10 рисков национальной безопасности Казахстана – 2013
Казахстанцам в наступающем году предстоит столкнуться с целым рядом значимых рисков. В то время как официальные власти склонны соотносить основные угрозы и вызовы Казахстану с общемировыми, отечественные эксперты предпочли конкретизировать риски в области развития политической системы, социального самочувствия граждан, экономической ситуации и внешнеполитического окружения республики.

 

Маргарита Бочарова, Vласть

 

Казахстанцам в наступающем году предстоит столкнуться с целым рядом значимых рисков. В то время как официальные власти склонны соотносить основные угрозы и вызовы Казахстану с общемировыми, отечественные эксперты предпочли конкретизировать риски в области развития политической системы, социального самочувствия граждан, экономической ситуации и внешнеполитического окружения республики.

 

14 декабря президент Нурсултан Назарбаев на торжественном собрании в честь Дня независимости перед многочисленной аудиторией среди прочего огласил десять «глобальных вызовов XXI века», многие из которых несут угрожающий потенциал и для республики.

 

«Ускорение исторического времени», по его мнению, приводит к существованию в Казахстане социальных групп, которые не в состоянии интегрироваться в модернизационный процесс. Среди демографических проблем президент особо отметил «миграционное давление в отдельных регионах страны». Тем временем угроза продовольственной безопасности, по его словам, наоборот, открывает «огромные» возможности для «качественного рывка» в отечественном сельском хозяйстве.

 

Назарбаев также указал на то, что проблема водообеспечения страны складывается из трех важнейших составляющих: качества воды, ее наличия в областях и использования ресурсов трансграничных рек. В отношении энергетической безопасности глава государства призвал «ни на шаг не отступать» от политики надежного и взаимовыгодного международного партнерства. Говоря о неизбежной исчерпаемости природных ресурсов, Назарбаев поручил обеспечить «максимально эффективную» трансформацию богатств Казахстана в его экономический рост.

 

Он также обратил внимание на то, что республика должна принять самое активное участие в «Третьей индустриальной революции». «На прочность» в будущем году Казахстан будут проверять экономический кризис и его социально-экономические последствия. Кроме этого, в условиях «кризиса ценностей нашей цивилизации» республике необходимо развивать межкультурный диалог, считает Назарбаев. И, наконец, он подчеркнул, что прогнозируемый в 2013-2014 годах «серьезный сбой» мировой экономической системы потребует от страны выработки «продуманного курса».

 

В преддверии послания народу Казахстана отечественное экспертное сообщество на состоявшемся 11 декабря круглом столе «Security 2013: тренды, риски, сценарии» также очертило круг наиболее значимых угроз национальной безопасности в грядущем году.

 

1. Открытое столкновение отечественных элитных группировок

 

Талгат Мамырайымов, координатор проектов Центра программ безопасности, подчеркивает, что в 2013 году внутриэлитный конфликт за политическую власть в республике, вероятно, произойдет «при втягивании в него широких масс простого народа» по аналогии с Жанаозенем. Однако здесь, по его мнению, необходимо учитывать степень остроты социальных проблем. В этой связи негативный сценарий внутриэлитного противостояния следует ожидать при условии распространения на Казахстан «очередного витка мирового экономического кризиса», дополняет эксперт.

 

2. Утверждение силовых структур в качестве основного инструмента политической борьбы

 

События на Арканкергене и террористические атаки против представителей правоохранительных органов в текущем году, по мнению Мамырайымова, являются ни чем иным как «внешним проявлением» внутриэлитной конкуренции. Таким образом, контроль над отечественными силовыми структурами выступает основным объектом разворачивающейся борьбы, заключает он. Переход правоохранителей на сторону тех или иных политических группировок создает «высокий риск участия силовых структур в государственных переворотах», делится своими опасениями представитель Центра программ безопасности.

 

3. Ослабление властных ресурсов правящей элиты

 

Мамырайымов выделяет две значимые предпосылки для развития данной тенденции в политической жизни Казахстана: отстранение общества от процессов разработки и принятия государственных решений и «размытость идеологических предпочтений» правящей элиты. Последнее, по его мнению, таит в себе угрозу потери поддержки казахскоязычного населения республики, чем в полной мере воспользуется формирующаяся в Казахстане контрэлита. Эксперт заявляет, что Конкуренция между ослабевающей правящей элитой и усиливающейся на этом фоне контрэлитой станет определяющей тенденцией на ближайшие годы.

 

4. Развитие «элитарного и технократического авторитаризма»

 

Обновление правящей элиты будет происходить в процессе создания корпуса «А» государственных служащих под личным контролем со стороны президента, отмечает Мамырайымов. По его словам, передовые позиции в государстве уже сейчас начинает занимать молодое поколение управленцев с технократическими способностями. Таким образом, специалист предполагает, что в Казахстане постепенно утверждается режим с «гипертрофированным доминированием» государства в политической системе, в основе которого его «профессиональное превосходство» над остальными составляющими системы.

 

5. Обострение долговых проблем отечественной экономики

 

Толганай Умбеталиева, генеральный директор Центрально-азиатского фонда развития демократии, обращает внимание на то, что с 2007 года в республике наблюдается устойчивая тенденция к росту национального долга. Кроме этого, она отмечает, что на сегодняшний день дефицит бюджета в Казахстане по официальным данным составляет 3,1%, что соответствует аналогичному показателю стран Еврозоны в 2008-ом кризисном году. «Социально-экономические риски могут очень быстро воплотиться в политическом поле», - считает эксперт, указывая на вероятность развития в этой связи социальной протестности.

 

6. Снижение социальной эффективности экономических программ

 

Исследования, проведенные Центрально-азиатским фондом развития демократии в 2008 и 2010 годах, выявили, что 73% населения может позволить себе удовлетворение лишь базовых потребностей в то время как власти неустанно говорят об устойчивом экономическом росте национальной экономики. При этом почти такая же доля казахстанцев не пользуется никакими из предоставляемых государством социальных услуг, что свидетельствует о крайне маленьком объеме государственного социального пакета. По мнению Умбеталиевой, лишь «социокультурные факторы» на данный момент сдерживают рост общественного недовольства.

 

7. Нарастание вызовов со стороны социальных групп с идеологической составляющей

 

Рустам Бурнашев, директор по аналитике и консалтингу Института политических решений, указывает на то, что попытки устранить обозначенный риск приводят в настоящий момент к его усугублению: «если правящий режим слабого государства пытается установить более эффективное государственное управление, это провоцирует ответные меры со стороны тех социальных структур, чьи интересы в данном случае будут затрагиваться». В этом отношении, по его словам, возникает другая угроза, связанная с попыткой стран Центральной Азии в таком случае прибегнуть к «нарушению действующих норм международного права».

 

8. Усиление эрозии государственных институтов

 

Бурнашев  прогнозирует возможность дальнейшего «разрушения правового поля» в Казахстане, в частности, и на всем пространстве Центральной Азии в целом. Эксперт связывает этот риск, главным образом, с тем обстоятельством, что как Казахстан, так и его непосредственные соседи по региону относятся к числу «слабых государств». Он напомнил, что такой тип государственности характеризуется «крайне низкой способностью государственных институтов реализовывать соответствующие задачи» и применять силу для борьбы против угроз действующей власти, а также низкой степенью идентификации населения с правящей элитой. 

 

9. Формирование «религиозных анклавов» на территории республики

 

Марат Шибутов, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества, считает, что наиболее вероятным местом дислокации таких «анклавов» станут многочисленные поселки, официально лишенные статуса административно-территориальных единиц несмотря на проживающее там население. Он прогнозирует, что такие зоны без «государственной конторы» будут в ближайшее время только разрастаться. По его информации, устранение таких поселений происходит в республике повсеместно: только в Восточно-Казахстанской области не так давно было ликвидировано около 80 поселков.

 

10. Углубление внешнеэкономической зависимости национальной экономики

 

Петр Своик, руководитель Общественного антимонопольного комитета, отмечает, что, согласно статистике за 2011 год, фактически «три четверти национального продукта формируется экспортом». Именно это, по его мнению, позволяет говорить о «сквозном» характере казахстанской экономики. «На фоне развивающегося мирового кризиса вся нынешняя наша многовекторная внешняя зависимость, до сих пор обеспечивающая внутреннюю стабильность, становится главным дестабилизирующим вызовом», - делится мнением эксперт, не исключая второй волны финансово-экономического кризиса.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики