Тамара Вааль, Карагандинская область, Vласть Фото автора
Поселок имени Мустафина (бывшая Токаревка) в Карагандинской области от прошедшего 12 апреля паводка пострадал фактически сильнее всех в регионе. Больше сотни домов затоплено, десятки – разрушены, погибла часть скота. Большинство населения пока со стороны наблюдают за своими домами, вода только начинает уходить, но во многие жилые помещения доступа по-прежнему нет.
В четверг Карагандинскую область посетили вице-премьер Бахытжан Сагинтаев и первый заместитель министра внутренних дел Владимир Божко. Они заверили, что компенсация будет выплачена сполна и предупредили: в регионе до сих пор сохраняется тяжелая паводковая ситуация.
Поселок Мустафина затопило одним из первых в регионе. Вода пришла с Нуры 12-го апреля поздно вечером. Учитель черчения из местной школы Татьяна Писклич вспоминает: спасатели предупреждали заранее, но дом у нее на возвышенности, поэтому даже не предполагала, что вода дойдет. На всякий случай собрала тревожный чемоданчик.
«Мы только и успели выйти из дома, закрыть дверь и запрыгнуть на колодец. Вода пришла в считанные минуты и стала до середины бедра. Паника была, вода поступала с бешеной скоростью, прямо волнами. Я, наверно, больше никогда не подойду к нашей речке. Я шла по холодной воде и даже не чувствовала, что она холодная», - рассказывает женщина.
Только сегодня Татьяна с мужем смогли попасть в дом. Но только в болотных сапогах: вода до сих пор стоит по окна. Говорит, испорчена вся мебель, техника и вещи. А только в прошлом году взяли кредит и сделали капитальный ремонт в доме. Выплатить долги перед банком планировали только в августе.
«У нас в школе пострадало 17 учителей, 8 – без домов остались. Мы рады, что у нас хотя бы стены стоят. У меня сын хотел брать машину в кредит, теперь, скорее всего, будет брать кредит на ремонт, потому что у нас с мужем уже есть кредиты», - рассказывает Писклич.
Один из первых, кто начал спасать жителей поселка - начальник управления по ЧС города Темиртау Арман Алпысбаев. В тот вечер он приехал на очередной осмотр поселка. Резко поднялась вода, и немедленно началась эвакуация. Когда людей вывезли, оказалось, что машина главного спасателя оказалась в водном плену. Забрал он ее только сегодня. Алпысбаев признает: знали, что воды будет много, но никто не ожидал, что настолько, и что она так быстро придет. Поэтому и не были готовы.
«Мы еще зимой поставили метки на опоре моста в Токаревке, чтобы весной контролировать. Сделали на метр шестьдесят. А когда приехали – самая последняя метка была уже в воде, оставалось сантиметров пять, и прямо на глазах эти пять сантиметров тоже под водой остались. Вода поднялась метра на три в русле в тот день за какой-то час-полтора», - вспоминает он.
Он рассказывает, что помогали силы Национальной гвардии. Если бы не воинская часть 5516, возможно, в поселке были бы жертвы. Хвалит спасатель и акима Темиртау Нуркена Султанова.
«С нашего акимата надо пособие делать для других по эвакуации населения. Около тысячи человек за два часа вывезли. Представьте, колонна из 20 автобусов пришла, ушла, вернулась и забрала вторую партию людей. 40 автобусов людей! А ведь автобусы сначала найти надо ночью, расселить, найти места, обеспечить питание. Я прямо приятно удивлен. Я думал, что не смогут, а они смогли», - говорит он.
Несмотря на то, что сегодня вода уходит, большая часть поселка по-прежнему остается под водой. Люди потихоньку разбирают завалы, а некоторые, у кого нет машины и находятся в пунктах эвакуации, еще не знают, что их домов уже нет.
Несколько улиц поселка похожи на кадры из кинофильмов о войне: разрушенные дома, заборы. Во многих дворах лежит утонувший скот: бараны, утки, коровы. И даже собаки. Жители села говорят, что собаки до последнего преданно охраняли свои дома.
Неподалеку от поселка расположился оперативный штаб. Спасатели, полицейские, представители местного акимата – здесь работа не останавливается ни на минуту. Жители двух поселков (а в паре километров отсюда еще и расположена станция Нура, которая также была затоплена) постоянно приходят в штаб, записываются на встречу с комиссией, которая будет оценивать ущерб, рассказывают о своих проблемах и узнают новости.
Сегодня же в оперативном штабе особое оживление – все руководство области стянулось в Токаревку. С утра сообщили: с осмотром по Карагандинской области летят вице-премьер Бахытжан Сагинтаев и вице-министр внутренних дел Владимир Божко. Чиновники прилетели часа на два позже, чем их ожидали. Изначально они полетели осматривать поселок Киевка.
Вице-премьер и сопровождавший его аким области Нурмухамбет Абдибеков и его сотрудники прилетели в Токаревку вместе: первым делом – облет вокруг поселка, и уже затем посадка, обход штаба и общение с жителями.
«Мы абсолютно никого не виним, - начал Сагинтаев. - Самое главное, чтобы вы подчинялись тем указаниям, которые вам дают. А то бывают случаи, что боитесь оставить свое жилье, скот…. И потом, в итоге, печальное событие получается. Поэтому если говорят надо эвакуироваться, надо подчиниться и перейти на безопасное место».
Сагинтаев рассказал, что на сегодняшний день по всему Казахстану подтоплению подверглись около двух тысяч домов (хотя сами представители спасательных служб отмечают, что эта цифра гораздо выше). И большинство из них – именно в Карагандинской области. Правда, из 700 домов вода уже ушла, заверил вице-премьер.
«Когда вода уйдет, мы посчитаем полностью весь ущерб и всем поможем. Глава государства дал поручение о выделении одного миллиарда тенге на поддержку. Эти деньги, в основном, идут на Карагандинскую область. Тем, кто нуждается. В ближайшее время их правительство выделит, соответствующие бумаги уже оформляются», - заверил он и уточнил: «Миллиард – это без расчета на оперативное решение вопросов выделили. Еще посчитают полностью: акимат – свое, что положено из областного бюджета, мы – с республики выделим. Денег будет выделено достаточно для того, чтобы вас поддержать», - заверил он людей.
Объехали представители власти и сам поселок, лично зашли в несколько домов и увидели сложившуюся картину своими глазами. На улице чиновников тут же обступили люди, с вопросами, что делать. Владимир Божко сразу отметил: «Вещи надо выносить и просушивать». Правда жители Токаревки сразу наперебой начали рассказывать: «Домой не зайти. Либо вода стоит, либо дома вовсе нет».
«Тогда надо актировать все утраченное имущество. Это большая работа», - отметил замминистра.
«Потерпите. Такая ситуация получилась», - успокаивал Сагинтаев.
«Это ни от кого не зависит», - следом добавлял Божко.
Люди начали жаловаться, что, к сожалению, не получают всей необходимой информации.
«Если люди задают вопрос, значит где-то не срабатывает, - тут же отреагировал Сагинтаев. - Люди не должны такие вопросы задавать: куда нам ходить, что делать. Размножьте объявления, к каждому дому приклейте. Ответственный такой-то человек, находится по такому-то адресу, его телефон, сотовый, аким такой-то, там сидит. Полностью дайте информацию людям. У людей и так горе», - обратился он к акиму области.
Просили люди автобусы, чтобы утром приезжать из города в село, сушить вещи, а вечером возвращаться в пункты эвакуации, вице-премьер заверил: «Правильно. Организуем».
«У меня трое детей, мне рожать скоро, дома нету», - стала жаловаться одна из женщин.…
«Определяйте в больницу на сохранение», - ответил вице-премьер.
«А детей куда одних оставлять? У нас дом ушел (под воду) по крышу», - продолжила она.
«Будет дом. Всем построят, всем восстановят», - пообещал Сагинтаев.
Особо интересовали людей вопросы компенсации: «Наш дом почти упал. Нам рассчитывать на новую постройку или дотацию, или будет совсем в другом месте строиться?», - поинтересовался житель поселка Кайрат Жумабаев.
«Будут строиться на тех же местах», - ответил Божко.
«Мы только начинаем работу, а вы задаете вопрос, где дом будет построен. Давайте разберемся с той ситуацией, которая сейчас имеется. Пусть вода уйдет сначала. Определим вместе с вами, где будет дом построен. На старом месте, на новом. А вы хотите прямо сейчас узнать, не скажу я вам», - продолжил Сагинтаев.
«Потому что жить надо прямо сейчас, а не потом», - перебила Елена Яньшина. Она же и поинтересовалась: «Школа затоплена, дети учиться как дальше будут?»
«Решим, не переживайте. Все будет решено», - снова заверил вице-премьер.
«А что со скотиной?», - продолжали интересоваться сельчане.
«Восстановят», - продолжал отвечать Сагинтаев.
А вот замминистра не сдержался: «Вас предупреждали, что скотину надо было…», но тут его снова перебил, а точнее успокоил вице-премьер: «Ладно, что обвинять, зачем на нервы действовать. Все восстановят».
Стоит отметить, что в общении с людьми чиновники старались быть немногословными. Куда более разговорчивыми они стали в журналистами, которые высказали версию о прорыве дамбы на Самаркандском водохранилище.
«Ни причем здесь никакое водохранилище, вода пришла с полей. Со всех гор, пригорков, мгновенно растаял лед. Пришла в Самаркандское водохранилище, оттуда – в Нуру, Нура разлилась, потому что объем пришедшей воды в 6-7 раз больше, чем всегда было. Это все пришло с полей. Сейчас мы сбрасываем с водохранилищ объем в 3-4 раза больше, чем пропускает Нура. Потому что другого варианта нет», - развеял слухи замминистра.
«У меня просьба: не ищите в такой ситуации человеческий фактор, не ищите виновного, это природный катаклизм. Так получилось. Такой объем воды не от человека идет», - тут же дополнил Сагинтаев.
Владимир Божко тут же предупредил: вода в Карагандинской области на спад пока не идет, еще около десяти поселков, которые стоят вдоль Нуры находятся под угрозой паводков. Затопление ожидают и в Акмолинской области через 3-4 дня. При этом Карагандинской области уже сегодня не хватает техники, поэтому из госматрезерва выделили 20 единиц, которые в ближайшее время прибудут в регион.
После встречи с жителями чиновники уехали на закрытое совещание.