Несмотря на то, что в ходе предварительного слушания по данному делу прокуроры заявляли о том, что к основным слушаниям, которые начались накануне, они подготовят новый обвинительный акт, по заверениям адвоката Куандыка Бишимбаева Салимжана Мусина, ничего подобного сделано не было. Государственные обвинители зачитали те же обвинения, которые были предъявлены бывшему министру национальной экономики и еще 22-м подсудимым ранее. Vласть приводит детали обвинений в адрес Бишимбаева, озвученные накануне в суде.
Стекольный завод
По версии следствия, реализация проекта по строительству завода по производству и обработке листового стекла в Кызылорде была возложена на холдинг «Байтерек», которым руководил Бишимбаев. А в качестве оператора исполнения проекта была определена дочерняя организация холдинга – Акционерное общество «Инвестиционный фонд Казахстана» (ИФК). 18 ноября 2014 года комиссия по модернизации экономики одобрила меры по государственной поддержке проекта в виде льготного кредита под 2% годовых с отсрочкой платежа на 3 года сроком на 20 лет из средств уставного капитала Банка развития Казахстана, а также иные меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством. Причем, такое решение было принято именно «по инициативе Бишимбаева», который «лично контролировал ход и результаты реализации проекта, для чего регулярно проводил совещания с участием руководителей подведомственной организации ИФК».
«Одновременно Бишимбаев понимал, что в связи с привлекательностью проекта и возможностью получить значительный доход от выполнения подрядных работ при его реализации среди предпринимателей, будет много желающих принять участие в строительстве завода по производству и обработке листового стекла в городе Кызылорде. При этом Бишимбаев, движимый корыстной целью, задумал использовать данное ему правительством поручение о строительстве завода в целях получения незаконного материального обогащения», - зачитала обвинительный акт прокурор Сауле Сыдыкова.
Именно тогда, считает следствие, Бишимбаев и запланировал получить взятку в особо крупном размере. Взамен, якобы, он обещал оказать содействие в заключении договора на строительство завода.
«Создавая условия для получения взятки и последующего хищения денежных средств, Бишимбаев в 2014 году поручил председателю правления АО «ИФК» Ерлану Айталиеву и его заместителю Даурену Ибрашеву заняться поисками стратегического партнера, обладающего технологией производства стекла для совместной реализации проекта», - продолжила прокурор. Осенью того же года они нашли «такого потенциального партнера из США – компанию «Stewart Engineers Inc».
При этом для казахстанской стороны оставили право выбрать предприятие для выполнения строительно-монтажных работ. Несколько месяцев спустя ИФК совместно с иностранной компанией «Stewart Engineers Inc» создали и зарегистрировали в органах юстиции совместную проектную компанию - Товарищество с ограниченной ответственностью «Orda Glass LTD», долю которых поделили на 79,79% и 20,21 % соответственно. А ее председателем назначили Даурена Ибрашева.
Для реализации инвестиционного проекта между ТОО «Orda Glass LTD» и БРК было заключено соглашение об открытии кредитной линии на сумму 33 658 447 992 тенге на условиях его целевого использования для строительства завода мощностью 197 100 тонн в год на условиях «под ключ». Затем в дело вступает учредитель ТОО «Шымкентхиммонтаж» Жаксылык Исабек, который заключает договор с ТОО «Orda Glass LTD» и просит общего знакомого Тохтарова устроить встречу с Бишимбаевым, который якобы в итоге и организовал встречу, прошедшую 22 апреля 2015 года.
«В тот же день, в ходе проведения встречи в период с 13.00 часов до 15.00 часов Бишимбаев, действуя с прямым умыслом, из корыстной заинтересованности, сообщил Исабек требование о передаче ему взятки в сумме 2 миллионов долларов США за заключение договора на проектирование, закупку и строительство завода по производству и обработке листового стекла в городе Кызылорде», - сообщила прокурор.
Данную сумму Исабек одолжил у своего знакомого. А Бишимбаев, «не желая быть изобличенным, решил вовлечь в качестве пособника своего двоюродного брата – Нурлыбек Султана», которому и «передали эту сумму в Алматы». Последний внес эти на банковский счет в рамках легализации.
При этом сам Исабек, получив часть платежного аванса в размере 2 800 000 000 тенге, поручил директору ТОО «Шымкентхиммонтаж» Карабаеву перечислить часть поступившего авансового платежа на счет подконтрольного ему предприятия - ТОО «Завод строительных металлоконструкции», сначала в сумме 320 000 000 тенге, а затем еще 400 000 000 тенге, из которых погасил кредит в банке.
«Продолжая совершать хищение денежных средств, Исабек, действуя группой лиц по предварительному сговору с Бишимбаевым, Ибрашевым и Кожабаевым, в целях реализации преступного умысла, в сентябре 2015 года поручил Кожабаеву из ранее поступившего аванса от ТОО «Orda Glass LTD» перечислить дополнительно в ТОО «Завод строительных металлоконструкции» денежные средства на сумму 740 000 000 тенге», - сказала гособвинитель.
В итоге, по версии следствия, Исабек «под видом дивидендов» похитил 737 млн. тенге. А чтобы списать задолженность, появившуюся у ТОО «Завод строительных металлоконструкции» перед ТОО «Шымкентхиммонтаж», было предложено подготовить фиктивный договор на оказание услуг по питанию и проживанию рабочих и акты выполненных работ к нему и предусмотреть в них завышенные расценки из расчета 3 МРП за питание и 2 МРП за проживание одного рабочего в сутки. В результате чего в период с 30 июня 2015 года по 30 июня 2016 года Кожабаев и Исабек, «действуя группой лиц по предварительному сговору с Бишимбаевым и Ибрашевым, с целью сокрытия факта хищения денежных средств, подготовили и подписали прошедшим числом фиктивный договор и фиктивные акты выполненных работ к нему на общую сумму 463 008 055 тенге». В последующие полгода стоимость данных услуг была увеличена на один МРП, и в итоге, якобы было похищено еще 461 296 290 тенге.
«В результате преступных действий Бишимбаева, действовавшего группой лиц по предварительному сговору с Ибрашевым, Исабек и Кожабаевым, ТОО «Orda Glass LTD» причинен материальный ущерб в особо крупном размере на сумму 1 215 890 185 тенге», - подсчитало следствие.
Бишимбаеву по данному эпизоду инкриминируют преступление по статьям 366 ч. 4 и 189 ч. 4 Уголовного кодекса.
Особо тяжкий «Нурлы Жол»
«Бишимбаев знал о рентабельности государственной программы и понимал, что среди предпринимателей будет много желающих принять участие в строительстве жилых домов по договорам инвестирования. В этой связи, проанализировав и сопоставив имеющуюся информацию, используя вышеизложенные обстоятельства и свои служебные полномочия, Бишимбаев из корыстной заинтересованности задался противоправной целью незаконного личного материального обогащения при реализации указанной программы, для чего организовал получение взяток от руководителей строительных компаний – потенциальных частных партнеров за заключение договоров о совместной реализации проектов жилищного строительства и беспрепятственное подписание актов выполненных работ», - заявляют покуроры.
Часть полученных взяток, считают следователи, Бишимбаев планировал использовать на строительство загородного дома в поселке Косшы, который зарегистрирован на его тещу.
«Бишимбаев, осознавая, что не сумеет самостоятельно реализовать свой преступный умысел, решил привлечь к совместному совершению тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений доверенных лиц из числа подчиненных ему, особо приближенных по роду службы, в том числе ранее работавших с ним в администрации президента и АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» лиц, которые бы по признаку личной преданности, четко и неукоснительно исполняли отдаваемые им незаконные указания», - говорится в обвинительном акте.
Так в деле появляется председатель правления АО «Байтерек Девелопмент» Бахыт Жаксыбаев, которому отводится роль «непосредственного исполнителя». А последний уже привлек управляющего директора Дильруха Анарбай, директора дирекции технического контроля и анализа Газиза Сариева, главного менеджера дирекции инвестиционных проектов Садуахаса Сапарымбетова и директора дирекции инвестиционных проектов Бауржана Айтимбетова.
Была создана комиссия по отбору проектов жилищного строительства АО «Байтерек Девелопмент», председателем которой назначили Анарбая, а его заместителем – Айтимбетова. Чуть позже Бишимбаев был назначен на пост министра национальной экономики, где он «осуществлял контроль за реализацией программы «Нурлы Жол» и, в силу должностного положения, мог способствовать действиям или бездействиям в пользу потенциальных частных партнеров». Следователи считают, что в рамках преступного сговора компания ТОО «СВ Плюс» заключила договор инвестирования в строительство девятиэтажного дома в Уральске стоимостью 1 567 362 000 тенге. Сумма взятки составила 8 000 000 тенге, ее забрал Жаксыбаев, а затем еще 9 000 000 тенге «потрачены на строительство дома» для Бишимбаева.
«Таким образом, Бишимбаев Куандык Валиханович, 11 апреля 1980 года рождения, являясь лицом, приравненным к уполномоченному на выполнение государственных функций, получил взятку в виде денег и иного имущества, лично, за действия в пользу взяткодателя, которые входили в его служебные полномочия и он, в силу должностного положения, способствовал таким действиям, а равно за общее покровительство, неоднократно, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, то есть совершил уголовное правонарушение, предусмотренное п.п. 2, 3, 4 ч. 3 ст. 366 Уголовного кодекса», - делают выводы гособвинители.
По их информации, схожая схема была использована и в Павлодаре, где Анарбай «неоднократно, лично получил взятку в особо крупном размере от руководителей и представителей ТОО «ProjectCityGroup» в лице Смагулова, Комарова, Есмуханова, которым пособничал Жуманазар». Стоимость двух девятэтажек в Павлодаре оценили в 2 163 600 000 тенге, а сумма взятки - 70 000 000 тенге, а затем еще 80 000 долларов США было вновь потрачено на строительство дома Бишимбаева. Позже была передана взятка в сумме 30 млн. тенге и еще 100 млн. тенге. А затем было решено построить еще два дома в Павлодаре, за что «Смагулов, Есмуханов и Анарбай договорились о передаче и получении 8% от стоимости строительства проекта за общее покровительство, выражающееся в заключении договора инвестирования и беспрепятственное подписание актов выполненных работ». Стоимость проектов - 3 400 698 122 тенге, «сумма взяток в общей сложности составила 224 000 000 тенге, 62 375 000 тенге из которых были потрачены на строительство загородного дома для Бишимбаева, а остальные денежные средства распределены между соучастниками преступления».
Такую же схему подсудимые, по словам прокуроров использовали и с ТОО «Урал-Авто», директором которого является Кайдар Кощанов, при строительстве многоквартирного дома в городе Уральск, стоимостью 1 407 507 029 тенге, а сумма взятки составила 35 млн. тенге «за общее покровительство ТОО «Урал-Авто», выразившееся в заключении договора инвестирования строительства, беспрепятственном подписании и оплате актов выполненных работ, то есть за действия в пользу взяткодателя, которые входили в служебные полномочия всех соучастников преступления».
Еще 25,5 млн. тенге Бишимбаев и другие якобы получили от руководства ТОО за получение помощи в строительстве жилого комплекса в Таразе. Затем 44 млн. тенге - от заместителя директора ТОО «Шанырак-14» Руслана Мухтарова при строительстве жилого комплекса в Павлодаре. Причем, 18 млн. тенге из этой суммы были израсходованы якобы на приобретение мебели и бытовой техники в загородный дом Бишимбаева, а оставшаяся сумма распределена между Джакуповым – 9 млн. тенге, Сариевым – 8 млн. тенге и Айтимбетовым – 9 млн. тенге.
В обвинительном акте, который имеется в распоряжении Vласти, отмечается, что «вина подозреваемых Бишимбаева, Нурлыбек, Исабек, Кожабаева, Ибрашева, Айталиева по фактам получения, дачи взятки в особо крупном размере и пособничестве в этом, а также в посредничестве во взяточничестве и хищениях доказана материалами уголовного дела». Однако, подозревамый Бишимбаев, Нурлыбек и Кожабаев вину не признали, а первые двое отказались от дачи показаний.
«Несмотря на то, что подозреваемый Бишимбаев, Нурлыбек, Кожабаев вину в инкриминируемом им деянии не признали, их вина полностью доказана совокупностью собранных по делу доказательств», - уверено следствие.