Депутат Романовская рассказала, как клиенты  Travelsystem могут минимизировать риски

Тамара Вааль, Саяжан Каукенова, Астана, Vласть

У казахстанских туристов, которые еще не вылетели в Турцию, есть шанс поехать на отдых и не платить повторно. За них это должны сделать либо турагентства, либо страховые компании. В четверг на пресс-коференции в Национальной лиге потребителей депутаты, представители министерства по инновациям и развитию и бизнесмены рассказали, как выходить из сложившейся ситуации с минимальными потерями и о том, как системные ошибки помогут изменить отрасль.

По словам председателя национальной лиги потребителей и депутата мажилиса парламента Светлан Романовской, на сайте лиги уже опубликован список людей, которые должны были улететь на отдых в ближайшее время, а их отели не проплачены. По ее словам, даже если они улетят (билеты у них есть), то отель заставит заплатить повторно. Романовская посоветовала туристам следующий выход из ситуации:

«Надо с заявлением обратиться непосредственно к турагенту, показать свой ваучер, договор, обязательно необходим фискальный чек. У каждой компании должна быть страховка. Вы без суда, предоставив только эти документы, имеете право на возмещение. Вы можете быстро это сделать. Если вы увидите себя (в списках на сайте Национальной лиги потребителей - V), а 16-го или 17-го вам вылетать, вы уже сейчас можете пойти в страховую компанию и потребовать возмещения своего материального ущерба, для того, чтобы вы могли оплатить отель и выехать за рубеж со своей семьей. Вот такой алгоритм», - объяснила Романовская.

Она подчеркнула, что естественно, страховка «все не покроет».

«Поэтому еще раз хочу обратить внимание: когда турагенты покупали этот пакет, который стоил 400 долларов, они брали риски на себя. Поэтому мы сейчас настаиваем, чтобы турагенты за свой счет возмещали те деньги, которые людьми были потрачены. Они хотели иметь прибыль, они несли риски, это, как любой другой бизнес», - подчеркнула она.

Также депутат напомнила, что национальный авиаперевозчик Эйр Астана заявил, что будет вывозить людей из Алматы в Турцию до 18 июня, из Астаны – до 19-го.

«Мы считаем, что Эйр Астана прекрасно понимает, осознает, есть такое понятие как билет. Билет есть у каждого потребителя, кто заключил договор, даже если не напрямую, и этот билет - Эйр Астаны. Поэтому, естественно, Национальная лига потребителей будет настаивать на том, чтобы не только до 18-19 числа потребителей вывозили, но чтобы Эйр Астана, как национальный авиаперевозчик, выполнила все свои обязательства перед потребителями до октября. Это очень важно», - также сказала депутат.

Заместитель председателя комитета гражданской авиации Талгат Вастаев также добавил: на сегодняшний день в Турции находится порядка 1200 человек, и все они «будут вывезены до 19 июня».

«То, что будет после 19 июня: те, кто по каким-то причинам не сможет вылететь или есть пассажиры, которые возьмут на себя риск и вылетят в Анталию, они будут вылетать обратно регулярными рейсами по льготному тарифу – 100 долларов в одну сторону. Таким образом, все пассажиры должны благополучно вернуться на родину», - заверил он.

В свою очередь, директор департамента туризма МИР Казахстана Тимур Дуйсенгалиев сообщил, в общей сложности путевки туроператора Travelsystem выкупили около 3 000 человек, необеспеченных мест на сегодняшний день – порядка 2000.

«Большинство из этих людей еще не вылетели за пределы Казахстана», - подчеркнул он.

Дуйсенгалиев также напомнил, что в прошлом году департаментом совместно с Национальной палатой предпринимателей были инициированы изменения и дополнения в законодательство о кардинальном улучшении предпринимательского климата в стране. Одним из важнейших пунктов, который был внесен в законопроект, является пункт, согласно которого туроператор не имеет права напрямую продавать билеты физлицам, только через турагентов. По его словам, ситуация с компанией Travelsystem не является безнадежной.

«Дополнительно нашим департаментом был разработан модельный контракт между турагентом и туроператором и между клиентом и турагентом. Такая вертикальная система ответственности. Получается, каждый отвечает за свой объем, за своих клиентов самостоятельно», - добавил глава департамента.

Также в министерстве предлагали внести поправки, чтобы каждый туроператор, который осуществляет чартерные программы, вносил на депозит сумму одного борта – это от 70 до 100 тысяч долларов - своеобразный гарантийный взнос, который остается неприкосновенным до конца сезона.

«Но в мажилисе эта поправка не прошла», - констатировал Дусенгалиев.

Тут же он сообщил, что в настоящее время в министерстве разработали законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон о туристской деятельности», основой которого является в первую очередь въездной туризм. Однако блок вопросов выездного туризма там тоже обозначен.

«И мы на основании тщательного изучения зарубежного опыта, советов с экспертами предложили систему, которая хорошо зарекомендовала себя в Британии и скандинавских странах. То есть, создается неправительственный фонд, в который с каждого проданного турпакета добавляется определенная сумма. Фонд накопительный. Администрирует его общественная коммерческая организация», - начал рассказывать Дуйсенгалиев.

«Мы водим просто новое понятие. Как саморегулируемая организация. Это не чистой воды НПО, а отраслевая организация, которая будет следить за качеством и безопасностью на рынке», - пояснила Романовская.

Таким образом, данная организация позволит аккумулировать необходимые средства, чтобы «в подобных ситуациях решать вопросы не за счет государства, не за счет пострадавших турагентов, не за счет граждан, а за счет фонда».

«Я рассчитываю, что до конца этого года или в начале следующего, этот закон будет принят. Это новый закон. Мы очень близко к тому, чтобы законодательно предотвратить в последующем такие коллапсы», - заключил Дуйсенгалиев.

Шеф столичного бюро Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики