для журналистов, можно даже не обращаться к западному опыту. В России ни одно авторитетное издание не обойдет стороной проверенную инсайдерскую информацию. Ниже представлен скрин главной страницы «Коммерсанта» от 25 октября, на котором красной рамкой выделены те материалы, при написании которых были использованы данные от анонимных источников.

Алан Ажибаев, вице-министр информации и коммуникаций, сетуя на использование журналистами анонимных источников, вспомнил и о журналистской этике. У отечественных журналистов действительно имеется соответствующий кодекс, в котором, к слову, указано, что «журналист принимает самостоятельное решение о раскрытии или сохранении конфиденциальности источника информации». Такая «журналистская привилегия» далеко не случайна, хоть и пришла к нам из западной традиции. Европейский суд по правам человека, к примеру, уверен, что «без подобной защиты СМИ могут быть лишены информации о вопросах, представляющих общественный интерес. Как результат, СМИ утратят свою функцию контроля за деятельностью государства и общества».

Фото freeimages.com

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики