23-26 апреля в Алматы, традиционно весной и традиционно в кинотеатре "Арман" прошел кинофестиваль "Французское кино сегодня". Возможно, размахом мероприятие похвастать не может, но легкий пред-каннский флер организаторам удается сохранять вот уже шестой год подряд.
Организаторы - UniFrance, посольство Франции в Казахстане и Французский альянс совместно с .дирекцией "Армана" в который раз постарались подобрать репертуар, который бы отвечал вкусам подготовленной публики.
Организаторы непременно акцентируют внимание на том, что французское кино по ментальности, ощущению и динамике повествования близко казахстанскому зрителю. Правда у нас есть одно количественное, переходящее в качество, отличие - Франция выпускает 600 картин в год, являясь при этом, лидером производства короткометражек.
- Казахстанское кино в области дистрибуции и распространения кино очень быстро изменяется. В Казахстане появляются новые кинозалы, и их гораздо больше, чем в Болгарии или Румынии, - сказал на пресс-конференции Жоэль Шапрон. вице-директор UniFrance по Восточной Европе.
Он привел в пример статистику, которую ему удалось достать в отсутствии единой системы учета, согласно этим данным, в Казахстане каждый год показывают чуть более 300 новых фильмов. Из них - 37 французских только за прошлый год, что на 7 больше, чем в позапрошлом году.
- Мы очень рады этой ситуации, это значит, что Казахстан сейчас в 20-ки стран, которые показывают самое большое количество французских фильмов в мире, - резюмировал Шапрон.
В этот раз традиционно почитатели могли посетить ночь короткометражного кино, а под утро отведать французский завтрак.
По словам частого гостя кинофестиваля, Жоэля Шапрона, в программу фестиваля на "ночь короткого метра" попадают и работы опытных кинематографистов, и дебютные студенческие работы.
- Это те люди, за которыми мы следим, которые потом появляются в программе Каннского кинофестиваля.
- Большое блокбастерное, коммерческое кино, оно есть - это замечательно, но есть зритель, который нуждается в таких фестивалях, - обратился к журналистам директор киносети "Арман" Бауржан Шукенов.
Эксперименты с формой, языком и форматом позволяют в который раз отойти от жестких рамок и разнообразить программу.
Так, в этом году, в рамках ночи короткого метра была показана "среднеметражка" молодого режиссера Сони ЛаРу (она была в числе гостей кинофестиваля) "Непростое дело". Фильм сложно назвать короткометражкой не только из-за того, его хронометраж составляет 43 минуты, но и потому что снят он по всем законам "большого кино". Собственно, в послужном списке молодой кинематографистки это первый эксперимент с таким жанром. Ее первый фильм "Алиса" был снят полным метром.
Второго режиссера, приглашенного на фестиваль, к сожалению, алматинская публика не смогла увидеть. Сесиль Телерман, которая должна была лично представить гостям фестиваля мелодраму "Желтоглазые крокодилы" оказалась гражданской Бельгии, поэтому Алматы увидела только в аэропорту. Французские гости оказались в замешательстве - у них с Казахстаном безвизовый режим:
- 25 лет ее знаю, как француженку, а она, как выяснилось, бельгийка, - пошутил Шапрон на безупречном русском языке.
Тем не менее, картина Телерман, хоть и не с овациями, открыла фестиваль. Пожалуй, это тот случай, когда посредственный сценарий губит и хорошую игру актеров, и добротную работу операторов. Впрочем, с сеанса из заполненного кинозала, почти никто не ушел.
"Желтоглазые кродилы" - это много разрозненных историй, которые сплетаются в одну, но не находят логического объяснения своему существованию в этом паззле. А эмоциональность не настолько чувственна и изящно адресована зрителю, чтобы позволить ему не сомневаться в логике повествования. Фильм не стал откровением, но определенно задал тон и придал лирический окрас всему мероприятию.
Помимо этого, фестиваль презентовал алматинской публике еще четыре картины.
Уморительная трэш-комедия "Джеки в царстве женщин" Риада Саттуфа, мелодрама «Женщина во дворе», Пьера Сальвадори, в которой снялась Катрин Денев.
Драма «Зильс Мария» Оливье Ассаяса, это копродукция Франции-Швейцарии-Германии, с Жюльетт Бинош и Кристен Стюарт в главных ролях. Стоит отметить, что фильм отобран для участия в основной конкурсной программе 67-го Каннского кинофестиваля и, несомненно, стоит того, чтобы ему уделили внимание.
Также в рамках фестиваля были показаны комедия «Она его обожает» (режиссер Жанна Эрри) и мелодрама «3 Сердца» режиссера Бенуа Жако со звездным актерским составом в лице Катрин Денёв и Шарлотты Генсбур.
Между тем, по словам того же Шапрона, уже ставший традиционным фестиваль в Алматы не только способствует продвижению французсого кино в Казахстане, но и является мостиком для казахстанских фильмов во Франции. В прошлом году во французском прокате были показаны три картины: "Уроки гармонии" Эмира Байгазина, "Нагима" Жанны Исабаевой и "Студент" Дарежана Омирбаева.