Фильм недели. «Девушка из Дании»: Редмэйн без Оскара


В схватке за статуэтку Лео выживает, а Эдди умирает.


Производство: Великобритания, Германия, США, 2015
Премьера в Казахстане: 28 января, 2016
Режиссер: Том Хупер
Актеры: Эдди Редмэйн, Алисия Викандер, Туссе Сильберг, Адриан Шиллер, Эмбер Хёрд Депп, Эмиральд Феннел, и др.
Просмотрено: за 120 мин.


Борис Байков, специально для Vласти

Копенгаген, 20-е годы прошлого века, эпоха джаза, Герда рисует портреты, Эйнар пейзажи, он успешен, она - нет, зато она любит его, а он ее не то, чтобы очень. Между ними возникает третий, но не любовник или любовница, а кузина по имени Лили Эльба в исполнении Эйнара, только в парике, чулках и платье. Герда не против, она все еще ребенок и ей кажется, что муж тоже ребячится, а его переодевание в женщину - это очередная игра, веселый маскарад. Но обычно детские игры в зрелом возрасте заканчиваются слезами.

Картина выглядит, как выход на бис молодого Редмэйна, в прошлом году удачно сыгравшего ученого Стивена Хоккинга в такой же неудачной мелодраме. Его чудовищно плохой вкус, скорее всего, со временем насытится оскароносными душераздирающими проектами и подобно Николасу Кейджу, Дензелу Вашингтону и Лиаму Нисону, Эдди Редмэйн уйдет в дешевые боевики играть архи злых героев (см. “Восхождение Юпитера”, где следы будущего уже видны).

Когда Дастин Хоффман переодевался в Тутси, ему приходилось преодолевать весь свой мачизм, и это заставляло зрителя полюбить и его, и его героиню. Когда Аль Пачино в “Собачьем полдне” грабит банк, чтобы заплатить за операцию по смене пола это и трогательно, и смешно, и правдиво. Когда Эйнар решает, что он Лили, это больше всего похоже на мессианство. Внутренних противоречий нет, столкновения с окружающим миром тоже, тоски по утерянной жизни не наблюдается. Более того, и жена, и детская любовь (лицо которой чересчур напоминает главнокомандующего РФ) в исполнении Маттиаса Шонартса искренне желают новоиспеченной кузине добра.

Кажется, в случаях когда герои фильма ничего не имеют друг против друга, принято звать скрипт-доктора, но у Тома Хупера в этот момент появляется пластический хирург и Редмэйн ложится под нож.

К этому моменту очень хочется увидеть кровавую, неумелую, экспериментальную и кокаиновую операцию аля Содербергская “Больница Никерброкер”, но “Девушка из Дании” себе такой смелости не позволяет, ее стилистику лучше всего объясняет эпизод, когда Эйнар заходит в будку, где через окно наблюдает за раздевающейся проституткой. “Париж, Техас” вспоминать не стоит, накал страстей далек от Вендерса, все, что Редмэйн делает, глядя на нее - механически повторяет движения, ползет рукой по телу. Не чувствовать, а отражать. Не играть, а показывать. Быть моделью, не актером. Соответствовать костюму, не персонажу: нарядили в серый пиджак - хмурятся брови, выпало вечернее платье - поплыла улыбка, встал на каблуки - блеснуло кокетство…

Биографии у героя нет, как нет ни прошлого, ни будущего, ни близких, ни далеких. Одна Герда, которая могла бы воспользоваться его трансформацией для собственного успеха в арт-среде, но луч быстро тухнет в общей простодушности картины. Она даже забывает о своем желании иметь детей, ее главная задача - поддержать Эйнара на пути становления Лили.

Для Оскаровского проекта на актуальную тему годится, а для включения в длинный список отличных фильмов о трансгендерах (от горячего Альмодовара до безумного Уотерса, вплоть до последнего Озона) - никак нет.

Фото с сайта http://www.thedanishgirl.co.uk/

Программный директор кинофестиваля Clique

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики