Господдержка в обмен на качественные фильмы: в правительстве обсудили проблемы развития кинематографа

Тамара Вааль, Астана, Vласть

В министерстве культуры и спорта разработали новый проект закона «О кинематографе». Документ уже в мае планируется внести в парламент и принять до конца года. Во вторник новый документ, а также концепцию развития отрасли до 2050 года обсудили на заседании правительства.

Как сообщил министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы, по официальной статистике в стране действует 35 кинопроизводственных организаций, выпускающих в год более 250 кинокартин, включая телевизионные и частные картины. Доля отечественного кинопроката составляет 6% от общего объема демонстрируемых в кинотеатрах фильмов, кинопоказ обеспечивают 93 кинотеатра, 243 кинозала и 368 передвижных и стационарных киноустановок. Что же касается сборов кинотеатров, то они превышают 10 млрд. тенге в год, из которых чуть более 7% - от казахстанских картин.

В рамках производства национальных фильмов министерством за последние три года выпущено около 100 фильмов, на данный момент в производстве находится более 40 картин. При этом, проинформировал министр, в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» разработан и утвержден комплексный план по созданию теле- и кинопроектов на 2015-2020 годы, повествующих об истории страны с древнейших времен, казахстанской культуре, современной жизни страны, исторических личностях и гражданах – героях нашего времени.

«Перед нами стоит задача по продвижению имиджа Казахстана и повышению туристического интереса к республике, - отметил Мухамедиулы, пояснив, что «мы сейчас снимаем фильмы для внутренней аудитории в основном, и ограничиваемся разовыми международными показами без выхода на международный прокат в кинотеатрах. И это при том, что весь мир продвигает собственное кино на мировые рынки и путем этого пропагандирует собственную культуру, историю, ценности».

А благодаря тому, что к съемкам фильмов привлекаются ведущие зарубежные компании, это дает «возможность выхода на мировые рынки, проката у широкой аудитории». И в этом направлении есть успешный опыт совместных с Россией съемок картины «28 панфиловцев», который стал лидером казахстанского и российского проката, сообщил Арыстанбекулы.

«Следует отметить, что впервые кассовые сборы позволяют нам окупить затраты на его производство, картина показана в странах Европы и в Канаде, далее планируется прокат по всему миру – есть договоренность с Японией, Кореей, Великобританией», - сообщил министр.

Следующий шаг, по его словам, это выход на широкий международный рынок, в том числе – и на рынок Китая, который «вызывает сегодня огромный интерес по всему миру».

Однако, подчеркнул глава Минкультуры, сегодня важно понимать, «кто наш зритель и для кого мы снимаем кино». В этой связи нужна новая форма взаимодействия всех участников процесса кинопроизводства, его проката. Актуальным, по его мнению, остается вопрос расширения действующей киносети, особенно в регионах, на селе - через введение механизма государственно-частного партнерства.

«Очевидно, что эти и многие другие вопросы требуют мощной господдержки и законодательного обеспечения», - признал он.

«Сегодня вся сфера кино регулируется всего шестью статьями закона «О культуре». В отрасли нет четкого понятийного аппарата. Отсутствуют нормы, раскрывающие все аспекты взаимодействия с участниками процесса производства, проката, дистрибуции кинопродукции, хранения и тиражирования уникальных киноколлекций прошлых лет и оцифровки…. Министерство впервые разрабатывает отраслевой закон «О кинематографии». В марте текущего года он будет внесен в правительство, в мае предусмотрено его рассмотрение в парламенте. Уверен, он будет принят до конца этого года», - сообщил Мухамедиулы.

Кроме того, для закрепления в правовом поле всех ключевых подходов в развитии отрасли, министерство разработало проект концепции развития кинематографии до 2050 года. В ней определены такие лучшие мировые подходы, как четкое разграничение функций между организациями кино и совершенствование инфраструктуры отрасли, обозначено направление развития продукции и выхода на мировые рынки проката. В отдельное направление выведено совместное производство, что привлекает зарубежные кинокомпании к съемкам на территории этих стран. В обмен, «ими обеспечено продвижение имиджа страны-кинопроизводителя»

«Ожидается, что с принятием концепции будет решен целый ряд вопросов: касательно дальнейшей государственной поддержки отрасли, производства, хранения, оцифровки киноматериалов и киноколлекций, преобразование действующей инфраструктуры и многое другое. Учитывая, что на сегодняшний день проект концепции развития кинематографии министерством подготовлен, прошу вас дать поручение на ее проработку с госорганами в установленном порядке для дальнейшего внесения на согласование правительства и рассмотрения главы государства», - обратился он к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву.

Народный артист Казахстана Асанали Ашимов тут же признался, развитию отрасли не хватает государственных денег. Конечно, средства выделяются, но на выходе режиссеры получают совсем не те суммы, которые необходимы.

«Давайте ничего не будем жалеть для развития искусства, кино, - обратился он к членам кабинета министров. - Многие вещи зависят от вас, Бакытжан Абдирович. Со своей стороны, мы будем проводить работу, у нас есть талантливая молодежь. Однако много чего не хватает. Смета утверждается, однако она автоматически министерством финансов сокращается наполовину и говорят: «Половину найдите сами». А откуда мы можем найти такие средства. Сейчас нет таких спонсоров. И фильмы стоят годами», - вздохнул он.

Главной проблемой данной отрасли в Казахстане, по мнению кинорежиссера Акана Сатаева, является маленький объем рынка. Поэтому сегодня, уверен он, необходимо строить кинотеатры в регионах и районных центрах и вести борьбу с пиратством.

«Многие зрители нам говорят: «Мы ждем, когда фильмы появятся в торрентах, на пиратских ресурсах в интернете». Если мы поборемся с этим, как с порносайтами это удалось, это было бы большой помощью нашей отрасли», - считает Сатаев.

Для поддержки отечественного кинематографа необходимо и квотирование. Так, как это сделали в России – 20% всех фильмов, которые транслируются на их территории должны быть отечественными. Важны отрасли и преференции, такие как освобождение от уплаты НДС или возврат части затраченных средств в виде такс-кредитов.

«Это широко используется во многих странах, я снимал фильмы в Торонто и продюсерам вернули 40 процентов затраченных средств в виде такс-кредита. В некоторых регионах, где суровые погодные условия, эта цифра доходит до 60%», - привел он пример.

«Также можно сделать льготы прокатчикам, к примеру, освободить их от НДС, часть этих средств можно направить на формирование фонда кино или за счет этого поднять цену билета только на иностранные фильмы. Это даст конкурентные преимущества отечественному продукту. За счет этого можно формировать фонд кино и эффективно их использовать, чтобы за счет этого фонда можно будет поддерживать фестивальные фильмы, которые бы завоевывали большие награды на крупных международных киноплощадках, таких как Канны, Берлин, Венеция. Для этого нужно снимать очень качественное кино», - пояснил Сатаев, отметив, что «необходимо снимать большие блокбастеры, исторические зрелищные фильмы с потенциалом на международный прокат».

О том, что отрасль необходимо делать инвестиционно-привлекательной, а для этого вводить различные налоговые преференции для международных и отечественных инвесторов, заявил на заседании правительства и сопредседатель союза кинематографистов Казахстана, режиссер Ахат Ибраев. Все это приведет к повышению квалификации местных кадров, увеличению объемов производства и улучшению локального контента.

«Наша молодежь, мы представляем будущее отрасли через 5-7 лет таким: что в отечественных кинотеатрах от 50 до 70% будет составлять именно наш контент. И залы будут переполнены именно нашими зрителями, для которых образы и герои будут сформированы именно нашими режиссерами. И для того, чтобы эта картина состоялась через такое короткое время, мы хотели бы, чтобы эта программа была рассмотрена и поддержана правительством и вами», - обратился он к премьеру.

Нужны кадры – еще один ключевой посыл озвучил кинорежиссер, сценарист, продюсер Рашид Нугманов. В частности, в стране необходимо развивать институты продюссирования с высококвалифицированными специалистами. Таких нет, их надо обучать и, желательно, внутри страны.

«Поэтому создание школы продюссирования в новых нормативных документах очень важно для развития казахстанского кино», - отметил Нугманов.

Он также заверил, что создание фонда поддержки кино станет одним из «действительно успешных норм в поддержке национального кинематографа». Эту тему развил директор киносети «Арман» Бауржан Шукенов: «Положительные аспекты этого закона – создание двух государственных фондов - «Госфильмфонда» и Фонда поддержки казахстанского кино. Отдельным пунктом вынесен статус экспертного совета, который будет решать вопросы финансирования и дальнейшего развития индустрии. И самый главный вопрос – расширяются права местных исполнительных органов по содействию и развитию кино Казахстана».

В то же время в документах имеются и недоработки. В частности, отсутствуют механизмы взаимодействия всех субъектов кинематографии. Но он заверил, что над этим вопросом сейчас работают.

В ближайшей перспективе, по мнению Шукенова, необходимо решить еще ряд задач, таких как внедрение открытой, а главное, доступной статистики отрасли – по количеству проданных билетов, по залам, преобладанию зрительской аудитории и так далее, благодаря чему отрасль может стать более инвестиционно-привлекательной. Кроме того, необходимо вводить преференции (о чем говорили практически все), а также решить вопрос с отменой НДС на поставку оборудования и законодательно обязать «всю цепочку игроков рынка, отвечающих за сбыт кинопродукции вкладываться в кинопроизводство посредством целевого налога, питающего фонд прямого финансирования кинематографии или напрямую инвестировав в конкретные фильмы».

Резюмируя обсуждение, Сагинтаев подчеркнул: «Вот было сказано, что кино - это бизнес, отсюда надо исходить». Премьер отметил, что нужно рассмотреть все предложения, которые были высказаны и выбрать лучшие. Но в то же время дал четко понять, «чтобы снять высокорентабельные фильмы необходимо соответствующее финансирование». И финансирование будет, но за это будет строгий спрос, заметил премьер.

Шеф столичного бюро Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики