Правительство утвердило комплексный план противодействия теневой экономике на 2014 – 2015 годы

Тамара Копылова, Астана, Vласть

Для борьбы с теневой экономикой правительство планирует ввести специальные НДС-счета, что должно привести к исключению возможности использования схем по уклонению от уплаты НДС, соответственно, отсутствию целесообразности создания лжепредприятий.

План правительства состоит из 60 мероприятий и предусматривает меры по сокращению теневого производства в отраслях экономики. В первую очередь правительство планирует начать борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей.

«За 2007-2013 годы количество налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями, составило 1 352, сумма потерь по НДС составила 193 млрд. тенге, - пояснил Досаев. - Кроме того, в среднем за год порядка 6 тысяч налогоплательщиков не представляют либо представляют нулевые декларации по НДС, при этом выписывали счета-фактуры. В результате в среднем за год потери бюджета по НДС составили 128 млрд. тенге».

В этой связи предлагается рассмотреть введение специального НДС-счета, что по мнению главы Минэка, приведет к исключению возможности использования схем по уклонению от уплаты НДС, соответственно, отсутствию целесообразности создания лжепредприятий.

«Одной из эффективных мер противодействия теневой экономике является внедрение электронных счетов-фактур на обязательной основе для всех плательщиков НДС, что сократит издержки бизнеса и позволит оперативно выявлять факты выписки фиктивных счетов-фактур, замены или их подделки, - добавил он. - По оценке, реализация предлагаемых мероприятий позволит вывести теневой оборот порядка 1,1 трлн. тенге».

Также, для борьбы с лжепредпринимательством, предусматривается принятие мер законодательного характера по ужесточению требований при постановке на учет по НДС. В частности, налоговые органы смогут получать от уполномоченных органов информацию о наличии и движении денежных средств и ценных бумаг по налогоплательщикам, имеющих налоговую задолженность более 3 месяцев. Для улучшения таможенного администрирования, предусмотрено заключение соглашений с другими государствами по предварительному электронному информированию между таможенными службами государств по всем видам товаров и транспортных средств.

Намерено правительство и развивать безналичные платежи. Для этого, по словам Досаева, необходимо принять меры законодательного характера по вопросу обязательной установки POS-терминалов в сфере торговли и обслуживания и расширения обязательного применения контрольно-кассовых машин с SIM-картами.

«Для снижения объемов обналичивания денег планируется введение обязательного уведомления при осуществлении крупных платежей в наличном порядке клиентами банка второго уровня, установление лимита на снятие наличных денег с банковских счетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ожидаемым результатом от принятия мер будет рост объема безналичных платежей не менее 5% в год», - уточнил он.

Отдельной главой в комплексном плане выделено управление государственными финансами или сфера государственных закупок. Согласно статистике только за 9 месяцев 2013 года было выявлено 1399 нарушений законодательства или 45% от общего количества проверок в этой сфере.

«С целью своевременного выявления нарушений и принятия соответствующих мер в рамках Плана планируется внедрение системы управления рисками при планировании бюджетных расходов, - сообщил Досаев. - В рамках повышения эффективности управления, использования государственных средств и активов государства будет создан правовой механизм внедрения системы государственного аудита и выработка рекомендаций».

Кроме того, по его словам, начало работы Единого организатора по государственным закупкам позволит снизить количество нарушений при планировании и выделении бюджетных средств.

Что касается совершенствования бизнес-среды, здесь планом предусмотрено расширение системы саморегулирования качества предоставляемых услуг бизнесом.

В области совершенствования оценки теневой экономики в текущем году, по словам Досаева, планируется принятие методики оценки объемов незаконной деятельности и теневой экономики по видам экономической деятельности.

Наряду с общесистемными мерами в плане предусмотрены меры по снижению размеров теневого сектора в отраслях экономики. В торговле, где довольно развиты рынки, значительная доля приходится на стихийные.

«Для решения этих проблем предусмотрено внесение законодательных мер по обязательному поэтапному переводу торговых рынков на современный формат. Предлагается включение строительства торговых объектов в перечень приоритетных отраслей экономики для привлечения инвестиций и сферы строительства инфраструктуры торговли в Программу «Дорожная карта бизнеса-2020», - отметил Досаев.

Помимо существования большого числа неорганизованных рынков, по информации министра, большой проблемой является наличие незаконной стихийной торговли. В этой связи предлагается ужесточить административную ответственность за стихийную торговлю при одновременном увеличении коммунальных торговых площадей.

Другое направление, подверженное теневой экономике – сельское хозяйство.

Основной причиной высокой доли теневой экономики в отрасли является значительная доля самостоятельно занятых в структуре занятого населения – это 1,5 млн. чел. или 70% от общей численности занятого населения в сельском хозяйстве (2,2 млн. чел.)», - пояснил глава МЭБП.

В этой связи планом предусматривается создание условий и стимулирующих мер по формализации населения занятого в сельском хозяйстве, а также ужесточение ответственность работодателей крестьянских и фермерских хозяйств, а также других сельскохозяйственных предприятий за найм работников без заключения трудовых договоров.

«Сохранению теневого сектора в отрасли способствует низкий уровень развития инфраструктуры и логистики в сельской местности, удаленность сельскохозяйственных товаропроизводителей от рынков сбыта, большое количество посредников при реализации продукции, -продолжил Досаев. - Для решения этих проблем планируется формализация экономической деятельности в сельском хозяйстве, в том числе через развитие сельхозкоопераций. Для стимулирования развития сельхозкоопераций будут предусмотрены меры субсудирования и финансовой поддержки сельхозкоопераций. Кроме этого, предусмотрено расширение сферы оказания государственных услуг в АПК в электронном формате.

В транспортной отрасли планом предусматривается усиление контроля на линии в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность без регистрации, а также внедрение «е-билетирования» и программно-аппаратного комплекса «Мобильный терминал проводника» для фиксации и учета билетов.

На рынке недвижимого имущества правительство также планирует навести порядок и заставить всех арендодателей жилья платить налоги.

«В этой связи предлагается законодательно ужесточить ответственность физических лиц, предоставляющих жилье в наем и получивших имущественный доход, к уплате сумм индивидуального подоходного налога и постановке на регистрационный учет в налоговых органах», - подчеркнул Досаев.

Что касается отрасли промышленности то, в основном, по словам министра, нарушения происходят в целях скрытия реальных доходов при продаже нефти и нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках. А такде,остается неразрешенной проблема экспорта нефти под видом всевозможных нефтепродуктов. В этой связи, в рамках плана предусмотрено утверждение перечня документов, подтверждающих легальность происхождения нефти, поступающей на переработку на НПЗ, и Правил и требований к контрольным приборам учета на НПЗ, нефтебазах и АЗС; разработка процедуры отзыва паспорта производства, внесение в паспорт производства регламента на производство нефтепродуктов соответствующего национальным стандартам; введение нормы, предусматривающей исключение посредников по поставке нефти на НПЗ от недропользователя до НПЗ до одного колена, а также по аналогии и для мини-НПЗ.

Помимо нефти и нефтепродуктов, высокой теневой оборот наблюдается в производстве алкогольной продукции, который составляет по оценке от 25 до 30%.

«Для борьбы с нелегальным оборотом алкогольной продукции в настоящее время в Парламент внесен законопроект, направленный на ужесточение условий производства и торговли алкогольной продукции, ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», - заключил Досаев.

В целом, по информации министра доля теневой экономики в 2012 году в Казахстане составила 19,2% к ВВП. В ее структуре больше половины занимает производство товаров и услуг через неформальную деятельность, то есть 54,2%, остальная часть 45,8% приходится на скрытую деятельность. Наибольшую долю в теневой экономике занимает торговля – 22,9%, на сельское хозяйство приходится 15,6%, на транспорт – 14,1%, на операции с недвижимым имуществом – 12,0%.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые