Скидки за оперативность
Очередные новшества ждут казахстанцев на дороге – МВД представило в парламент новый проект закона «О дорожном движении» и пакет сопутствующих ему поправок в законодательство. Судя по первой же презентации, законопроект вряд ли пройдет через парламент «без сучка, без задоринки» - слишком много вопросов возникло у народных избранников, и слишком мало ответов они на них получили.

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Очередные новшества ждут казахстанцев на дороге – МВД представило в парламент новый проект закона «О дорожном движении» и пакет сопутствующих ему поправок в законодательство. Судя по первой же презентации, законопроект вряд ли пройдет через парламент «без сучка, без задоринки» - слишком много вопросов возникло у народных избранников, и слишком мало ответов они на них получили.

 

Вице-министр внутренних дел Ерлик Кененбаев, представляя законопроект депутатам, сосредоточился на более масштабных вопросах – качестве дорог и контроле за их строительством. Законопроект закрепляет основные требования обеспечения безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, содержании и управлении дорогами, требования к должностным и иным лицам, ответственным за состояние дорог, требования к субъектам, выполняющим дорожные и другие работы на дорогах. Предлагается ввести институт аудита безопасности дорожного движения, который подразумевает проведение аудиторской организацией экспертизы на разных стадиях технологической готовности дорог и автомобилей, в целях раннего выявления дефектов, которые создают риски совершения дорожно-транспортных происшествий. По мнению авторов законопроекта, это позволит выявлять угрозы безопасности в техническом проекте дороги на этапе проектирования или на ранних этапах строительства, с тем, чтобы своевременно внести изменения.

 

Но помимо качества и безопасности дорог, в законопроекте есть и другие нормы. Например, предусматривается введение на территории республики новых государственных регистрационных номерных знаков с изображением отличительного знака и флага Республики Казахстан. Вводятся и новые водительские удостоверения, которые будут иметь семь категорий: А,В, С, D, BE, CE, DE и 6 подкатегорий: А1, В1, С1, D1, C1E и D1E. Права и обязанности участников дорожного движения (фактически ПДД) предлагается закрепить в законе, а не как сегодня – подзаконными нормативно-правовыми актами.

 

Депутаты же, судя по их вопросам, ожидали увидеть другие нормы в представленном им законопроекте. Один из первых вопросов, обозначенных мажилисменами – почему не ужесточается ответственность за вождение в нетрезвом виде. Народные избранники привели в пример США и страны Европы, где штраф за «пьяное катание» исчисляется тысячами долларов, плюс в виде «бонуса» - лишение свободы. Вице-министр депутатов попытался «успокоить» - заверив, что в Казахстане тоже и штрафуют, и прав лишают, и даже посадят – если, конечно, в результате «пьяного наезда» кто-то погиб или получил тяжелые травмы. Почему казахстанская полиция не пожелала многократно хотя бы штрафы увеличить – вопрос остался открытым.  

 

Предложение депутатов отменить регистрацию доверенностей на управление автотранспортом было отметено категорически. Но на этот раз Кененбаев сослался на международный опыт, заметив, что в той же соседней России, где населения и количества автовладельцев значительно больше, чем у нас, регистрация доверенностей, бесспорно, представляет значительные сложности как для дорожной полиции, так и для самих граждан. У нас же количество автотранспорта – всего-то 4 миллиона. При этом порой полицейские «затрудняются» с поиском автомобилей, а установить, кто на самом деле сидел за рулем в случае ДТП порой просто невозможно. «При наличии такой инфраструктуры, которая у нас имеется, по менталитету наших водителей, мы должны пока не отказываться от регистрации доверенностей», - убежден вице-министр. Еще один его аргумент «за» регистрацию доверенности – если ее отменить, то «кривая по дорожно-транспортным происшествиям будет очень активно возрастать».

 

Говоря о ситуации с культурой вождения и грамотностью водителей, Кененбаев пообещал, что будет усилен контроль за новыми водителями. При этом сам учебный процесс полицейские контролировать не в состоянии. Но, заверил представитель МВД, они будут «жестко отсеивать тех водителей, которые не будут соответствовать требованиям и знаниям правил дорожного движения, практике вождения». Делать это будут инспекторы, принимающие у выпускников автошкол экзамены.

 

Крайнее удивление мажилисменов вызвало предложение МВД о снижении суммы штрафов за нарушение ПДД, причем сразу на 50%, для тех, кто этот штраф оплатил в течение суток, и на 35% - в течение семи календарных дней. По мнению полиции, такой подход будет стимулировать нарушителей оплачивать штрафы своевременно. А вот депутаты возмутились: скидка в законодательстве – явление неслыханное. Мажилисмен Арман Кожахметов прямо заявил: эта норма – прямое нарушение Конституции. В ответ на это вице-министр ссылался на международный опыт, мол, такая практика существует во многих странах Европы, но как быть с нормой Конституции Казахстана, гласящей, что все равны перед законом, увы, не сказал.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики