Оценивать реформы через «эффект кобры» предложил глава Минфина Казахстана

Ирина Севостьянова, Астана, Vласть

Фото Тамары Вааль

Актуальная для казахстанской нынешней политики дискуссия развернулась в ходе сессии «Конец эры гиперглобализации: новые условия для экономической и финансовой архитектуры» в рамках Астанинского экономического форума. Эксперты заговорили о проведении структурных реформ и важности донесения их сути до общества.

Так, директор Группы экономических перспектив Всемирного банка Айхан Косе отметил, что все реформы между собой сравнивать нельзя. «Некоторые реформы которые мы проводим, будут иметь значительные негативные последствия в краткосрочной перспективе, скажем, реформы на рынке труда могут сгенерировать большое перераспределение на нем. Может - негативное влияние на некоторые сегменты общества в основном на уязвимые слои населения. О чем мы всегда говорим во Всемирном банке во время кризиса: в эти годы растут трудности разного характера, и проведение реформ на рынке труда должны проводится очень разумно, и нужно задумывать такую программу которую люди действительно разделяют, и не только довести до сути ее формы, но чтобы была приверженность людей к этим реформам», - объяснил он.

Структурные реформы, по мнению эксперта, нацеленные на долгосрочные выгоды, «во многих случаях в долгосрочной перспективе они создают проблемы для тех, кто разрабатывает политику». «В среде, в которой мы сейчас находимся, странам нужно найти свой путь, они должны показать его. Они должны продемонстрировать, что их заботит не только краткосрочная перспектива, но и долгосрочная. Они должны послать сигнал, посыл - это среднесрочная программа, кредитно-финансовая программа, где есть четкие цели по фискальной политике, кредитной политике, и также планы по повышению производительности и вывести страну к этой цифре», - сказал Косе.

Кроме того, напомнил он, у реформ могут быть и ограничения, и это необходимо учитывать. «Мы не может думать, что мы проведем какой-то закон, примем его и все завтра изменится. Приняв этот закон, мы сможем реализовать какие-то вещи очень легко, и закон сразу приведет к улучшению рынков труда и товаров. В конечном итоге, мы же хотим не просто принять закон, мы хотим реализовать его, чтобы он работал, чтобы он был действенным. Если посмотреть на мир, то мы видим ряд стран, где на бумаге они делают много реформ, но в реальности когда дело касается реализации, их постигает неудача, поэтому мы должны помнить об этой задаче», - уверен эксперт.

Директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда Масуд Ахмед заметил, что реформы проводить нелегко, особенно «в тех странах и обществах, где социальные контракт основан на особых отношениях с гражданином, компанией, государством». «Когда цены были высокие (на нефть) не было реформ, мы их особо не видели. Сейчас есть возможность. Единственное - сегодня нельзя делать реформы без убеждения людей в том, почему это надо делать, и передавать им четко каковы задачи, цели, почему эти изменения нужны, и как вовлечь всех этих граждан во все эти процессы. И были возможности структурных реформ. Но без участия людей сделать этого уже нельзя», - уверен он.

О реформировании заговорил и министр финансов Казахстана Бахыт Султанов. Признав, что реформы - это «всегда очень сложно», и «здесь имеется с одной стороны приверженность, чтобы не было сопротивления изменениям, а с другой стороны всегда надо иметь оценку всевозможных результатов и соответствующий набор инструментариев и решений». Он предложил рассматривать все реформы с точки зрения «эффекта Кобры». «Один из немецких экономистов Хорст Зиберт, такую теорию приводил. Это когда английские колонизаторы привлекли население Индии, платя им за каждую голову кобры, чтобы не было смертности среди колонизаторов, за год смертность снизилась до нуля. Но еще через год смертность увеличилась в 10 раз. Только из-за того, что местное население стало разводить кобр, так как это приносило им деньги», - пояснил, что он имеет в виду, Султанов.

Говоря о ситуации с проведением реформ в Казахстане он привел в пример поправки в Земельный кодекс, вызвавшие большое недовольство граждан страны. «Когда налицо необходимость использования земли как рабочего актива, и мы страна, девятая по размерам в мире, находясь под брюшиной такого рынка как Россия, имеем прямой выход на поднимающийся на новый уровень Китай, Индию, другие страны. Мы могли бы стать поставщиками продовольствия, что является сейчас проблемой тысячелетия. Но для этого необходимо землю превратить в реально действующий актив, но неправильная или не своевременная подача информации привела к тому, что идет непонимание конечной цели. И неправильный выбор инструментов конечно же будет всегда иметь проблемы. Такие проблемы мы уже имеем», - сказал глава Минфина.

Шеф бюро Vласти в Астане

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики