Чем обернется добыча калийных солей для экологии Актобе?

Пётр Троценко, Vласть

В 2018 году рядом с Актобе начнётся добыча калийных солей, из которых будут производить минеральные удобрения. Источник полезных ископаемых - Жилянское месторождение, одно из крупнейших в СНГ. Жители Актобе боятся, что городу грозят соляные бури и обрушение высотных домов.

Разведочные работы на Жилянском месторождении начали проводить ещё в 50-х годах прошлого века. Буквально сразу советские геологи оценили богатые запасы месторождения - оно было признано одним из крупнейших в СССР. Однако калийную соль в то время добывали в Белоруссии и на Урале, поэтому разработка актюбинских залежей была отложена на неопределённый срок. Почти 50 лет месторождение находилось в резерве, пока в 2009 году актюбинской калийной солью не заинтересовался Китай - бизнесмены из Поднебесной выразили готовность проинвестировать в проект более миллиарда долларов. Как сообщают актюбинские СМИ, контракт на добычу и разведку уже подписан, а сумма сделки составляет 550 миллионов долларов США. Добычей калийной соли займётся ТОО «Батыс калий» - совместное предприятие социально-предпринимательской корпорации «Батыс» и ТОО «Актобе туз».

Калийная соль широко используется в сельском хозяйстве - из неё производят минеральные удобрения. По мнению геологов, Жилянское месторождение настолько крупное, что с лёгкостью могло бы стать градообразующим предприятием, если бы уже не находилось в непосредственной близости от Актобе. Согласно информации, предоставленной департаментом экологии по Актюбинской области, месторождение находится в 7-15 километрах к юго-востоку от города, что считается довольно близким расстоянием, учитывая, что новые районы Актобе развиваются именно в этом направлении.

К активной добыче калийных солей намерены приступить в 2018 году, а за это время будет подготовлена инфраструктура для дальнейших работ. В частности, неподалёку собираются построить горно-обогатительный комбинат. Самым близким объектом от ГОКа считается село Каргалинское, расположенное в 6 километрах от комбината. Если во время производства будут нарушаться экологические нормы, такое соседство можно считать опасным.

Чем дышать?

Непосредственная близость месторождения привлекает вниманиt экологов, тем более что, по предварительным выводам, новое производство внесёт существенный вклад в общее загрязнение Актобе. По данным экологического департамента по Актюбинской области, ежегодный выброс вредных веществ в атмосферу от разработки месторождения составит 3831,4 тонн в год. Проблему усугубляют и отходы, получаемые от добычи, переработки и обогащения калийных солей - их годовой объём ориентировочно составит 2,5 миллиона тонн (2 млн. тонн солевых и 500 тыс. тонн гипсовых отходов). Получается, что на 1 тонну калия образуется 3-4 тонны отходов, среди которых более 90% составляет хлорид натрия, а на остальные 10% приходятся хлорид магния, бром и неназванные вещества, которые экологи характеризуют как нерастворимые. При этом часть отходов предполагается закладывать в отработанные подземные пространства, а остальные будут размещаться на открытой площади.

Согласно заключению специалистов департамента экологии по Актюбинской области, это будет негативно влиять на компоненты окружающей среды. А нередкий в этих местах северо-западный ветер будет дуть от полигона в сторону города, перенося воздушным потоком и продукты отходов.

Проблемы с экологией Актобе испытывает уже давно. Время от времени жители жалуются на запахи сероводорода, гарь от мусорного полигона и выбросы от промышленных предприятий, которых в избытке в окрестностях города. Дополнительным «бонусом» стал асфальтобетонный завод, снабжавший Актобе не только асфальтом, но и белой пылью, от которой очень сложно избавиться. Заводу запретили работать днём, но говорят, что пыли меньше не стало, а потом он и вовсе завершил свою деятельность - дороги в городе были отремонтированы.

Среди многочисленных экологических проблем Актобе лидируют загрязнение воздуха, отсутствие зелени и низкое качество питьевой воды, которая, по мнению жителей города, мало отличается от технической.

«В нашей воде очень много вредных веществ, включая соли тяжёлых металлов - рассказывает актюбинский бизнесмен Николай Иванов. - Качество воды очень беспокоит, я даже санэпидемстанцию вызывал, но что они могут сделать? Это проблема выходит за пределы их возможностей. Нужно заняться вопросом капитально, иначе через какое-то время может наступить экологическая катастрофа. То же самое и с воздухом. Понятно, конечно, что заводы приносят экономическую выгоду, но люди не должны от этого страдать».

Микрорайоны могут спать спокойно?

Несмотря на явный ущерб для экологии региона, разработка Жилянского месторождения необходима. Так считает актюбинский учёный, почётный разведчик недр, член-корреспондент академии минеральных ресурсов Казахстана Владимир Юриш. По его мнению, если добыча калийной соли будет проводиться с соблюдением всех технических требований, то городу не нужно ждать негативных последствий.

«Есть опасения, что разработка месторождения приведёт к соляным бурям и отравлению почвы, но это возможно лишь в том случае, если добычу будут вести бесхозяйственно и неграмотно, - убеждён учёный. - А если вести разработку с учётом современного опыта и с современными возможностями, то ничего страшного ждать не стоит».

Владимир Юриш считает, что нужно использовать опыт разработок крупнейших мировых месторождений калийной соли - Кунгура, Березняков и Соликамска. По мнению геолога, это позволит избежать неприятных последствий.

«Спустя 50-70 лет с момента разработки этих месторождений начались катастрофические явления - обрушение почвы. В Березняках рушатся прибрежные деревни, вблизи Соликамска обрушился целый садово-огородный участок размером с футбольное поле. В Кунгуре тоже карстовые провалы, так что этот опыт необходимо учесть».

Но поводы для беспокойства всё равно имеются. Северная часть Жилянского месторождения площадью несколько десятков квадратных метров оказалась запроектированной под строительство жилого района «Нур Актобе». Согласно официальному плану застройки, этот район будет состоять из высотных домов - от 9 до 25 этажей. Ожидается, что там будут проживать более 250 тысяч человек. По мнению Владимира Юриша, строить на этом месте высотки категорически нельзя, поскольку богатая солями почва не предназначена для такой нагрузки и в будущем это грозит разрушением.

«Конечно, эту часть месторождения из подсчёта запасов исключили, отработка будет вестись южнее, - рассказывает Владимир Юриш. - Но сейчас там ведётся активная деятельность человека - копают котлованы, траншеи, нарушен водный режим - все эти факторы имеют влияние. В 70-е годы в Самаре был построен микрорайон на известняках, это тоже карстообразующие породы. И через сорок лет дома начали рушиться. По сравнению с известняком актюбинская соляная почва ещё менее устойчива - это будет катастрофа!»

Между тем официальные представители компании «Батыс калий» неоднократно заявляли, что добыча полезных ископаемых не принесёт новому микрорайону никакого вреда. Согласно последним исследованиям, Жилянское месторождение располагается в более приемлемых гидрогеологических условиях, нежели Соликамское, где недавно произошёл большой обвал. Актюбинская почва, которая находится над залежами калийных солей, практически безводна, а значит, более устойчива.

Жителей Актобе эта информация вряд ли может успокоить. То, что в непосредственной близости от города собираются проводить активную добычу калийных солей, настораживает жителей района Жилянка, которые находятся ближе всего к месторождению.

«Ни я, ни мои родственники не хотим страдать от пыльных бурь и всех тех отходов, которые вполне естественны при таких масштабных производствах, - говорит жительница района Алима Кунакбаева. - Я считаю, что любое вмешательство в природу когда-нибудь очень сильно отзовётся человечеству. Конечно в современном мире без разведки новых месторождений никак, но к земле нужно относиться бережней. А мы всё забираем, да забираем и не заботимся о том, что останется после нас».

Фото с сайта timeskz.kz и yaostrov.ru

Журналист

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики