Эксперты, ЕНПФ и Нацбанк обсудили, как будет развиваться пенсионная система страны
Почему государству необходимо менять пенсионную политику?
Фото Жанары Каримовой

Дмитрий Мазоренко, Vласть

В среду общественный совет при ЕНПФ и интернет-журнал Vласть провели экспертную дискуссию «Пенсионная система Казахстана. Есть ли «скелеты» в шкафу?» На протяжении четырёх часов участники обсуждали её будущее, которое из-за демографического всплеска видится довольно неспокойным, а также злободневное настоящее – провальную стратегию инвестирования пенсионных активов и отсутствие ответственности за её результаты. Эксперты по-разному смотрят на то, во что должны вкладываться средства ЕНПФ, но большинство из них солидарны в том, что нынешняя форма их управления должна серьёзно измениться. В противном же случае страну ждёт увеличение бюджетной нагрузки и рост социальной напряжённости.

Нынешняя модель пенсионной системы состоит из трёх уровней. Первый уровень – это солидарная система, которая включает в себя солидарную и базовую пенсию и выплачивается из государственного бюджета. Второй – это обязательная накопительная пенсионная система, по которой с доходов граждан ежемесячно взымается 10%, а также 5% вносится работодателем, если человек работает на особо опасном производстве. Третий – это добровольная накопительная система, когда вкладчик самостоятельно вносит определённое количество средств на свой пенсионный счёт.

По словам заместителя председателя правления Единого накопительного пенсионного фонда Сауле Егеубаевой, эти три уровня позволяют смягчить зависимость пенсионной системы от демографических и экономических изменений, а также обеспечить более высокое соотношение уровня пенсии к заработной плате вкладчиков. Спустя 19 лет развития такой гибридной системы Казахстан пришёл к следующим результатам:

Тем не менее, это не позволило стране в полной мере устранить демографические риски, которые в будущем будут всё сильнее сказываться на стабильности пенсионной системы. Их влияние уже ощутимо: за те же 19 лет количество получателей пенсий увеличилось на 10% до 2,05 млн. человек. К 2042 году их число увеличится еще на 23% до 2,68 млн. человек. Это снизит коэффициент демографической нагрузки с 2,74 до 2,4, который показывает отношение количества вкладчиков к количеству пенсионеров. Это ставит перед руководством ЕНПФ задачу усовершенствовать управление пенсионной системой.

В 2042 году на пенсию будет выходить группа населения 1979 года рождения, трудовой стаж которой начался примерно в 1999 году. Сегодня их средние накопления составляют 774 тыс. тенге, а размер ежемесячных взносов – 10 038 тенге, которые они осуществляют в среднем 8,5 раз в год. При нынешней динамике размер их пенсии составит порядка 39,5% от среднего уровня заработной платы. Однако если увеличить частоту взносов до 12 раз в год, а также стимулировать добровольные пенсионные отчисления, коэффициент замещения может вырасти до 56%.

По словам Егеубаевой, в этом ЕНПФ и видит ключевое решение будущих проблем пенсионной системы. Но вместе с этим считает необходимым расширить охват накопительной пенсионной системой самозанятого населения, а также создать гибкую систему налогообложения для стимулирования добровольных пенсионных взносов. Другое возможное направление работы – улучшение социального обеспечения населения, что может увеличить уровень рождаемости.

Однако такая политика может привести к обратному результату. Расчёты Рахима Ошакбаева, председателя попечительского совета центра «Талап», показывают, что проблема уклонения от уплаты обязательных пенсионных взносов – куда острее, чем кажется на первый взгляд. По данным ЕНПФ, при общем числе занятых в 6,3 млн. человек число вкладчиков, сделавших 12 взносов за 2016 год, составило около 1,43 млн. Число активных вкладчиков ЕНПФ, сделавших хотя бы один взнос в 2016 году, составило более 5,8 млн. человек. То есть, около половины базы пенсионных взносов сегодня находится «в тени».

По словам Ошакбаева, одна из основных причин уклонения от их уплаты – растущая нагрузка на фонд оплаты труда. Из-за будущих нововведений налогового кодекса, к 2020 году она увеличится до 37% с 28,5% в 2016 году. Дополнительное стимулирование пенсионных отчислений только усилит эту нагрузку, что грозит очередным снижением периодичности взносов.

Вместе с этим Ошакбаев обратил внимание на рост бюджетных расходов от увеличения пенсионного обеспечения. В 2016 году на выплату пенсий было направлено 1,34 трлн тенге (9,2% от ВВП). С начала 2017 года эта сумма выросла на 9%, а в середине года должна увеличиться ещё на 11%. При этом выплата солидарных пенсий, по расчётам ЕНПФ, закончится только в начале 2040-х годов. Но учитывая отставание по уровню замещения дохода от стран ОЭСР, практика повышения размера пенсий должна продолжаться.

Параллельно с этим происходит демографический рост. По прогнозу центра «Талап», к 2030 году численность пенсионеров вырастет на 880 тыс. человек до 2,9 млн., а экономически активного населения – на 850 тыс. человек до 9,8 млн. В результате коэффициент демографической нагрузки, то есть соотношения этих двух групп населения, вырастет в 1,3 раза. Но угроза даже не в этом, а в том, что увеличение населения потребует повышения государственных расходов на образование и здравоохранение, тем самым сокращая возможности для выплаты пенсий. «Учитывая всё это, должны быть существенно повышены требования к эффективности накопительной пенсионной системы, которая поэтапно должна заместить бюджетные расходы», - полагает Ошакбаев.

Эксперты убеждены, что резервы для этого стоит искать в том, как активы ЕНПФ управляются сегодня. Однако рассмотрение этого вопроса приводит к постановке другого – о системных перекосах в управлении пенсионной системой. По словам экономиста Азамата Джолдасбекова, зону рисков ЕНПФ создают правительство и Национальный банк. Первый, потому что является и конечным бенефициаром пенсионных средств, и их инвестором. А второй – потому что допускает нарушение принципов инвестирования. Происходит это из-за отсутствия преемственности в политике председателей Нацбанка, что не позволяет создать защитный механизм для инвестиционной стратегии. Это даёт возможность каждому новому руководителю действовать в собственных интересах.

Другая проблем в том, что пенсионные накопления фактически перестали быть собственностью населения, убеждён экономист Жарас Ахметов: «Нацбанк и правительство вечно пытаются навязать нам, что за счёт пенсионных накоплений мы должны стимулировать развитие экономики. Но это не так. Наши пенсионные сбережения, если они наши, должны обеспечить нам достойную старость. За счёт чего это будет происходить – другой вопрос, но это не должно быть способом развития экономики».

Главная цель ЕНПФ, по его мнению, должна заключаться в сохранности пенсионных средств. Однако отдельные сигналы рынка заставляют усомниться в том, что дела с этим обстоят благополучно. «Недавно я читал финансовую отчётность одного агрохолдинга, и с удивлением узнал, что он фактический банкрот. Это все скрывают, но в финансовой отчётности это видно отчётливо. А один из его акционеров – ЕНПФ, который владеет порядка 20% акций. Это означает, что деньги потеряны», - утверждает он. Вместе с этим экономист упомянул о проблемах у национальных компаний и в банковском секторе, в облигациях и депозитах которых также размещены средства ЕНПФ.

Проблему инвестиций активов ЕНПФ в банковский сектор особо подчеркнула глава попечительского совета фонда «Финансовая свобода» Ботагоз Жуманова. «Одним из самых главных условий (размещения средств ЕНПФ в банках – V) является соблюдение пруденциальных нормативов Нацбанка. Если мы посмотрим на статистику регулятора, то увидим, что на 1 февраля 2017 года их нарушили сразу три банка (из 21, которые получали активы ЕНПФ - V). И я не вижу действий, которые бы Нацбанк предпринимал для изъятия вкладов из них. Причем в одном из банков, который нарушил пруденциальные нормативы, имеется долг порядка 900 млрд тенге, но государство предпринимает какие-то меры для его спасения».

Это обстоятельство указывает на серьёзный конфликт интересов внутри Нацбанка, говорит экономист Галим Хусаинов. «Средства ЕНПФ в размере 1,8 трлн тенге (через различные инструменты - V) размещены в банках, при этом Нацбанк знает о качестве каждого из них. Деньги давали многим, но, наверное, не для того, чтобы получить доходность, а чтобы поддержать банки. Пример этого – «Delta Bank». И если бы недавно государство не помогло ему, пенсионные активы (вложенные в него ранее – V) могли потеряться».

При этом эксперты сошлись во мнении, что другой важной проблемой остаётся постоянная безнаказанность за плохое управление пенсионными активами. Экономист Ораз Жандосов поднял вопрос об анализе работы частных пенсионных фондов, которую они вели до консолидации в единый фонд. По его словам, бывший председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов обещал предоставить результаты оценки работы каждого частного фонда, которой занималась аудиторская компания KMPG. Однако этого так и не было сделано, хотя, как уточнила председатель правления ЕНПФ Нурбуби Наурызбаева, после консолидации в него поступило 161 млрд тенге проблемных активов.

«Все (частные пенсионные фонды - V) управляли плохо. В результате реорганизации пенсионной системы и объединения частных фондов в ЕНПФ в общей сложности было списано более 90 млрд тенге накоплений. <…> Я сама потеряла 600 тыс. тенге», - призналась Наурызбаева. Она не стала отрицать постоянное наличие проблем с ответственностью и качеством управления пенсионными активами и отметила, что ЕНПФ хочет попытаться решить их. Поэтому фонд и выступил с предложением создать общественный совет, который разработал бы рекомендации по всестороннему улучшению его работы.

Она также подчеркнула, что фонд участвует в разработке новой пенсионной реформы. Заместитель директора департамента монетарных операций Нацбанка Нуржан Турсунханов, вновь рассказал, что новая реформа изменит направления инвестирования активов ЕНПФ и вернёт систему частного управления этими средствами. «Во главу угла пенсионной реформы ставится предоставление вкладчику права выбора управляющей компании. Необходимо возродить конкурентную среду на рынке пенсионных услуг и стимулировать управляющие компании к получению большего инвестиционного дохода, снижению комиссионного вознаграждения и повышению качества обслуживания вкладчиков», - рассказал он о возможных изменениях, которые в этом году должно рассмотреть правительство.

При этом и представители ЕНПФ, и представители Нацбанка сошлись во мнении, что кардинально менять пенсионную систему сейчас не нужно. По словам заместителя директора департамента рынка ценных бумаг Нацбанка Елены Никифоровой, регулятор уже не может рассматривать возможность возвращения к солидарной пенсионной системе, что сейчас рекомендуют некоторые эксперты.

«Наличие в пенсионной системе только солидарного компонента будет постоянно требовать либо повышения пенсионного возраста, либо увеличения налогов, либо всего сразу. Альтернативой этому является многокомпонентная пенсионная система, где ответственность за пенсионное обеспечение делят между собой государство, работодатель и сам гражданин», - пояснила Никифорова, подчеркнув, что диверсификация источников пенсионных выплат видится регулятору залогом устойчивости всей системы.

Партнером по организации дискуссии выступил отель «Алматы».

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые