Телеобзор: Телевидение в борьбе за счастливое детство
Прошедшая теленеделя негласно прошла под знаком детства. Информационное пространство страны буквально потрясла новость о торговле детьми, которой промышляли медсестры одного из перинатальных центров Южно-Казахстанской области. На этой же волне телевизионщики вспомнили про случаи жестокого обращения с детьми, преступления против детей и умирающий в регионах детский спорт. Однако настоящими героями ушедших семи дней стали дети-сироты.

 

Маргарита Бочарова, Vласть

 

Прошедшая теленеделя негласно прошла под знаком детства. Информационное пространство страны буквально потрясла новость о торговле детьми, которой промышляли медсестры одного из перинатальных центров Южно-Казахстанской области. На этой же волне телевизионщики вспомнили про случаи жестокого обращения с детьми, преступления против детей и умирающий в регионах детский спорт. Однако настоящими героями ушедших семи дней стали дети-сироты.

 

В начале недели разговор на эту тему состоялся в «Открытой студии», куда на этот раз было приглашено на редкость много спикеров, которые временами попросту увлекались спорами друг с другом. Нурлан Еримбетов до начала программы довольно емко сформулировал тему беседы, задав тон предполагаемой дискуссии: «О несчастных судьбах». На сегодняшний день 34 785 казахстанских детей воспитываются без родителей – эта цифра на прошлой неделе не единожды звучала в эфире телеканалов.

 

На вопрос ведущего «А кто они – эти дети..?» все приглашенные на программу гости практически в один голос заявили, что подавляющее большинство из них составляют «социальные» дети-сироты. Татьяна Казарина, главный эксперт Комитета по охране прав детей министерства образования и науки, пояснила, что фактически это дети-сироты «при живых родителях», которые по тем или иным причинам оказались в местах лишения свободы, находятся на длительном лечении или попросту лишены родительских прав.

 

Еримбетов призвал собравшихся быть честными и признать, есть ли среди желающих усыновить ребенка казахстанцев те, кто готов проявлять подлинное милосердие и брать на воспитание детей, «имеющих врожденные дефекты». Однако и тут гости были единогласны: в Казахстане к усыновлению детей прибегают в основном бездетные пары, стремящиеся найти совсем маленького, здорового малыша, внешне похожего на своих потенциальных родителей.

 

Следом ведущий поинтересовался у специалистов, отчего такое неравенство между мужчинами и женщинами, имея в виду отсутствие по действующему законодательству возможности у мужчины усыновить ребенка. Пытаясь каким-то образом обосновать такую позицию государства по отношению к одиноким мужчинам, Казарина была вынуждена сослаться на некие «моральные принципы и менталитет» казахстанского общества. При этом представитель министерства, ощущая всю шаткость такого рода объяснения, тут же заверила, что приоритет в ситуации с усыновлением зачастую отдается семейным парам.

 

«Насколько сегодня в своих правах ущемлены представители сексуальных меньшинств?», - продолжил Еримбетов. «Нашим законодательством не допускается усыновление людьми, которые придерживаются нетрадиционной ориентации», - без тени стеснения сообщила Казарина, отметив, что соответствующая поправка в кодекс была внесена сравнительно недавно – в 2011 году.

 

Ожидаемо речь зашла и о самом неприятном – возврате детей в детские дома. Оказалось, что наиболее распространенной причиной отмены усыновления в Казахстане является ситуация, при которой семья спустя несколько лет сталкивается со «скрытой заболеваемостью ребенка». Тем не менее, доля взятых под опеку или усыновленных детей в республике растет, и, как следствие, в одном только 2012 году было ликвидировано 14 детских домов, проинформировала представитель министерства.

 

Нередко Еримбетову приходилось за гостей программы произносить неутешительные выводы, которые следуют из официальных данных. Сдержанность спикеров с лихвой компенсировалась эмоциональностью ведущего. «Ну так и скажите, что сегодня идет тенденция к росту таких детей, которые бросаются родителями на попечение государства, потому что они рождаются нездоровыми!», - с ощутимыми нотками недовольства произнес Еримбетов в ответ на прозвучавшие цифры об увеличении процента больных детей среди отказных.

 

Довольно искренним получился сюжет на эту тему и в итоговом выпуске «Жеті күн». Необходимость анализа проблемы усыновления в республике, по мнению корреспондентов «Хабара», актуализирована принятием в России «закона Димы Яковлева». Маленькой героиней сюжета стала 10-летняя Арина, которая воспитывается в детском доме и регулярно видится с собственной мамой. Таких детей в социальных учреждениях Казахстана около 80%.

 

Для нездоровых малышей в Казахстане международное усыновление – практически единственный «шанс обрести не только заботливых родителей, но и получить квалифицированную медицинскую помощь», - продолжает свой рассказ журналист «Хабара». «Они не говорят: «Что у него?». Они спрашивают: «Как можно вылечить, и что нужно сделать для того, чтобы поставить ребенка на ноги?», - делится своим опытом общения с иностранными усыновителями Гульнар Кулушева, главный врач одного из столичных домов ребенка.

 

Сегодня в стране официально действуют 37 международных агентств по усыновлению, которые, тем не менее, не могут предоставить иностранцам возможность выбора ребенка: «им отдают ребят, которым не удалось найти родителей в Казахстане».

 

Бахыт Алибаева, заместитель председателя комитета по охране прав детей министерства образования, честно рассказала о единственном случае в истории иностранного усыновления, когда дети были возвращены в страну из испанской семьи по причине «психологической несовместимости». Однако, несмотря на в целом позитивный опыт усыновления казахстанских детей иностранцами, в 2012 году ни одного такого случая зарегистрировано не было, констатирует корреспондент.

 

Журналистка национального телеканала рассказала зрителям и об одном пилотном проекте, направленном на уменьшение количества детей-сирот. Для этих целей в Астане выстроено специальное двухэтажное здание, где в течение года на полном государственном обеспечении проживают молодые мамы со своими первенцами. «У нас есть положительные результаты – 15 мам мы выпустили», - рассказывает Кулушева.

 

К слову, одна из таких «проблемных» мам стала героиней программы «Наша правда», тема которой на прошлой неделе была заявлена как «Спасти детей – отдать в детдом». Выпуск по традиции получился довольно скандальным, приправленным изрядным количеством нецензурной лексики и даже рукоприкладства – нерадивая мама троих детей пыталась доступными ей способами отстоять свою правоту и любовь к собственным детям.

 

Тема детства относится к одной из немногих на отечественном телевидении, которые с завидной регулярностью всплывают в разного рода программах и ток-шоу.  В результате ожесточенных споров их герои и гости неизменно приходят к единому мнению об исключительном праве детей на счастливую жизнь. Необходимо признать, что телевидение делает для этого на порядок больше, чем все остальные СМИ, ведь никакая статья о количестве детей-сирот в стране никогда не сравнится пусть даже с пятиминутной историей об очаровательном малыше, который, с интересом заглядывая в камеру, искренне ждет своих новых родителей…

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики