Новый УПК обяжет полицейских при задержании объявлять права и обязанности

Тамара Копылова, Астана, Vласть

 

Сегодня в мажилисе презентовали проект нового уголовно-процессуального кодекса, в котором на 100 статей больше, чем в ныне действующем. Спустя 16 лет УПК обещает много нововведений.

Как отметил на презентации законопроекта первый заместитель генерального прокурора РК Иоган Меркель, положения нового УПК состоят из 16 разделов, 72 Глав, включающих в себя 677 статей.

Новеллой является исключение из первоначальной стадии уголовного процесса процедуры возбуждения уголовного дела и доследственной проверки. Началом расследования теперь будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении. Это нововведение вводится, по словам Меркеля, для снижения «коррупциогенного потенциала».

«Дело еще не возбуждено, но уже проводятся осмотры, изымаются документы, арестовываются счета и имущество, назначаются экспертизы и так далее, пояснил он. - Ведется расследование, но лица, в отношении которых проводятся «доследственные мероприятия», не имеют процессуального статуса, и соответственно прав и гарантий», - добавил Меркель.

Еще одной существенной издержкой доследственной проверки, по словам заместителя генерального прокурора, является то, что граждане сначала письменно опрашиваются, причем неоднократно, а после возбуждения дела по тем же вопросам допрашиваются. «Это дополнительно отнимает время и вызывает недовольство граждан работой правоохранительных органов», - констатировал он.

В проекте учтены замечания Конституционного Совета, касающиеся понятия «фактическое задержание». В новом УПК введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять подозреваемому его права и обязанности. Также предусмотрено, что «доказательства, добытые в результате незаконного задержания, признаются недопустимыми».

А для экономии времени исключается предъявление органами следствия обвинения, а также такой процессуальный акт, как «обвинительное заключение». «На практике по сложным делам составление этого документа занимает много времени, он может состоять из нескольких томов, 500 и более листов, т.к. излагает содержание всех материалов уголовного дела. Между тем, суд обязан самостоятельно исследовать собранные в ходе предварительного следствия доказательства и дать им оценку», - пояснил Меркель.

По его словам, после принятия документа будет составляться краткий обвинительный акт, содержащий сведения о подозреваемом, совершенном им деянии, квалификации, а также документах, содержащих доказательства, и процессуальных издержках. И только после данного акта прокурором «лицо будет считаться обвиняемым».

Еще одной новеллой законопроекта являются две формы процессуального соглашения - о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования, и сделка о признании вины. По этим пунктам, по заверению Меркеля, значительно упрощены и ускорены досудебное и судебное производство, что снизит нагрузку на бюджет.

При этом для заключения «сделки о признании вины» обязательно необходимо согласие потерпевшего и подозреваемого, обвиняемого, в том числе и с суммой гражданского иска. А сделка о сотрудничестве предназначена для раскрытия преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.

В уголовный процесс вводится институт ускоренного производства, которое будет завершаться в течение 10 суток с момента регистрации заявления. Он предусматривает сокращенные следственные процедуры по «очевидным преступлениям и наказание назначается не выше половины от максимальной санкции за содеянное».

Для расширения судебного контроля за судебным производством в проекте предусмотрено введение фигуры следственного судьи, который будет рассматривать ходатайства о санкционировании мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, принудительное прохождение судебно-психиатрической экспертизы, эксгумации, ареста имущества, международного розыска и помещения несовершеннолетних в спецучреждения. Кроме того, следственный судья может определять размер залога для освобождения подозреваемого из под стражи, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, террористических и экстремистских преступлений.

Для обеспечения состязательности, равноправия участников уголовного процесса, недопущения волокиты расследования в проекте предложено исключить институт возврата уголовного дела для производства дополнительного расследования.

«Отсутствие доследования позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора», – уверен Меркель.

Также введены нормы о депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего, что обеспечит судебное закрепление доказательств, в случаях, когда их невозможно будет позже допросить в главном судебном разбирательстве (проживание за границей, болезнь, возможная смерть и т.п.).

Предусматривается в законопроекте и дистанционный допрос, что позволит быстро и эффективно допросить свидетелей и потерпевших.

Расширены в новом документе и полномочия защитника по оказанию юридической помощи. Адвокат будет вправе заявлять ходатайство следственному судье о депонировании показаний; об истребовании любых сведений в случае отказа должностных лиц в исполнении его запроса; об экспертизе, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства необоснованно отказано. Кроме того, закреплено право стороны защиты по окончании расследования на получение любых сведений из дела, в том числе и снимать копии, за исключением сведений составляющих государственные секреты.

Для защиты адвокатов запрещено проведение в отношении них негласных следственных действий, за исключением случаев, когда они сами совершили тяжкое или особо тяжкое преступление.

С принятием данного УПК во всех районах предусмотрено введение «процессуального прокурора». Который будет осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с начала и до приговора.

Также предполагается создать специальный фонд помощи потерпевшим. Но как он будет работать, Меркель предложил обсудить депутатам на рабочих группах более детально.

По опыту зарубежных стран, в кодекс включено понятие «разумный срок расследования». Эта новелла даст возможность гражданам обжаловать в суд волокиту в расследовании дела и потребовать его завершения в конкретные минимальные сроки, а также получить за длительное расследование моральную компенсацию.

Расширен в новом проекте с двух до пяти глав раздел «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства». В нем конкретизирован порядок взаимодействия с компетентными органами и институтами иностранных государств; детализирован порядок запросов на основе принципа взаимности и предусмотрено создание международных следственно-оперативных групп для расследования транснациональных преступлений. Доработана норма, касающаяся начала досудебного расследования в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования.

«Она предусматривает продолжение досудебного расследования после регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении только с согласия генерального прокурора», - сказал Меркель.

Проектом сокращено и количество уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных. Правда, более подробно на этой норме заместитель генерального прокурора останавливаться не стал.

По мнению Меркеля, в целом, с принятием нового уголовно-процессуального кодекса ожидается повысить эффективность, ускорить и упростить судопроизводство, расширить полномочия суда и повысить уровень доверия граждан.

Напомним, действующий УПК был принят в 1997 году.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики