Традиционная весенняя тема на отечественном телевидении - грядущие паводки в ряде регионов республики. С экранов звучит до боли знакомая риторика: поводов для беспокойства нет, акимы сельских округов с предвкушением ждут прихода тепла, а пока можно покататься на санках с крыши занесенных метелями домов.
«Хабар» продолжает методично убеждать свою преданную аудиторию в том, что «выделенные государством деньги на финансирование противопаводковых мероприятий в нынешнем году используются гораздо эффективнее». Александр Трухачев, подводя итоги недели, подчеркивает, что «пока каких-то особых поводов усомниться в этом нет». Удивительный оптимизм демонстрирует и корреспондент республиканского канала, который отправился по местам былой славы «большой воды».
«Все службы наготове, и это при том, что особых причин беспокоиться то и нет», - твердят на «Хабаре» заученную мантру. Вот только с доказательствами этого утверждения то и дело неувязочки выходят. Журналист «Жеті күн» с молодецким задором взбирается на огромный снежный сугроб, за которым виднеется почти скрывшийся под снегом сельский домик, и произносит, указывая на него: «С крыши этого домика можно скатиться на санках, но только кажется, что снега много. На самом деле, в этом году на полях всего 20 см, а в прошлом году было около 50. А во-о-он там уже бугор чернеет. И это здорово!».
Через мгновение съемочная группа оказывается в поселке Суриковка Костанайской области и ни на миг не теряет свой идеологический оптимизм. Вот милая девочка с двумя косичками рассказывает о том, как «дядя-аким» в 2016 году вынес ее из затопленного дома на руках, вот другая жительница деревни, нервно смеясь, пытается объяснить, зачем запасается продовольствием впрок (Ох уж эти журналисты! Пришли на запах коптящегося во дворе сала…): «Готовимся, вдруг не дай бог, хоть с собой что-нибудь взять».
Наконец, журналист добирается до местной школы, которая в прошлом году вынуждена была стать центром эвакуации, и тут эйфория его практически накрывает. С матрасом в подмышке он входит в кадр и изрекает: «Школа по-прежнему готова к эвакуации - есть койки и даже 25 матрасов. Если что, пострадавших можно уложить прямо сейчас».
Завершился сюжет практически сюрреалистично - репортер «Хабара» приходит к уже знакомой ему жительнице Суриковки «бабе Лиде» и с усмешкой рассказывает зрителям историю о том, как ее куры пережили прошлогодний подъем воды: «Кур никто не спасал, но и те где-то скрывались две недели, а когда вода сошла, воротились домой».
Вот бы люди как куры, читалось подтекстом.
Меж тем съемочная группа «Информбюро» 31 канала готовила репортаж из другого села все в той же Костанайской области. Поселок Семеновка по внешнему виду будто списан с уже знакомой нам Суриковки - те же двухметровые сугробы, те же крыши домов над белоснежным покровом. Только жители там оказались не столь оптимистичными, да и корреспонденты попались какие-то дотошные. Зачем-то пошли к акиму Глазуновского сельского округа и напрямую спросили, когда тот планирует вывозить из села снег. У сельского начальника даже голос не дрогнул: «Сейчас снег твердый, его некуда вывезти. У нас техника есть, на старте, как сейчас потепление пойдет - мы его раскидаем».
Вероятно, на таких управителей местного разлива и намекал в своем «Портрете недели» Артур Платонов: «Они иной раз словно впервые услышали, что зимой порой выпадает много снега, весной он еще имеет обыкновение таять, из-за чего создает им - чиновникам - проблемы немалые».
И правда, имиджевые потери уже понес, например, аким Павлодара. На окраину его владений на неделе принесло корреспондентов вездесущего «Информбюро». Телевизионщикам даже и делать ничего не нужно было - всего то показать видео, снятое жителями этих самых окраин. Особенно занимательными вышли кадры, на которых дорожная техника старательно счищает снег с проезжей части (дорогой это не назовешь, нет) в сторону ближайшего дома, где, по словам местных жителей, живут «одинокие немощные пенсионеры».
На следующий же день пресс-секретарь градоначальника клятвенно божилась журналистам, что снег из села будет вывезен в самое ближайшее время, но зря старалась девушка - телевизионщики все равно назвали сюжет с ее синхроном «Запоздалая реакция».
У Первого канала «Евразия» - своя повестка дня. Пока снег тает не так активно, как должен был, корреспонденты канала обратили свое внимание на безопасность… рыбаков. По хрупкому льду корреспондентка канала подбиралась к палаткам рыбаков, засовывала внутрь руку с микрофоном и кокетливо интересовалась: «Сколько вы тут сидите? Чем согреваетесь?». Суровые казахстанские рыбаки оказались не самыми разговорчивыми спикерами, поэтому девушке пришлось обратить свое внимание на спасателей и врача. Последний оказался «золотой жилой». Он любезно сообщил, что «…если человек эмоциональный, он может и вообще не выбраться (из-под льда - V). Спазм, потеря сознания и всё: человек уходит под воду. Более спокойные люди могут продержаться минут 5 максимум».
Примерно столько же минут можно смотреть отечественное телевидение без того, чтобы не начать сомневаться в увиденном. Полагаю, людям, проживающим в зонах подтопления, решительно не стоит включать телевизор во время вечерних новостей - из этой пучины противоречивых известий можно вовсе не выбраться. Когда аким сельского округа ждет, пока снег возле твоего дома станет мягче, чтобы начать его вывозить, остается уповать лишь на кур - авось, и в этот раз чутье их не подведет.