Начиная с этого года, праздничный эфир отечественных телеканалов на День независимости пополнился еще одной значимой составляющей. Кроме уже привычных каждому казахстанцу патриотичных программ и концертов, а также воспоминаний памятных событий декабря 1986 года, практически каждый телеканал выпустил сюжет, программу или целый документальный фильм о Жанаозене, его прошлом, настоящем и будущем.
Маргарита Бочарова, Vласть
Начиная с этого года, праздничный эфир отечественных телеканалов на День независимости пополнился еще одной значимой составляющей. Кроме уже привычных каждому казахстанцу патриотичных программ и концертов, а также воспоминаний памятных событий декабря 1986 года, практически каждый телеканал выпустил сюжет, программу или целый документальный фильм о Жанаозене, его прошлом, настоящем и будущем.
«Жанаозен. Год спустя» - эти слова дикторы с телевизионных экранов на прошедшей неделе произносили чуть ли не так же часто, как «независимость», «Казахстан-2050» и «Нурсултан Назарбаев». «Тихо и спокойно, без песен и плясок и, слава богу, без погромов» встретил маленький городок нефтяников этот День независимости, поспешил успокоить телезрителей ведущий «Портрета недели» Сергей Пономарев.
«Чиновники все перестроили, восстановили и закрасили» - именно таков, по словам тележурналиста, итог целого года повышенного внимания к Жанаозеню и 15 млрд. тенге, выделенных для его восстановления после прошлогоднего Дня независимости. «Бюджетная инъекция» привела к тому, что городок «уже ничем не отличается» от десятков других, считает Пономарев.
Однако тут же оговаривается, что одно «отличие» у Жанаозеня все же есть: новое руководство города «пока не ворует» и даже «собирается вести себя прилично и в дальнейшем». Эта позитивная нота на удивление столь же ясно прозвучала и в последующем сюжете Ольги Юрьевой. На глазах телезрителей прошлогодние кадры с разгромленными и сожженными зданиями трансформировались в картинки с отстроенными и отремонтированными современными строениями.
Стоя на абсолютно пустой городской площади, где разворачивались события годичной давности, журналистка отметила, что о тех событиях «тут сейчас ничего не напоминает». Последнюю фразу в течение сюжета она повторила дважды. Ее словам вторила одна из местных жительниц: «Спокойно ходим, гуляем спокойно по городу. Дети идут в школу, работники работают. Все нормально, прекрасно». Единственное, что, дескать, огорчает местных жителей – так это отсутствие праздничной елки на центральной площади, говорит в заключении корреспондент КТК.
С такой же праведной миссией в Жанаозен накануне общереспубликанского праздника отправилась и съемочная группа телеканала «Астана» вместе с известным политологом и телеведущим Нурланом Еримбетовым. По итогам поездки в воскресный прайм-тайм на суд зрителей был представлен 20-минутный документальный фильм, в котором усилиями журналистов количество хвалебных од властям было сведено к минимуму.
Во многом благодаря вниманию телевизионщиков одной из достопримечательностей Жанаозеня стала теплица, в которой Еримбетов даже рискнул попробовать выращенный там огурчик. Однако далее ему пришлось все же признать, что пока огурцы – это «почти что единственный продукт собственного производства». В местных супермаркетах гостю из столицы смогли предложить лишь произведенные в городе молочные продукты и хлеб. На вопрос Еримбетова об уровне цен в Жанаозене растерявшаяся сотрудница одного из магазинов, чрезвычайно запинаясь, ответила: «Для посетителей у нас самые низкие цены».
Ввиду фактического отсутствия в городе возможностей для развлечения, съемочная группа побывала и в местной библиотеке. Библиотекарь большого прироста читателей за прошедший год не отметила и с едва уловимой улыбкой рассказала о том, что посетители-женщины предпочитают читать любовные романы, а мужчины – книги на историческую тематику. «Женщины читают о другой любви, а мужчины уходят в историю», - с иронией заключил Еримбетов.
Еще одной довольно интересной частью небольшого фильма стало общение телеведущего с молодежью города. Из собранных телевизионщиками молодых людей высказаться на камеру решились немногие, да и те, кто все же говорил, в негатив не углублялись. «Все местные жители верят в будущее города», - серьезным тоном произнес молодой парень. Лишь стоявшая на заднем плане женщина (предположительно, преподаватель) призналась, что молодежь в городе действительно годами ждет вакантного места в «Озенмунайгазе». На градообразующем предприятии журналистам «Астаны» сообщили, что своей очереди на трудоустройство уже ждут от трех до пяти тысяч местных жителей.
Однако на звание самой интригующей программы на тему Жанаозеня на прошлой неделе мог бы претендовать лишь «Час Бендицкого», автор которой решил ни много ни мало выяснить «почему участники жанаозенских событий умалчивают страшные факты». Геннадий Бендицкий предложил зрителям обратить внимание на ряд «странных» и «неожиданных» подробностей произошедшего, о которых ни официальные власти, ни оппозиция, ни общественность предпочитают не говорить.
Первое открытие программы коснулось непосредственной причины столь неожиданно вспыхнувшего в декабре прошлого года недовольства нефтяников Жанаозеня. Бендицкий с уверенностью утверждает, что гнев местных жителей вызвало поведение нечистых на руку руководителей нефтяных компаний, которые вопреки утвержденной правительством в 2008 году надбавки работникам отрасли выплачивать им положенные суммы не собирались «ни через год, ни через два, ни через три». По словам журналиста, нефтяникам за три года задолжали порядка 1,5 млрд. долларов США.
«Нефтяники оказались лишь пешками в чужой игре», - произносит Бендицкий после того, как Амиржан Косанов в коротком интервью программе высказал свое мнение об абсолютной «добропорядочности» и поразительной организованности бастующих. «Атрибутами профессиональных налетчиков и бандитов» назвал телеведущий найденные правоохранительными органами Жанаозеня после события 16 декабря орудия борьбы якобы бастовавших нефтяников.
Представитель рабочих-нефтяников Александр Пястолов рассказал Бендицкому о том, что «люди в черном», которых немало было в тот день на площади, готовились в «специальном селении» в Атырауской области и были посланы в Жанаозен 16 декабря для того, чтобы «поджигать и грабить». Не называя имен, журналист отметил, что «ни для кого не секрет», кто стоит за организацией трагических событий в городке нефтяников: главное, что «с высоких должностей их уже поснимали».
Жанаозен – город, успевший за год стать легендой казахстанского телевидения. Каждый уважающий себя телеканал почел за необходимость отправить туда съемочную группу с архиважным редакционным заданием – выяснить всю правду о том, чем жил и живет город сейчас. Сложно оценить, кому из телевизионщиков удалось это в большей степени.
Очевидно, что празднование Дня независимости из года в год неизбежно будет напоминать жителям Казахстана о трагедии в маленьком «моногороде» на западе республики.