Телеобзор: Заблудшие в аналитике

Маргарита Бочарова, Vласть

Конкуренция между двумя самыми популярными каналами отечественного телевидения – КТК и Первым каналом «Евразия» - перешла в гендерную плоскость. Александр Трухачев уступил свое место в итоговой «Аналитике» Аймире Шаукентаевой. Теперь именно она будет противостоять телевизионному пафосу Ярослава Красиенко.

Впервые зрители увидели Аймиру Шаукентаеву в эфире «Аналитики» 13 сентября. В тот вечер итоговая программа Первого канала «Евразия» по рейтингам обошла «Портрет недели». Аудитория «Евразии» оказалась на 75 тыс. зрителей больше. В целом же итоговые программы на двух каналах (которые, к слову, выходят по воскресеньям в одно и то же время) регулярно смотрят не меньше миллиона человек каждую. То есть, как минимум, 2 миллиона казахстанцев нуждаются в осознанном анализе событий, произошедших за неделю в стране и мире (что, в свою очередь, не может не радовать). Но вернемся к нашим баранам...

Новая ведущая «Аналитики» в минувшее воскресенье оказалась совсем не лишена того пафоса, каким славятся некоторые телеканалы. «Вы стоите? Лучше сядьте. У нас неожиданные новости. Страна может прирасти территориями. В состав государства готовы попроситься южные соседи. Я официально заявляю, мы живем в эпоху тектонических сдвигов в мировой политике. Как было, уже не будет, и вы мои слова еще вспомните», - начала она очередной выпуск итоговой программы прежде чем даже поздороваться со зрителями. Сразу скажем, что речь, как ни странно, не о нашей стране (нет, ни Киргизия, ни Узбекистан не изъявили желания стать частью Казахстана). Позже оказалось, что Шаукентаева имела в виду Южную Осетию, которая в скором времени планирует провести референдум о присоединении к Российской Федерации. К чему было такое интригующее начало, если оно, слава богу, нас не касается, так и осталось непонятным.

Однако то, что было в эфире дальше, вызвало еще большее недоумение. Первым делом авторы «Аналитики» решили осветить встречу Назарбаева с премьер-министром, назвав соответствующий сюжет «Сенсация от президента». «Сенсация», как удалось понять из увиденного, состояла в том, что в Казахстан входит в эпоху серьезнейшего экономического кризиса (а то нам на других каналах этого не говорили!). Но ведущая показала себя на удивление оптимистичным человеком – даже несмотря на стальные нотки в голосе – и заявила, что «к проблемам нужно относиться по-философски, нервы беречь, или даже с юмором».

Чтобы всем зрителям стало весело, Шаукентаева припомнила главу Национального банка Кайрата Келимбетова и многочисленные демотиваторы, героем которых он стал после известных событий. Следом ведущая произнесла, что глава Нацбанка уже и «звезд шоу-бизнеса на творчество вдохновляет». Кто-то догадался о каком народном творчестве речь? В следующие несколько минут в эфире республиканского телеканала можно было насладиться частушками в исполнении российской певицы Юты. Например, этой:

Я сидела на пеньке,

Устремился вниз тенге.

Приключился обвал,

Все Кайратушка проспал!

Частушки про президента оставим на совести телевизионщиков и цитировать их не будем. Шаукентаева, к слову, оказалась не только ценителем такого вида творчества, но и настоящим философом в душе. «Часы неумолимо тикают», - два раза за эфир повторила она. Дело было перед рекламными паузами, поэтому спишем это на попытки подчеркнуть скоротечность мирских удовольствий.

По сравнению с «Аналитикой» «Портрет недели» в прошедшее воскресенье был выдержан в строгих академических рамках. Никаких тебе частушек, никаких философских пассажей. Ярослав Красиенко и про кризис-то говорил довольно сдержанно, не позволяя себе лишнего оптимизма: «Многие казахстанцы считают, что трудности кратковременны, и все совсем скоро будет хорошо. Не будет», - сказал, как отрезал, ведущий итоговой программы. А про президента и вовсе вспомнил (страшно подумать!) только на 31-й минуте программы, когда сказал, что о грядущих экономических трудностях президент предупредил казахстанцев «честно и прямо».

Келимбетова тоже помянули всуе. «Все, похоже, настолько серьезно, что спасать казахстанскую экономику собрались с помощью пенсионных накоплений», - безутешно сказал Красиенко, сообщив, что на неделе об этом во всеуслышание заявил глава Национального банка. Но сарказм авторов «Портрета недели» на этот раз обошел Кайрата Нематовича стороной (частушек действительно было более чем достаточно), жертвой пала прогрессивная во всех отношениях столица Казахстана. «В стране остается единственный город, где экономить ни на чем не собираются», - язвительно охарактеризовал Астану Красиенко, вспомнив дорогущую отапливаемую остановку, которая отказалась согревать столичных жителей даже за 10 млн. тенге.

В целом же «Портрет недели» начался с демонстрации кадров четырехлетней давности, на которых запечатлено «чудовищное средневековое убийство» бывшего лидера Ливии Муаммара Каддафи. Красиенко, призвав зрителей абстрагироваться от собственного отношения к диктатору, заметил, что Ливия во времена его правления была практически оплотом «высочайших социальных стандартов», а нынче превратилась «в раздираемую войной клоаку». Такую же участь, по его прогнозам, приготовили и все еще сопротивляющейся Сирии. «Это он все к чему?», - спросят себя нетерпеливые зрители. А это Красиенко к тому, что в Караганде недавно состоялась премьера театральной постановки по мотивам войны в Сирии. Пьеса «Заблудшие» вернула заблудившихся в многосложной логике ведущего телезрителей в реальность.

Вообще нужно сказать, что заплутать в дебрях даже двух итоговых информационно-аналитических программ проще простого. Любой телезритель, посмотрев обе, поймет, что два канала будто существуют в параллельных мирах. Понять, что речь идет об одной и той же стране помогает разве что присутствие в сюжетах персоны Нурсултана Назарбаева. Еще пару лет назад итоговые программы на каналах были похожи друг на друга, может, не как близнецы, но, как минимум, как родные братья и сестры. Теперь же в моде авторский подход. Авторский подход, который зачем-то побуждает одних говорить в эфире о том, какая партия победила в Швейцарии на выборах, а других – о том, как хороши были «ступенчатые водопады» возле алматинского акимата, появившиеся благодаря забитым мусором арыкам.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики