30 декабря 2016 года на тендере, организованном отделом экономики и финансов акимата Жезказгана, за 37 млн тенге был продан телеканал «Дидар». Продажа «Дидара» в частные руки состоялась, несмотря на поручения премьер-министра Бакытжана Сагинтаева исключить региональные СМИ из списка приватизации. Vласть разбиралась, как стала возможной продажа единственного жезказганского телеканала и что с ним будет дальше.
Согласно постановлению правительства от 10 декабря 2015 года № 1141 «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы» в перечень организаций коммунальной собственности, предлагаемых к передаче в конкурентную среду, был включен ряд региональных средств массовой информации. Среди этих СМИ значился телеканал «Дидар».
В ноябре 2016-го премьер-министр Бакытжан Сагинтаев обратился к президенту страны (копия документа есть в распоряжении Vласти) с предложением исключить региональные СМИ из списка подлежащих приватизации, поскольку они «играют важную роль в обеспечении информационной безопасности страны и имеют большую политическую значимость».
25 ноября глава государства поддержал идею премьер-министра, а контроль над реализацией инициативы поручили вице-министру Имангали Тасмагамбетову. Тот, в свою очередь, поручил (8 декабря) министерствам национальной экономики и информации и коммуникаций, а также региональным акиматам, чтобы они проработали вопрос исключения региональных СМИ из приватизационного перечня. Вскоре ему ответили в экономическом ведомстве, что там работают над проектом постановления правительства, которое предусмотрит «исключение региональных средств массовой информации из Комплексного плана». «Кроме того, считаем целесообразным местным исполнительным органам провести аналогичную работу по исключению региональных средств массовой информации из перечня объектов, подлежащих приватизации, после принятия постановлений акиматов внести соответствующие изменения в графики продаж», - сказано в письме первого заместителя министра нацэкономики (на момент отправки письма – исполняющего обязанности министра) Марата Кусаинова к Тасмагамбетову.
В местном исполнительном органе, акимате города Жезказган, не знали, что им следует «провести аналогичную работу по исключению региональных средств массовой информации» из списка подлежащих приватизации. «Чтобы исключить «Дидар», такой (информации – V) мы не получали», - сказал в разговоре с Vластью заместитель акима Жезказгана (курирующий финансово-экономические вопросы) Амангали Мухамбедин.
В акимате Карагандинской области, руководству которого также поручали исключить телеканал «Дидар» из списка приватизации, не ответили на запрос Vласти. А в комитете государственного имущества и приватизации министерства финансов указали, что выполняли комплексный план приватизации.
«В соответствии с Комплексным планом приватизации на 2016-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1141, ТОО «ЖГДТ «Дидар» включен в Перечень организаций коммунальной собственности, предлагаемых к передаче в конкурентную среду (акимат Карагандинской области). Организатором торгов и продавцом является ГУ «Отдел экономики и финансов г. Жезказган», который во исполнение указанного плана приватизации провел предпродажную подготовку Объекта. Первые торги были проведены 9 ноября 2016 года. Объект выставлялся на торги трижды и был продан с третьих торгов 30 декабря 2016 года на тендере с условием сохранения профиля деятельности в течение 10 лет», - говорится в ответе председателя комитета государственного имущества и приватизации Эдуарда Утепова на запрос Vласти.
Тем временем, сотрудники телеканала «Дидар» обеспокоены его судьбой: опасаясь, что их канал попадет в частные руки, руководство «Дидара» вывесило на своем сайте гневное письмо-запрос к местным властям: «Поручение Главы Государства и предложение Правительства об отмене приватизации региональных СМИ для Жезказганского акимата не является руководством для принятия соответствующего решения. Батырлан Ахметов (аким Жезказгана – V), спешно продав телеканал «Дидар», достиг своей цели. Что думает по этому поводу аким Карагандинской области Нурмухамбет Абдибеков?».
В городском акимате подчеркивают, что продажа телеканала вовсе не была поспешной. «Торги состоялись, между прочим, с третьего раза. Мы почти полгода его (телеканал «Дидар» - V) реализовывали», - сказал замакима Жезказгана Амангали Мухамбедин.
В разговоре с Vластью директор «Дидара» Базарбай Алеуханулы пояснил, что больше всего, помимо якобы поспешной продажи, его беспокоит сам факт приватизации «человеком, который никогда не работал в журналистике».
Этот человек – Магауия Мизамбаев – является директором ТОО «Паз», предприятия, которое занимается обслуживанием административных зданий акимата Жезказгана. Директор телеканала «Дидар» и его сотрудники утверждают, что ТОО «Паз» - государственное, аффилированное с местной властью.
Сам Магауия Мизамбаев в разговоре с Vластью подчеркнул, что ТОО «Паз» действительно занимается адмзданиями жезказганского акимата, но является частным. «Учредитель ТОО «Паз» - частное лицо», - подчеркнул Мизамбаев.
Что касается судьбы сотрудников «Дидара», которые опасаются, что после 10 лет (в течение такого срока новый владелец должен сохранить профиль объекта – V) их выгонят на улицу. «Ни в коем случае. Это не Алматы, не Караганда, мне нужны специалисты. Этого (увольнений – V) не будет, это однозначно», - подчеркнул Мизамбаев.
Также он заявил, что ничего не знал о воле верхов, согласно которой, его новый актив подлежал выводу из приватизационного списка. Недовольство руководства «Дидара» Мизамбаев связывает с тем, что в тендере, в котором, в конце концов, победил он, участвовала и компания «ТВ21», которая принадлежит сыну Алеуханулы. «Они проиграли, сын директора, их контора «ТВ 21», они сами участвовали (в тендере – V), но дали то ли около 31 или 32 млн, допустим, а если бы они выиграли, то не было бы шума!», - уверен Мизамбаев.
Алеуханулы не отрицает того факта, что компания его сына участвовала в тендере, однако он объясняет это тем, что профессиональные журналисты, по его мнению, справятся с управлением СМИ лучше, чем пришлый человек.
«Мы участвовали как? Мы спросили коллектив! А где гарантия, что через пять лет (согласно документации – через 10 лет – V), когда можно будет, нас не продадут? У меня молодой коллектив, средний возраст ребят – 30 лет. Мы единственный телеканал в Жезказгане», - сетует Алеуханулы.
Сейчас, как рассказали Vласти в департаменте управления государственным имуществом и активами министерства национальной экономики, в ведомстве разработали новое постановление. «В настоящее время во исполнение поручения Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. от 25 ноября 2016 года Министерством национальной экономики разработан проект постановления Правительства, предусматривающий исключение региональных средств массовой информации из перечня организаций, подлежащих приватизации, в том числе ТОО «Жезказганская городская дирекция телерадиовещания «Дидар», - сказано в ответе департамента Миннацэкономики.
В понедельник вечером в офисе вице-премьера Имангали Тасмагамбетова Vласти сообщили, что он поручил акиму Карагандинской области и уполномоченным государственным органам «в семидневный срок осуществить проверку и принять меры для устранения выявленных нарушений путем признания сделки недействительной и привлечения допустивших указанное нарушение лиц к ответственности».
В подготовке материала принимала участие Тамара Вааль