Чему должны учить университеты, что работодателя хотят видеть от студентов и как изменится образование в будущем
​Как должно измениться высшее образование в условиях кризиса?
фото Жанары Каримовой

Углубление экономического кризиса продолжает обострять вопросы качества высшего образования и его необходимости для людей. По данным университета Нархоз, сегодня только 15% казахстанских школьников имеют представление о своей будущей профессии. Остальные продолжают следовать общественным стереотипам, поступая на экономические и юридические факультеты, из-за чего в дальнейшем сталкиваются с проблемами трудоустройства. Во вторник педагоги университета Нархоз и специалисты рынка труда поговорили о том, как университеты должны решать эти проблемы не сбрасывая со счетов запросы работодателей.

Чаще всего выбор профессии за будущих студентов продолжают делать родители, пояснила директор рекрутингового агентства Optimum Consult Салтанат Абильтаева. У них есть несколько основных моделей поведения: когда они призывают ребёнка быть лучше в профессиональном плане, чем они или когда они, будучи довольны своей работой, предлагают им выбрать такую же траекторию карьеры. «Но есть и третья модель, когда они предлагают ребёнку быть собой. И это самый сложный путь. Современные родители более опекающие, чем предыдущие поколения. <…> Поэтому их дети часто не могут найти себя в профессиональном плане», - подчеркнула она.

Чтобы избежать развития этой потерянности, университеты по всему миру стали внедрять в первый год обучения ориентационные программы. Среди казахстанских вузов такой практики придерживается и Нархоз. По словам декана школы базовой подготовки Людмилы Гостенко, за первые два семестра университет пытается оценить личные качества студентов и привить им ответственность за свою успеваемость и будущее.

Определить их потенциал уже в самом начале помогает специальное тестирование, которое выявляет способность учеников погружаться в образовательный процесс. Благодаря ему университет оценивает степень риска работы со студентом и понимает, нужно ли рекомендовать ему другие варианты профессионального развития. Вместе с тем программа первого курса строится на общеобразовательных дисциплинах, например, академическом письме и критическом мышлении, а также дополняется встречами с дипломатами, бизнесменами и госслужащими, которые рассказывают о собственном карьерном пути.

«В итоге мы замеряем результаты этой профориентационной работы. По итогам первого курса студенты могут спокойно менять специальность, и они пользуются этой возможностью. По статистике последних 4 лет, порядка 10% студентов Нархоза меняют программы обучения», - отметила Гостенко.

Войти
У вас уже есть аккаунт? Войдите

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики