Николай Бордюжа: «Казахстан – генератор идей в сфере коллективной безопасности»

Ольга Соколай, Москва, специально для Vласти

Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности инициирует новый формат взаимодействия с представителями масс-медиа. Во вторник генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа провел в штаб-квартире Организации неформальную встречу с казахстанскими журналистами, аккредитованными в Москве.


В беседе за чашкой чая, помимо актуальных вопросов, имеющих непосредственное отношение к компетенции ОДКБ, также обсуждались иные темы и события, определяющие статус Казахстана в межгосударственном объединении и не только...


О предстоящих внеочередных выборах президента Казахстана

- Что касается решения о проведения в стране внеочередных выборов президента, то я лично считаю его абсолютно выверенным и своевременным. В Казахстане объявлено о реализации нескольких масштабных программ развития, поэтому президент должен располагать определенным сроком полномочий для планирования и осуществления действий, особенно в очень непростое в экономическом и политическом плане время, в непростых, с точки зрения обеспечения безопасности, условиях.

Известно, как в Соединенных Штатах называют президентов в последний год их правления – «хромая утка». И это верно, поскольку у человека уже нет люфта для принятия и реализации важных решений. В связи с этим, кончено же, я поддерживаю инициативу о проведении выборов и не сомневаюсь в том, какое именно решение будет принято народом Казахстана. И оно будет правильным.

Ну что скрывать? Я говорю откровенно: это великое благо, что Казахстан в свое время получил такого лидера, который по «лезвию бритвы» провел страну, не позволив ей скатиться в конфликты, в разборки с другими странами, в делёж активов, недвижимости, финансов, территорий, объектов промышленности и так далее. И то, что Казахстан в этот период времени столь бурно развивался и стал признанным лидером не только в экономике, но и в политике, - заслуга Нурсултана Назарбаева.

Обратите внимание: сегодня, когда возникают какие-то сложные вопросы на всем постсоветском пространстве, первые звонки делают кому? Президенту Казахстана.

Безусловно, мы можем как угодно играть в демократию, но, я, например, считаю: от добра добра не ищут. И, исходя из этого, повторюсь: уверен в том, какое решение будет принято народом Казахстана.

Для нас, для ОДКБ, это решение будет означать стабильность и предсказуемость действий. Почему это важно для Организации? Потому что у нас работает правило консенсуса – все решения принимаются только с согласия всех глав государств. И если одно из государств выбьется из такой стабильной, предсказуемой работы, мы, естественно, будем иметь определенные издержки в коллективной деятельности, в то время, как должны сохранять темп работы, который набрали.

Возможно, не так много говорят про ОДКБ сегодня, понятно, что про НАТО – значительно больше, и это объяснимо: там миллионы долларов вкладываются в информационную работу, а мы не можем себе такого позволить. Однако в практическом плане мы делаем очень полезные вещи и весьма результативно. И для нас исключительно важно, чтобы в руководящих звеньях организации присутствовала стабильность, предсказуемость и, самое главное – мотивация на коллективную деятельность. Все это сегодня имеет место со стороны политического руководства Казахстана.

Что касается президентства Нурсултана Назарбаева в страновом контексте, то, что тут говорить – нужно поехать в Астану, и будет ясно, что Казахстан – современная страна, совершившая головокружительный взлет. Конечно, это совершенно иная страна, нежели бывшая республика Советского Союза.

Мне лично импонирует, что привносится очень много нового и в систему государственной власти, и в экономику. За годы независимости Казахстан стал государством и с очень стабильной политической системой, республикой, которой удалось избежать конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве, что очень важно. Мало кто из наших стран смогли уйти от таких неприятных явлений. Казахстану это удалось, благодаря прежде всего президенту.

И самое главное, я вижу, что Нурсултан Назарбаев все время ориентирован на поиск новых, более совершенных и эффективных форм управления страной, укрепления стабильной ситуации в обществе, решения социальных вопросов.

Я не экономист, я занимаюсь вопросами безопасности, причем «жесткой» безопасности, но меня поразило и то, что президент Казахстана первым среагировал на отрицательные явления в экономике, в социальной сфере, в политике. Он первым инициировал работу правительства, объявил о направлениях дельнейшей деятельности, определил по каким магистральным путям пойдет Казахстан, что в приоритете, от чего нужно отказаться, что нужно и вовсе отбросить как не адаптированное к реалиям явление.

И я вам скажу, что вы, наверное, первые, кто создал программу с учетом кризисных явлений в экономике и начали эту программу реализовывать. Это абсолютно правильно. Это работа на перспективу, это явно выраженные превентивные шаги, которые позволят избежать негативного развития обстановки в целом, и в экономике – в частности.

Безусловно, и в Казахстане есть проблемы. И с денежной единицей, и с экономикой, но, тем не менее, их можно минимизировать. Для этого разработан план, и он уже реализуется.

О роли Казахстана в деятельности ОДКБ

- Казахстан – один из самых активных участников Организации Договора о коллективной безопасности. Сама инициатива создания ОДКБ принадлежала, в том числе, президенту республики, и такие инициативы по нашей интеграционной деятельности, по коллективным усилиям в процессе обеспечения безопасности, постоянно исходят от руководства республики.

Кстати, именно по инициативе Казахстана в 2010 году было принято решение о направлениях развития военного сотрудничества, о формировании коллективных сил ОДКБ. Те наработки, которые мы в свое время сделали с руководством Казахстана, с Министерством обороны РК, были утверждены президентами и сегодня являются нашей «настольной книгой», для того, чтобы по ним формировать действительно дееспособный и эффективный силовой потенциал.

Могу выразить только полное удовлетворение тем, как мы взаимодействуем с силовыми и политическими структурами Казахстана и тем, что Казахстан является генератором идей наших действий в сфере коллективной безопасности.

К слову, полномочный представитель республики является дуайеном в Постоянном совете ОДКБ. Очень опытный человек – Владимир Алесин, который заслуженно долго работает в Организации и является неформальным лидером в ее структурном органе.

О главной угрозе и нюансах ее восприятия

- В настоящее время главной угрозой стабильности не только в регионе, но и в глобальном формате, выступают вопросы, связанные с террористической деятельностью, особенно с деятельностью ИГИЛ и движения «Талибан», в том числе проблема вербовки наших граждан и направления их на «стажировки» в Сирию, Ирак, где они вливаются в ряды экстремистов. Кстати, по Казахстану уже есть лица, задержанные и арестованные за участие в деятельности экстремистских отрядов.

Здесь, считаю, бить нужно по вербовщикам. По системе вербовок, посредством которых людей, особенно молодых, оболванивают, превращают в зомби.

Мы создаем организационные основы для того, чтобы выявлять каналы вербовки и переброски людей, а уже конкретные службы в своих специфических направлениях делают в практическом плане эту работу. Конечно, в этом процессе важен обмен информацией, ведь, владея информацией, ты имеешь возможность прицельно и точно работать по конкретным вопросам.

Я глубоко убежден в том, что только совместная коллективная деятельность всех государств Центральной Азии способна обеспечить стабильность и безопасность в регионе, пресечь попытки расшатать, дестабилизировать обстановку, создать кризисные явления в любом государстве. А попытки такие предпринимаются постоянно. Мы получаем информацию о том, что регулярно в руководящих звеньях и «Талибана», и ИГИЛ принимаются решения о том, что нужно продвигаться в Центральную Азию, отправлять туда эмиссаров, создавать плацдарм и основы, в том числе и социальную базу, для экспансии.

Весь наш силовой потенциал сосредоточен на том, чтобы не допустить попыток вооруженным путем дестабилизировать обстановку в наших странах. Для этого мы создали Коллективные силы оперативного реагирования, Коллективные силы быстрого развертывания в центрально-азиатском регионе, Силы специального назначения и Миротворческие силы.

К моему глубокому сожалению, у нас сегодня практически нет деловых отношений ни с соответствующими службами Узбекистана, ни Туркменистана, хотя предложения к сотрудничеству с нашей стороны звучат и звучали неоднократно. При этом речь не идет о необходимости вступления в ОДКБ, о побуждении поступиться своим суверенитетом. Мы говорим об одном: давайте объединим усилия спецслужб для совместного противодействия общим угрозам, с которыми мы сегодня уже реально сталкиваемся, давайте будем разговаривать о возможности оказания помощи со стороны коллективных сил ОДКБ в случае необходимости. Но ответной реакции ни от узбекской, ни от туркменской стороны пока нет.

К слову, совершенно иная ситуация с Ираном. С этим государством мы взаимодействуем активно, иранцы участвуют в наших операциях, причем очень эффективно. Их результаты перекрывают результаты всех наших стран, потому что они, во-первых, подходят к работе очень добросовестно, во-вторых, все-таки многие проблемы ощущают более остро, особенно, касающиеся незаконного оборота наркотиков. Поэтому в этом векторе есть и политическое сотрудничество, и сотрудничество по некоторым направлениям противодействия вызовам и угрозам.

Иранцы не ставят вопрос о вступлении в ОДКБ или о получении для страны статуса наблюдателя. Захотят – мы рассмотрим эти инициативы. Не захотят – будем сотрудничать на имеющейся основе. Но это – модель. Наши отношения с Ираном – это модель для многих стран, в том числе для Узбекистана и Туркменистана. Почему не сотрудничать с организацией, в которую входят уважаемые государства: Российская Федерация со своим военным потенциалом и военно-промышленным комплексом, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан – все страны, которые всегда готовы оказать помощь? Я считаю, мы просто обязаны взаимодействовать, особенно на фоне тех процессов, которые сегодня происходят в мире.

О приоритетах, инициативах и чувстве локтя

- Сейчас перед ОДКБ стоит достаточно много задач, которые связаны с обострением ситуации в «горячих точках». Это и Приднестровье, и Нагорный Карабах, и Афганистан, где очень серьезно деградирует ситуация. Только что я вернулся из рабочей поездки в Душанбе, где в числе других проблем обсуждались и вопросы по Афганистану. По поручению президентов мы недавно завершили обследование границы с ИРА, проанализировали деятельность и эффективность ее охраны пограничниками Таджикистана и теперь вырабатываем предложения об оказании им соответствующей помощи. Надеюсь, это решение будет положительно воспринято руководством наших государств, поскольку считаю, что серьезная помощь там просто необходима. Таджикистан сегодня является форпостом, предотвращая возможность прорыва через границу боевиков, наркокурьеров и просто вооруженных бандитов, которые периодически такие попытки предпринимают.

Я уже не говорю о традиционных направлениях нашей деятельности, таких, как противодействие незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции, торговле людьми, деятельности организованных преступных групп – работы много. И, считаю, она идет очень успешно.

Важнейшая миссия ОДКБ – политическое сотрудничество, координация внешнеполитической деятельности, возможность на коллективной основе согласовывать позиции и отстаивать их на международной арене. Это исключительно важно, когда каждое государство чувствует рядом локоть страны-партнера и может настойчиво защищать свои национальные интересы.

Буквально сегодня мы будем согласовывать перечни тех документов, с которыми в этом году будем выступать на площадках ООН и ОБСЕ, других международных организаций. Это традиционная практика. В прошлом году мы совместно сделали около 15 заявлений, все они обнародованы и выражают общую позицию наших стран по актуальным проблемам международной повестки дня.

Особо хочу отметить заявление глав государств о необходимости придания проблеме незаконного оборота наркотиков из Афганистана статуса угрозы международной безопасности и стабильности. Реализация этого заявления позволила бы на совершенно ином качественном уровне противодействовать и посеву, и переброске наркотиков за пределы Афганистана.

Это заявление, правда, пока не реализовано Организацией Объединенных Наций, потому что некоторым государствам невыгодно принимать такие решения, и они начинают торпедировать их. И, вообще, в ООН работа по подобным инициативам идет в течение долгих лет. Но этот пример – иллюстрация того, что у нас серьезные совместные заявления, которые дают адекватные оценки и региональным, и глобальным проблемам безопасности. Наши президенты именно такое отношение к проблеме наркотиков в Афганистане обозначили, и с этим нельзя не считаться…

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики