Сегодня в мажилисе презентовали новый проект закона "О государственных закупках". Разработанный по поручению президента, он должен способствовать упрощению госзакупок, сократить коррупцию в этой сфере и защитит интересы поставщиков. Но, как выяснилось в ходе презентации, у депутатов есть серьезные сомнения в том, что с этими задачами законопроект справится.
Министр финансов Бахыт Султанов, презентуя документ, подчеркнул, что его принятие позволит осуществить "переход к полному циклу проведения закупок в электронной форме" и сократить долю закупок, проводимых из одного источника.
"Проведен анализ болевых точек (рисков) на всех этапах государственных закупок. К примеру, на этапе планирования имеется проблема завышения цен. Об этом мы серьезно говорили при обсуждении бюджета в парламенте, отчетов и проекта бюджета.
Проблема завышения цен как в бюджетных заявках администраторов бюджетных программ, так и в планах государственных закупок. Это зачастую является основой для различных коррупционных программ, - рассуждал министр. -
Поэтому законопроектом предлагается внедрить исключительно электронный формат заключения договоров. Это позволит формировать полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены".
Тем самым, "бюджеты администраторов бюджетных программ будут формироваться не на основе каких-то прайс-листов, предложений со стороны потенциальных поставщиков, а на основе средних закупочных цен, сформированных в базе данных на веб-портале государственных закупок".
Обозначил министр и еще одну проблему: когда "на этапе подготовки конкурсной документации или технической спецификации заказчики подтачивают, как сейчас говорят, спецификацию под одного конкретного потенциального поставщика".
"Для решения указанной проблемы законопроектом вводится институт предварительного обсуждения технической документации. Данная мера позволит потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и в случае наличия замечаний по ним, обратиться к заказчику об их устранении.
То есть, когда широкий круг потенциальных поставщиков видит заранее предварительные материалы, они всегда будут видеть, что какие-то отдельные направления под их конкурентов заточены. Они всегда будут принимать активные меры, чтобы устранить и сделать максимально универсальную документацию", - так увидел он решение проблемы.
Чтобы не допустить необоснованного отклонения заявок, законопроектом предлагается сократить перечень документов, представляемых организатору закупок. В частности, предлагается интегрировать веб-портал с информационными системами государственных органов, что позволит потенциальным поставщикам не представлять сведения от налоговых органов об отсутствии задолженности; от органов юстиции о лицах, состоящих в Реестре должников; различных документов, которые есть уже в системе Электронного правительства о наличии разрешительных документов (Е-Лицензирование). "Зачастую у нас получается, что каждый раз требование документы сдавать заново", - заметил Султанов.
Кроме того, предлагается установить срок для обжалования итогов закупок, и "в случае обжалования итогов срок заключения договора будет приостановлен до принятия соответствующего решения". Также внедряется электронный формат заключения договоров, который, по словам министра, "будет четко фиксировать сроки заключения договоров".
При этом предлагается наделить уполномоченный орган (МФ) полномочиями по включению в Реестр недобросовестных участников закупок потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора.
"На сегодня каждый сам заказчик должен подавать в суд, и суды завалены просто этими проблемами. Отсюда и другая проблема, когда заказчик по этим причинам заказчик не успевает пойти на 1-2 дня в суд и подать на потенциального поставщика, и подают уже против него. Сегодня мы эту норму предлагаем в отельных случаях и передать полномочия от суда уполномоченному органу", - объяснил Султанов.
Наряду с этим предложено внедрить и новые способы государственных закупок - «конкурс с применением предварительного квалификационного отбора» и «электронный магазин». Глава минфина пояснил: закупки способом предварительного квалификационного отбора будут осуществляться в два этапа: на первом этапе будет формироваться Реестр квалифицированных поставщиков, на втором этапе заказчики будут осуществлять закупки среди потенциальных поставщиков, включенных в данный Реестр.
Закупки способом "электронного магазина" будут проводиться только на товары, с четко описанными стандартными требованиями. Электронный магазин будет формироваться потенциальными поставщиками, зарегистрированными на веб-портале посредством заполнения информационных форм.
"Это ответ на вопрос: «а давайте дадим какую-то свободу государственным заказчикам.
Очень простой механизм - электронный магазин, когда поставщики все регистрируются на полном автомате. Полная свобода это всегда вопрос, всегда находятся нечистые на руку, которые всегда будут стараться у одногои того же покупать, мы всегда будем иметь проблему с доступом малого и среднего бизнеса к закупкам. Введение такого механизма позволит им всем одинаково через системы электронных механизмов участвовать, - объяснил Султанов. - В соответствии с заявкой Заказчика веб-портал будет определять потенциальных поставщиков, товары которых соответствуют заявке и на основе наименьшей цены автоматически определять победителя".
О предлагаемых новшествах министр рассказывал очень долго и подробно, а напоследок даже попросил депутатов: "Законопроект содержит ряд прогрессирующих норм, направленных на повышение прозрачности и минимизацию коррупционных рисков. Полагаю, что его принятие будет являться одной из антикризисных мер правительства и парламента. В этой связи, просим вас рассмотреть возможность ускоренного продвижения и принятия законопроекта в парламенте".
Мажилисмены согласились - совершенствование системы государственных закупок жизненно необходимо, тем более с учетом того, что эта сфера, несмотря на все предыдущие улучшения и совершенствования, продолжает оставаться одной из самых коррупциогенных. Однако и по предложенным механизмам у депутатов возникла масса вопросов. Так, Загипа Балиева напомнила, что уже не раз поднимался вопрос о создании единого государственного органа по госзакупкам, однако в законопроекте он никак не указан. Министр не согласился: "Он на сегодня уже создан, с 1 января 2014 года создан комитет по госзакупкам министерства финансов, который в прошлом году, если мне не изменяет память, 49 конкурсов провел. В этом году будет он больше проводить".
Балиева перечислила целый список проблем. Во-первых, переход на электронную площадку проведения закупок будет невозможен для районов и сел, напомнила она. Во-вторых, не нашли отражения в законопроекте вопросы качества продукции:
"Приведу пример, - сказала она. - Детский дом хочет закупить носочки для детей. Конечно, нужны носочки, которые бы хотя бы год прослужили, ну полгода. Но только из-за цены они закупают китайские носочки, которые расползаются. И ничего поделать нельзя. Это ключевой вопрос - цена или качество".
В ответ на эти вопросы глава минфина согласился, что с регионами "есть нюансы", но заверил, что эти нюансы сейчас отрабатываются. Что касается цены и качества, он предложил "по каждому механизму объяснять потом". Депутат Балиева с этим не согласилась: "На мой взгляд, это самая важная статья. Можно весь закон не принимать, решить только несколько статей, и главное - решить вопрос цена-качество".
"Цена-качество - это извечный вопрос системы государственных закупок, основа, от чего мы движемся, - философски рассудил Султанов. - Бизнесу из других городов - все решается как раз вопросом цены и качества. Если Атыраускому предпринимателю везти сюда конкретно автомобиль, то понятно, что он просто проиграет по цене, если конкурс проходит в Астане. Просто прописывать, что нельзя из других городов - это ограничение предпринимательской деятельности".
Особняком стоял вопрос о закупках субъектов квазигосударственного сектора. Депутаты искренне недоумевали, почему такой большой блок выпал из поля зрения разработчиков. Министру приходилось то и дело напоминать, что деятельность фонда "Самрук-Казына" регулируется отдельным законом, что у правительства "есть различные способы контролировать доступ отечественных производителей к закупкам национальных компаний", и даже напомнить о требованиях ВТО, согласно которым нацкомпании должны быть выведены из-под действия такого законодательства. Однако мнения депутатов это не изменило:
"В 2013 году объем госзакупа был 1,6 триллиона. Объем закупа в системе "Самрук-Казына" - 3,5 триллиона. Общее у нас государственный бюджет 7 триллионов. Из него почти половина выпадает из-под государственного контроля, - напомнила вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева. - Почему они не попадают? С 2008 года они практически были выведены из закона "О госзакупках". Дайте нам анализ, как с тех пор в госкомпаниях осуществлялся госзакуп, сколько было выявлено нарушений, почему они были выявлены? И что собирается делать правительство, чтобы эти нарушения устранить?
Если есть внутренние правила, мы хотим, чтобы они были обнародованы: правила, которых госкомпании должны придерживаться, чтобы обеспечить законное и прозрачное осуществление госзакупа. (...) Если верить Форбсу нашему казахстанскому, в 2013 году крупнейшими получателями госзаказов - а это 15 физических лиц, через различные фирмы освоено почти 400 миллиардов тенге или 37,8 процента от всего объема государственных закупок. Кто они - эти счастливцы, эти 15 физических лиц? Имеем право знать, раз речь идет о наших общих бюджетных средствах".