Спустя три года работы послом Казахстана в России, Марат Тажин возвращается в Астану – в четверг Нурсултан Назарбаев подписал указ о его назначении на должность первого заместителя руководителя администрации президента. Vласть поговорила с политологами о том, чем вызвано возвращение в администрацию президента самого опытного казахстанского идеолога.
Впервые работать в администрацию президента Марат Тажин пришел в 1992 году, имея за плечами экономическое образование, аспирантуру и опыт преподавания в вузе. Должность первого замруководителя администрации президент он занимает в третий раз, ранее Тажин также руководил МИДом, КНБ, был помощником президента и госсекретарем. В 2014-м он возглавил дипломатическую миссию в России. Казахстанские эксперты называли Тажина одной из самых влиятельных фигур казахстанской политики.
Политолог Андрей Чеботарев считает, что возвращение Тажина в администрацию президента вполне укладывается в логику последних событий:
«Это назначение было вполне ожидаемым, потому что в последнее время наблюдается привлечение в высшие эшелоны власти представителей, так называемой, «старой гвардии». Идут процессы, требующие привлечения более проверенных и опытных политиков. Я думаю, что это (назначение) касается комиссии по разработке будущих поправок в действующую Конституцию, связанных с перераспределением полномочий между ветвями власти. Безусловно, и в текущем процессе управления нужны люди, которые будут заниматься определенным контролем, в том числе и контролем за обществом, связанным с тревожными событиями – всплеском терроризма в прошлом году; и, конечно же, с необходимостью соблюдения нового баланса сил внутри правящей элиты – мы видим процессы противостояния разных групп внутри элиты. Подтверждением этому служат аресты персон во власти и в других государственных структурах, а также кадровые перестановки прошлого года. Будут ли еще назначения – возможно, впереди страну ждет очередное важное событие – очередное послание», – прокомментировал он.
С тем, что для подготовки будущей конституционной реформы президент формирует проверенную команду, согласен и политолог Данияр Ашимбаев. Также он отмечает напряженную ситуацию во внутренней политике:
«В обществе сложилось критическое отношение к органам власти, что касается даже политики президента. Мы видели, что были проблемы с информационным обеспечением функционирования власти. На примере митингов против поправок в Земельный кодекс: несмотря на то, что сама реформа имела определенные смысловые содержания, провал информационно-политического обеспечения привел к митингам и мощной информационной кампании против этой реформы. Все это привело к мораторию и откату назад реформированию земельного вопроса. Похожая ситуация сложилась и с законом о борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Кроме того, мы наблюдали наличие внутриполитических конфликтов – как межличностных, так и системных. Вся ситуация во внутренней политике последнего времени была обостренной, напряжение существовало как между государством и обществом, так и между ведомствами, отвечающими за направления идеологической работы, – говорит он, – в этих условиях президент принял решение вернуть старого соратника – Марата Тажина, который последние три года был послом Казахстана в России. Если вы помните, Тажин руководил идеологией чаще и дольше всех: в какую бы сферу он не уходил, он периодически возвращался на пост либо секретаря Совета безопасности, либо заместителя руководителя администрации президента по внутренней политике".
Я думаю, будут внесены изменения в технологию реализации информационной политики – ее некой либерализации, и налаживание более широкого общественного диалога.
«В условиях объявленной президентом реформы, ему необходимо будет обеспечить информационно-политическое сопровождение. И, учитывая уважение к Тажину в обществе и среди политических партий, а также более лояльное к нему, чем к его предшественнику, отношение элиты, то приход Тажина намного облегчает достижение задач, поставленных президентом. Марат Тажин в плане кадровой политики отличается очень либеральным отношением – он максимально работает с теми, кто есть. Конечно, с ним придет какая-то часть команды, но у меня нет ощущения, что это будут быстрые решения», – уверен эксперт.
Политолог Максим Казначеев также связывает перевод Тажина в администрацию президента с грядущим перераспределением полномочий между ветвями власти:
«Возвращение Марата Тажина может рассматриваться как факт того, что президент в большей степени доверяет Тажину в качестве своеобразного политического стратега, который способен более детально и более системно работать разработать план <…> Стиль работы Тажина направлен на поиск компромиссных решений, которые бы устраивали всех участников политического процесса. Все-таки команда Майлыбаева была в большей степени склонна к использованию административных рычагов давления», – прокомментировал он.
По мнению эксперта, не исключено, что возвращение Тажина повлечет изменения в работе с государственными СМИ:
«Сейчас грядущие конституционные реформы находятся на технической стадии, традиционно такие вещи озвучиваются во время послания. Сейчас необходимо восстановить управление информационно-идеологическим аппаратом. Думаю, в первую очередь, Тажин возьмется за разработку отдельных подходов по идеологическим посланиям. Во-вторых, необходимо будет пересмотреть принципы работы со средствами массовых информаций и в целом с информационными группами, потому что та система, которая есть сейчас она абсолютно неэффективна. Государство не может содержать такую армию потребляющих огромные ресурсы государственных СМИ, которые абсолютно неэффективны», – считает Казначеев.
Что касается того, на какую должность может быть переведен Баглан Майлыбаев, занимавший пост заместитель руководителя администрации президента ранее, политологи однозначного ответа не дали:
«Сложно говорить о кандидатуре Майлыбаева. Думаю, его ждет административно-бюрократическая позиция протокольного типа», – ответил Казначеев.
Ашимбаев в свою очередь напомнил о том, что предшественник Майлыбаева несколько месяцев оставался без работы:
«Майлыбаев может перейти и на педагогическую работу – возможно, он возглавит один из вузов; не исключена дипломатическая работа; не исключен и карьерный рост. Вместе с тем, надо помнить, что его предшественник – Маулен Ашимбаев, после снятия с этого поста несколько месяцев сидел без работы, пока не стал депутатом мажилиса, где он работает и по сей день», – сказал он.