• 3955
Вопрос повышения эффективности государственных закупок, осуществления их в соответствии с установленными правилами, является важным и актуальным. В Казахстане с 10 сентября вступили в силу новые Правила закупок АО «Самрук — Қазына». О том, что это даст непосредственно Казахстану и самим компаниям, участвующим в тендерах, рассказал управляющий директор АО «Самрук-Қазына» Жумагали Мунжасаров.

 

Вопрос повышения эффективности государственных закупок, осуществления их в соответствии с установленными правилами, является важным и актуальным. В Казахстане с 10 сентября вступили в силу новые Правила закупок АО «Самрук — Қазына». О том, что это даст непосредственно Казахстану и самим компаниям, участвующим в тендерах, рассказал управляющий директор АО «Самрук-Қазына» Жумагали Мунжасаров.

 

-  Жумагали Ахметгалиевич, расскажите, пожалуйста, почему было принято решение изменить правила по госзакупам?

- Основными причинами этого решения послужили необходимость предоставления национальным компаниям более гибкого режима закупок для обеспечения их оперативности, с учетом специфики закупаемых товаров, работ и услуг отличной от государственных закупок.

 

Полагаю, что принятое решение было оправдано еще и потому, что большинство компаний Фонда активно внедряют международные стандарты управления, взаимодействуя при этом с иностранными партнерами. Мы уже работаем в Едином экономическом пространстве, не за горами вступление в ВТО. Нам необходимо учитывать мнение и опыт наших зарубежных партнеров, в том числе в части закупочной деятельности.

 

Также в немалой степени, принятию правил закупок в новой редакции способствовали инициатива Фонда и бизнес-сообщества по дальнейшему совершенствованию закупочного процесса.

 

- Кто участвовал в разработке новой версии правил?

- Были привлечены ведущие специалисты национальных компаний, учтены предложения 16 общественных организаций и широкого круга оте-чественных предпринимателей. К слову, проведено более 20 заседаний рабочей группы, изучено более 200 предложений по улучшению норм Правил. В результате внесены поправки более чем в 80 пунктов из 143, изложенных в действующих Правилах закупок.

 

Все это позволяет надеяться, что принятые новшества будут иметь положительный эффект.

 

- Какие основные задачи стояли перед разработчиками?

- При разработке правил мы делали акцент на реализации пяти основных задач. Это прозрачность и гласность закупок, развитие местного содержания, обеспечение эффективного расхода денег, усиление контроля и повышение ответственности и приобретение качественных товаров, работ и услуг.


 

- Предусмотрены ли в правилах закупок ограничения по отказу заказчика от проведения объявленных закупок?

- Поскольку при подготовке Правил закупок учитывались мнения представителей отраслевых ассоциаций, бизнес-сообществ и общественных объединений. После консолидации всех поступивших предложений и тщательного их изучения в качестве одной из превентивных мер, направленных на защиту интересов потенциальных поставщиков, стало решение об ограничении возможности отказа Заказчиков от проведения объявленных закупок.

 

Если старыми Правилами отказ заказчиков от закупки допускался на любом этапе закупок, даже на этапе заключения договора, то в новой редакции Правил вводятся нормы, позволяющие заказчикам отказаться от закупок исключительно по обоснованным причинам и только до даты вскрытия конвертов или ценовых предложений.

 

К таким обоснованным причинам можно отнести: сокращение расходов на закуп, в том числе, связанный с уменьшением потребности, а также отсутствие необходимости в покупке товаров, работ и услуг.

 

- Какие существуют основания, дающие право заказчикам отклонять тендерные заявки потенциальных поставщиков?

- Правилами закупок предусмотрены пять оснований отклонения тендерных заявок потенциальных поставщиков.

 

К первому относится несоответствие заявки поставщика, установленным заказчиком требованиям, кроме случаев, когда поставщик предлагает более выгодные условия поставки либо лучшие характеристики закупаемых товаров, работ, услуг. В качестве второго основания выступает аффилированность поставщиков, участвующих в одной закупке (лоте).

 

Третьим условием является превышение цены поставщика от суммы, выделенной для закупки. Четвертое — когда ценовое предложение потенциального поставщика признано тендерной комиссией демпинговым, и, наконец, пятое, поставщик либо его субподрядчик (соисполнитель) состоит в Перечне ненадежных потенциальных поставщиков Фонда или в Реестре недобросовестных участников государственных закупок.

 

Таким образом, права заказчиков по отклонению тендерных заявок основаны на существенных причинах, а не на формальных подходах.

 

- Какие требования предъявляются к участникам закупок правилами закупок?

- К потенциальному поставщику, участвующему в закупках Фонда, предъявляются следующие требования: юридическое лицо должно быть правоспособным, физическое — дееспособным. При этом, если поставщик или его соисполнитель состоят в Перечне ненадежных поставщиков Фонда или в Реестре недобросовестных участников государственных закупок, то они не вправе участвовать в проводимых закупках.

 

При проведении крупного тендера (лота) по работам либо услугам на сумму более 75 миллионов тенге к тендерной заявке поставщика может быть установлено такое требование, как наличие опыта работы на рынке закупаемых однородных работ и услуг в течение последних пяти лет, предшествующих закупке. При этом заказчик не может предъявлять к поставщику требования о наличии опыта работы, превышающего пять лет.

 

Наличие таких требований продиктовано необходимостью снижения рисков отказа поставщиков (компаний-однодневок) от заключения договоров, от срыва сроков выполнения работ или услуг, их некачественного выполнения.

 

Аналогичные ограничения по сроку установлены Правилами для опыта работы специалистов поставщика, которые будут задействованы в выполнении работ, оказании услуг, необходимых заказчику, по крупным тендерам (лотам).

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики