Второе заседание комиссии по земельной реформе было посвящено продаже земли гражданам Казахстана. Большинство членов высказались за то, что земли продавать нужно, правда, исключительно тем, кто действительно будет их использовать.
Рациональное использование казахстанской земли могло бы внести 17% в ВВП страны, считает член президиума национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен» Кенжегали Сагадиев. Однако, сейчас этот показатель в четыре раза меньше. Имея большую территорию, Казахстан находится в числе тех стран, которые плохо осваивают свои земли, и не используют их в полной мере.
«Я полностью поддерживаю (передачу – V.) в частную собственность, продажу гражданам Казахстана. Если земля будет иметь своего хозяина, он будет стараться ее осваивать, и получать от нее больше производства. С экономической точки зрения, у хозяина земли будет большая возможность», - высказал свое мнение Сагадиев.
По его словам, сейчас многие не могут получить кредит, у многих нет средств, и именно землю можно использовать в качестве залога. В итоге, она не будет стоять неиспользованной. Кроме того, казахстанские земли нужно «приводить в порядок», особенно земли сельхозназначения. И продажа может сыграть в этом важную роль.
Прямо противоположного мнения придерживается руководитель народно-патриотического движения «Желтоксан» Нурлыбек Куанбаев. Он считает, что и арендуемые земли могут приносить пользу, поэтому их нельзя продавать ни иностранцам, ни местным.
«Именно сейчас, когда население бдит за этим вопросом, какую пользу принесет нам, если земля будет унаследована детьми. Значит, эта земля не будет продаваться, и со стороны государства будет очень удобно это контролировать.
Сейчас приводили в пример развитые страны Европы. Но мы же к этому не готовы, мы придем к этому в будущем. А сейчас продажа земли…. Я против данного предложения категорически», - заявил он.
Депутат мажилиса от фракции «Народные коммунисты» Владислав Косарев высказал мнение, что во главе угла должна сегодня стоять не частная, арендная или иная формы собственности, а эффективность использования.
«Надо упорядочить использование земельных ресурсов, потребовать (этого – V.) в акиматах. Мы сегодня говорим, что у нас 9 миллионов гектар неиспользуемых земель. Кто из руководителей областей понес ответственность за то, что у него в области землю взяли и бросили без обработки? Я считаю, что сенокосы и пастбища должны вернуть в общее пользование населения», - заявил мажилисмен.
При этом он добавил, что государству все же нужно подумать о частной форме собственности, но техничеких земель, которые находились в государственном фонде и передали крупным зерновым компаниям.
«Пожалуйста, пусть выкупят. Но выкупят ли?», - предложил Косарев.
От председателя объединения юридических лиц «Союз картофелеводов Казахстана» Кайрата Бисетаева также поступило предложение передавать в частную собственность земли исключительно казахстанцам. Но с оговоркой: только тем, кто работает, как минимум, пять лет.
«Многих крестьян волнует, что земля может стать предметом спекуляции, у тех людей, у которых есть деньги. Вот для того, чтобы этого не допустить у нас есть такое предложение, что в частную собственность могут выкупать земли только те юридические и физические лица, которые как минимум 5 лет работают успешно в сельскохозяйственном производстве», - заявил он.
Председатель союза заявил, что сегодня сельское хозяйство остро нуждается в инвестициях. По его мнению, «кроме займов, будет очень хорошим вариант, если туда придут прямые инвестиции, люди станут вкладывать свои средства в крестьянина, которым они доверяют и через них входить в долю и выкупать в частную собственность землю, то есть сельскохозяйственное производство станет инвестиционно-привлекательным».
Заместитель министра юстиции Зауреш Баймолдина напомнила членам комиссии, что частная собственность в Казахстане допускается Конституцией и, соответственно, Земельным кодексом. При этом она обратила внимание, что Земельный кодекс «предусматривает перечень тех оснований, когда земельные участки не могут находиться в частной собственности, каковыми бы они ни были». Так, в раздельную собственность не могут быть предоставлены пастбищные и сенокосные угодья. Кроме того, сегодня уже есть собственники земель, и поэтому ставить вопрос об отмене частной собственности нельзя.
«Речь идет о тех же условных земельных долях, собственниками которых являются наши граждане – казахстанцы, который они получили еще в тот далекий период и уже почти 25 лет находятся у них в собственности. Как мы сейчас можем ставить вопрос об отмене частной собственности? Это значит, что тогда мы просто-напросто будем забирать эту собственность у крестьянина, который сейчас живет на этой земле и работает. Для него это самый крупный объект собственности, за счет которого он и живет. А у многих – это единственный источник дохода, об этой стороне также нужно думать. Мы не можем забирать то, что сейчас уже принадлежит гражданам. В нашей стране это недопустимо», - сказала вице-министр.
В итоге сегодня обсуждение земельных вопросов продлилось чуть меньше трех с половиной часов, 38 членов комиссии высказали свои предложения, которые будут теперь рассмотрены внутри рабочих групп.
«Поднимаются только два вопроса: а) земля не продается, б) земля продается, но если земля продается, каким образом продается. Еще один момент: члены комиссии выдвинули предложение, что гражданам Казахстана земля может не только продаваться, но и можно оставить старую норму, когда можно ее взять в аренду», - резюмировал обсуждение первый заместитель премьер-министра, председатель комиссии Бакытжан Сагинтаев.
Он также заверил, что никаких решений спонтанно принято не будет и, помимо рабочих групп, эти предложения будут обсуждены в регионах, после чего будет сформулировано «окончательное видение», чтобы дальше «можно было внести в парламент».
А в следующую субботу комиссия вновь соберется в Астане, чтобы обсудить вопрос аренды земли.