Олжас Худайбергенов, экономист, специально для Vласти
Ситуация в мировой экономике достаточно шаткая. Большей частью это вызвано тем, кто антикризисные меры, которые были объявлены после кризиса 2008-2009 годов, позволили странам восстановить экономический рост за счет масштабного вливания ликвидности, тогда как сами причины кризиса не были устранены. С каждым годом государствам все тяжелее сохранять постоянно продлеваемые меры поддержки, и поэтому вероятность повторения кризиса нарастает. С другой стороны, все антикризисные каналы развернуты и в любой момент объемы поддержки могут быть по ним увеличены. В связи с этим, скорее всего кризис будет, но он вялотекущий, и растянут на 2-3 года.
Возможно, именно поэтому в послании президента было объявлено не о выделении $10 млрд. сразу, а по $3 млрд. ежегодно в течение 2015-2017 годов. В принципе, этой суммы будет достаточно, чтобы перекрыть возможные потери от снижения налоговых поступлений в бюджет. С другой стороны, было четко заявлено, что снижения социальных выплат не будет, но ничего не сказано о том, будут ли они расти. Иначе говоря, платежеспособный спрос населения не упадет, но и расти не будет.
Также будет вливание 500 млрд. тенге в 2015 году – это второй транш из одобренного в начале текущего года 1 трлн. тенге. Эти средства тоже попадут в экономику, но через финсектор, а не через бюджет. Также в Послании было заявлено, что международные финансовые структуры готовы предоставить в виде займов на различные проекты около $9 млрд. В целом, это достаточно крупные потоки денег, которые позволят поддержать экономический рост даже при условии дальнейшего падения цен на нефть.
В целом, в следующем году хорошо себя будет чувствовать сектор строительства и производства строительных материалов, так как увеличится строительство жилья на 600-700 тыс.кв.м. по сравнению с ежегодными 1,2 млн. кв.м, которые строятся за счет госпрограмм, а также начнутся работы по модернизации коммунальной инфраструктуры. Также есть возможности для обрабатывающего сектора в части производства потребительских товаров. Следующая пятилетка ФИИР, насколько я понял, будет больше делать упор именно на этом. Все это позволит Правительству выдержать заявленные темпы роста ВВП.
Есть еще один процесс, который проявится в 2015 году – это легализация капитала. Дело в том, что она завершится к концу следующего года, и скорее всего, в страну будет возвращено около $10 млрд. Эти средства могут бы вложены в проекты на очень выгодных условиях, так как государство пообещало существенные налоговые льготы для проектов стоимостью выше $20 млн. – отменяется КПН, имущественный налог, плюс возврат 30% от стоимости оборудования, в случае запуска промышленного объекта. Также должно сыграть то, что банки должны сократить долю плохих кредитов с нынешних 31,2% на 31.08.2014г. до 15% к концу текущего года и до 10% к концу следующего года. Конечно, снижение будет происходить преимущественно методом формального перевода проблемного банка за баланс с продолжением всех процедур по взысканию задолженности, но в любом случае это позволит хотя бы часть активов обратно вовлечь в экономический оборот. В идеале здесь надо помочь банкам в части отмены налогов во время прощения кредита – сейчас КПН возникает в размере 20% от суммы прощения как для банка (из-за уменьшения провизий), так и для заемщика, для которого прощенная часть кредита признается доходов. На самом деле правильней будет отмена КПН в таких случаях, и тогда банки очень быстро, даже без Нацбанка, сами быстро спишут все плохие займы.
В 2015 году нефтяной сектор будет вынужден действовать по-новому. Собственно, сейчас уже бюджеты пересматриваются, резко сокращаются все лишние расходы, в первую очередь финансирование социальных проектов на спонсорской основе. В принципе, это логично, так как этим должно заниматься государство, а не частный сектор, который должен в первую очередь обеспечить собственную финансовую устойчивость. Продолжится медленное снижение добычи из-за истощения старых месторождений, и здесь все зависит от того, как скоро будут осваиваться новые месторождения.
В целом, экономика требует оживления, а это возможно за счет изменения экономической политики – скорее всего, поэтому было заявлено о «Новой экономической политике». Это создает атмосферу в госорганах, которая позволит рассматривать новые инициативы, не заботясь о том, насколько они соответствуют прежним инициативам. И если таковые будут рассматриваться, то хотелось бы, чтобы изменили систему оплату на госслужбе так, чтобы обнулить бытовую коррупцию – она имеет место, в основном, потому, что зарплаты низкие и не покрывают даже просто расходов на проживание.
А с точки зрения системных мер, нужно создавать налоговые режимы конкретно под каждую отрасль, с учетом ее специфики. Например, можно упростить налогообложение предприятий розничной торговли и общепита: надо отменить НДС и КПН, и вместо них сделать налог с продаж, ставку которого привязать к тому, как поступает доход – если наличным способом, то 10%, если безналичным способом, то 7%. Плюс если изменить банковские комиссии так, чтобы стимулировать безналичные платежи, то население начнет больше платить карточками, что позволит, как минимум, в два раза уменьшить размер теневой экономики. Плюс также бизнес не будет больше заморачиваться сложными налоговыми схемами с использованием ИП и ТОО на упрощенке. У нас около 320 тыс. ТОО, которые считаются малым бизнесом, и около 1,3 млн. ИП – из них активно около четверти, все остальное подлежит расчистке. Думаю, при внедрении этой идеи потребность в наличии юридических лиц и ИП еще больше сократится.
Также можно отменить все налоги для сельского хозяйства, а все субсидии направить на снижение ставок по кредитам до 1%. Дело в том, что государство сейчас в виде субсидий дает сельскому хозяйству столько же, сколько забирает в виде налогов и в виде выплат по вознаграждению по полученным кредитам. Причем это сопровождается коррупцией, лишней документацией, отвлечение большого количество сотрудников. Естественно, чтобы не было махинации в рамках нового налогового режима, нужно условие: сельхозпредприятия могут продавать свою продукцию только напрямую без посредников – предприятиям обрабатывающей промышленности, розничной торговле и на экспорт. Также обязательным условием должно стать, что все сделки должны быть безналичными. Если же сделка будет за наличные деньги или через посредников, то должен быть налог с оборота в размере 20%. Исключение для мелких подсобных хозяйств, которым можно дать небольшой ежемесячный лимит, скажем, 1 млн.тенге в месяц. В целом, такие меры позволят резко увеличить привлекательность сельского хозяйства для инвесторов, а его долю увеличить с нынешних 4,5% до 7-8% от ВВП в течение 2015-2017 годов.
В целом, в ближайшие годы во всех странах мира будет замедление экономического роста, а в некоторых будет рецессия. Если в течение ближайших трех лет причины кризиса не будут устранены, а скорее всего не будут устранены, то стабильность экономики в последующие годы остается под вопросом. А, значит, 2015 год должен стать годом начала серьезных экономических преобразований, собственно, другого выбора и нет.
Материал опубликован в 3-м номере журнала Vласть, любая перепечатка возможна только с письменного разрешения редакции.