Двуглавый союз: как кинематографисты достигли кворума

Зарина Ахматова, Vласть

Фото автора

В прошлые выходные (23 января) в Алматы состоялись выборы. Не те, что могло подуматься. Выборы главы союза кинематографистов. По устоявшейся казахстанской традиции съезд объединения был внеочередным, а вот закончился он не типично. Делегаты съезда выбрали сразу двух сопредседателей, отказавшись от второго тура голосования. Поздно было. Да и есть хотелось.


В итоге во главе Союза Кинематографистов (СК - V) - теперь тандем из молодого (28 лет) Ахата Ибраева и умудренного сединами и опытом Сламбека Таукелова. Последний, в своем выступлении метафорично сравнил молодого коллегу с поршневым дизельным автомобилем, а себя со старым «москвичом». Стало понятно, кто будет крутить педали, а кто - руль.

Съезд проходил в Доме кино. Явиться делегатов попросили в субботу – в 9 утра, к началу регистрации. То ли не рассчитали особенности менталитета, то ли не учли, что люди все-таки творческие. Но начали ближе к 11. Пока все собрались. Пока поздоровались. Пока пошутили. Иногда даже с политическим подтекстом: «Больше трех не собираться, а вы кворум хотите».

Вообще удивительно, что то, что происходило в темном фойе Дома кино (половина которого находится в частной аренде), напоминало со стороны советские годы, причем такими, каким мы их запомнили по книгам и фильмам. Все много курили, называли друг друга «товарищами», «милочками», «дорогими» и шутили саркастично. Разливали кофе и чай. Кофе – растворимый, «зато бесплатно» и предлагали заварить «покрепче». Правда этими напитками многие творческие работники перестали согреваться уже до обеда, поэтому по очереди уходили из зала и возвращались заметно повеселевшими и расточающими соответствующие запахи и остроумные ремарки. Порою, правда, остроумными они казались только их автору.

Но начиналось все чинно. В темном зале, высвеченном прожекторами, кинематографическая богема сидела, не раздеваясь – с отоплением в Доме кино нужно явно что-то решать.

Игорь Вовнянко, возглавлявший союз кинематографистов до этого дня, выступил с короткой, но очень емкой речью. В самом начале он взял микрофон, посмотрел на всех с выражением и сказал: «Это - судьбоносный съезд для всех нас. Я благодарю аппарат Союза кинематографистов, с которым наш пришлось работать долгие годы, что-то сделано, что-то - нет… Складывая полномочия, я хотел бы сказать – ни пяди земли, ни площадей производственных, не отданы никому, в отличие от предшествующих… И, надеюсь, что сегодняшние выборы будут выборы достойных председателей. Доброго вам пути, удачи!»

«Давайте поблагодарим нашего председателя совета кинематографистов Казахстана», - сказала Тамара Смайлова, координатор съезда и консультант СК. Собравшиеся мягко зааплодировали.

Напряжение, которым искрило выступление Вовнянко, объяснялось просто - раскол в Союзе кинематографистов произошел несколько лет назад, когда за пост главы СК с ним судились несогласные с результатами выборов. Плюс к тому Вовнянко обвиняли еще и в том, что Дом кино используется не по назначению, и часть здания отдали под клуб, в котором преимущественно собираются меньшинства. Обвинение, конечно, странное, тем более, что оно не подтвердилось, но для того, чтобы из искры разгорелось пламя, его вполне хватило.

«Уважать друг друга и не кричать»

После этого полчаса ушло на то, чтобы сформировать рабочую комиссию съезда и выбрать модераторов. В комиссию вошли Мурат Ауэзов, Рашид Нугманов, режиссер Болат Шарип. Последний выступил с интерлюдией, призвав творческое сообщество к гибкости и дисциплине:

«Я не хотел бы мораль читать, но надо понимать, что это может быть последний съезд наш, если мы не будем вести себя по отношению друг к другу корректно и идти на какие-то компромиссы, и если не будет кворума, то, наверное, в следующий раз мало кто соберется. Поэтому я так думаю, что мы должны эту ответственность осознать – не искать, каких-то идеальных вариантов, а, по возможности, должны идти на компромиссы, уважать друг друга и особо не кричать. Для того, чтобы более или менее правильно вести этот съезд, предлагалось несколько человек в модераторы. Есть возможность предложить несколько человек. А пока были предложены следующие: Байгожина Асия, Мусабеков Олжабай, Нугманов Рашид. Кто предлагает еще кого-то в модераторы? Пожалуйста!»

Еще предложили его же – Болата Шарипа.

Рашид Нугманов зачитал статистику:

«На учете у нас состоят 296 членов союза кинематографистов, из них отсутствуют по уважительной причине (либо болеют, либо в командировке) 31 человек, на данный момент на съезде зарегистрировано 122 члена союза, выведены из состава 17 человек умерших, состоящих на учете. 33 человека были выведены из союза за утерю связи с союзом – живущие за рубежом и давным давно не принимающие участия в жизни союза. Получается, действующих членов на данный момент у нас 223 человек. Если эти цифры верны – кворум есть, для кворума необходимо 114, у нас уже 124 человека».

Режиссер «Иглы» зачитал длинный список из ушедших в последние месяцы кинематографистов. Присутствующие почтили их минутой молчания.

Еще около часа ушло на организационные моменты.

Анара Кашаганова, член союза кинематографистов, возглавлявшая в свое время АО «Казахфильм», подняла руку:

«По поводу счетной комиссии! Вот первой прозвучала Гайнижамал Абдильдина (профессор академии искусств им. Жургенова - V), если вы помните, прошлый съезд, было очень много недоразумений, связанных именно с этой персоной. Я, как член союза, выражаю недоверие к ней и ее участию в этой комиссии. Я предлагаю в счетную комиссию Каната Торебая (продюсер - V), если бы не принципиальность этих товарищей, все могло бы обернуться иначе.

- Кто за? - спросила Асия Байгожина, которой доверили оперативное управление съездом. Зал загудел: «За» что?»

– Прошу прощения, у меня нет опыта. Переголосуем? Кто за то, чтобы Абдильдина осталась в комиссии? Прошу поднять руки, чтобы было видно – 10 человек. Кто против? Ну, Гайнижамал, просим прощения – такая ситуация.

Кто-то из зала, стал предлагать исключить кого-то из комиссии с криком: «Дважды в одну реку не входят». Столько чистой энергии в субботу утром от творческих людей воспринималось с трудом.

Зачем-то аплодировали. 15 минут голосовали за регламент съезда.

Поменяли местами порядок: вместо «утверждения поправок в устав», первым пунктом поставили «выборы правления и председателя союза кинематографистов Республики Казахстан». Как выяснится позже, на то у рабочей комиссии была вполне объяснимая причина – после перерыва вернулись не все.

Азимов – за единство

Наконец ближе к обеду, перешли к основной части – выступлению кандидатов в председатели союза. Их было 6. Декларативно отвели по 5 минут на выступление и еще 5 на сессию вопросов и ответов для каждого. Но пошло не по сценарию.

Кто-то из зала решил высказаться:

«После последнего съезда прошло два года – я хочу знать, что произошло за это время с союзом?». Еще 7 минут дискуссии - нужно ли еще раз повторять отчет бывшего главы или нет. В конце концов, добрались до кандидатов.

Помимо режиссеров Ахата Ибраева и Сламбека Таукела, баллотировались художник-аниматор Салимгали Мырзашев, продюсер, бывший глава «Казахфильма» Сергей Азимов, кинооператор Аубакир Сулеев и режиссёр Акан Сатаев. Последний выставил кандидатуру за два дня до съезда.

Первым к трибуне вышел Сергей Азимов и сходу заявил:

«5 минут - это несерьезно. Я выражу мнение кандидатов - на выступление нужно дать 10 минут. Просьба к делегатам – отнестись к этому с пониманием. Вы знаете, вы собрались в очень-очень непростое время. За все это непростое время 25 лет независимости – такого тяжелого кризиса экономического и такого разброда в умах и сознании нашего народа, наверное, не было. Но с другой стороны, кто-то сказал, что кризис – это новые возможности и для проведения реформ…

Но… прежде чем проводить реформы нужно сохранить базовые ценности нашей киноотрасли. Первое, что я хотел предложить - написать от имени съезда на имя президента письмо о том, чтобы приостановить приватизацию киностудии «Казахфильм». Если мы продадим 49 процентов акций, на 49 процентов сократится финансирование национального кинематографа.

…Прежде всего, не созданы условия привлекательности киностудии… И, поверьте мне, что ни один здравомыслящий бизнесмен и финансист не будет вкладывать деньги в развитие, если не будет получать прибыль», - сказал Азимов.

«Второе мое предложение - нужно сосредоточить внимание на принятии правительством постановления о развитии кинематографии, вопрос о том, что закон о кино никогда не будет принят – ясен нам всем, это требует базовых изменений в законодательство республики. Вы все понимаете, что нужно, чтобы все фильмы, которые мы создаем, стали товаром в рыночных условиях, нужно квотирование кино, нужно, выработать четкие правильные механизмы доведениях наших фильмов до зрителя. Третье мое предложение - вернуть Дом кино и прежде всего кинозал. Превращение кинозала во что-то другое - это одно из самых ошибочных решений предыдущего руководства съезда, сегодня все мои предложения и предложения моих коллег трудно осуществить. Сегодня ситуация, когда с мнением киносообщества мало кто считается, и проблема не только в лице предыдущего руководства в лице Игоря Вовнянко и иже с ним», - отметил Сергей Жумабаевич.

В это время зашел Асанали Ашимов, Игорь Вовнянко улыбнулся ему единственный, кажется, раз за весь день: «Отыр» (Садись (каз) - V). Ашимов сел рядом.

«Проблема в том, что между нами нет единства, нет взаимопонимания по самым базовым целям и задачам, которые стоят перед киноотраслью, которая агонизирует, - продолжал Азимов. - Я хочу сказать, что с одной стороны, сегодня 6 кандидатов - меня это радует. И сегодня съезд не приведет нас к единому кандидату, если мы не объединимся и не выберем кандидата», - воззвал он. И затем коротко перечислил собственные заслуги перед кинематографом:

«Я - свободный и независимый человек, если вы окажете мне доверия, я могу работать так чтобы попытаться возродить ситуацию - вернуть себе и вам уважение. То, что с нами происходит - оставляет желать лучшего - я верю в коллективный разум своих коллег», - отметил он.

Коллективный разум еще раз поаплодировал. Программа Сергея Азимова была отпечатана на пяти листах: страстное воззвание к коллегам по цеху (первые страницы), констатация грустной реальности (середина), сама программа – основная часть.

Вот, например, в союз кинематографистов в Доме кино никто не приходит, «и только наши терпеливые мужественные, не теряющие все еще надежды ветераны приходят сюда по старой привычке, правда те, кто еще может ходить. Хотя многие могут лишиться этой возможности. Причина - несвоевременная оплата членских взносов. Нужно пенсионерам установить минимальную оплату членских вносов», - пишет Сергей Жумабаевич в программе.

Всего 11 пунктов предвыборных обещаний, среди которых - ограничить срок правления первого секретаря избранного съездом - 2 срока по 5 лет и не более 10 лет, это «возродит веру в справедливость выборной системы», вернуть прежний статус Дому кино, возродить традицию премьерных показов, создать комиссию по изучению материального положения членов союза кинематографистов, несправедливо исключенных восстановить, назначить 20 стипендий по 150 тыс тенге, создать фонд поддержки ветеранов, создать конфликтую комиссию для разрешения споров по важным проектам, разрешить коллективное членство для юрлиц, разработать перечень инициатив по вовлечению молодых кинематографистов, разработать положение о национальных гильдиях внутри отрасли, принять новый устав, подготовить проект закона о кино…

Текст был достаточно эмоциональным: «Главным девизом должны стать слова: «не что может дать мне союз кинематографистов, а что я могу дать родному союзу, чтобы вернуть его членам профессиональное человеческое достоинство - то что всегда было традиционно присуще казахским кинематографистам».

Также Азимов пообещал, что через три года подготовит «реальную почву для прихода к власти нового поколения кинематографистов».

Посыпались вопросы из зала:

- Я, как инвестиционная компания, абсолютно готова вкладывать в нашу киностудию - надо будет 50 млн евро, надо будет - 100, за мной стоят эти деньги - я никакие предложения не поднимала, но понимаю четко, как можно поднять наш кинематограф, используя тот же метод что и был в Корее, - взяла микрофон импозантная дама, оказавшаяся продюсером Айгуль Саиновой.

- Извините! – прервал ее кто-то из модераторов, - Причем тут Азимов? Давайте вопрос, а потом частные прения. Айгуль, никто вам не мешает вкладывать свои 50 или 150 млн евро, главное, чтобы не только на словах.

- На 5-7 минут Сергей Жумабаевич занял больше положенного времени, поэтому не надо ущемлять других кандидатов, - попросили модераторы.

На самом деле, Сергей Жумабаевич находился за трибуной уже 20 минут. Но присутствующие снова похлопали.

«За мной не стоят олигархи»

Следующим по алфавиту оказался самый молодой кандидат Ахат Ибраев. Он заметно, но в рамках приличий, нервничал. Вел себя скромно, а местами даже почтительно:

- Так как времени мало, я бы хотел читать свой текст, я его поменял сегодня утром. Уважаемые мастера казахского кино, молодые кинематографисты, уважаемые друзья, кандидаты в председатели союза кинематографистов, поздравляю вас с важным культурным событием в стране и хочу пожелать вам удачной работы. То, что казахстанский кинематограф, несмотря ни на какие коллизии нашего времени, существует, растет, ставит большие задачи, я считаю, это - ваша заслуга. Ваш вклад в киноискусство молодое поколение ценит и считает образцом для подражания. Допускаю, что некоторые из вас не знают, кто я такой, откуда я взялся, зачем я выдвигаю свою кандидатуру. Разрешите представиться, меня зовут Ахат Ибраев, мне 28 лет, я – режиссер, продюсер, сценарист, образование получил в США, по программе «Болашак», после окончания вуза я в течение 6 лет реализовал около 8 сериалов… В 2014 году мне удалось привлечь инвестиции в сферу кино в лице американского проекта «Марко Поло», в результате было трудоустроено около 400 человек, около 35 человек продолжили работу за рубежом. В целом, около 4 млн долларов было привлечено в нашу экономику. Сейчас я работаю руководителем производственного подразделения киностудии «Казахфильм», на нашем языке это – кинофабрика.

Ибраев подытожил: «Все вышесказанное говорит о том, что я – один из вас. На этот съезд я пришел без поддержки какой-либо тяжелой артиллерии, и за мной не стоят какие-то кланы, олигархи, я знаю очень хорошо вкус киношного хлеба, и если вы считаете, что я молод, то, сами понимаете, это недостаток, который быстро проходит. То решение, которое примет съезд, я поддержу».

В программе Ибраева были расставлены акценты на монетизации отрасли. Он предлагает сделать кино «отраслью экономики», создать конкурентную среду и привлечь заграничные инвестиции: «Союз должен стать одним мощным кулаком, где аккумулируется весь потенциал», - сказал Ахат. Он, потенциал, по его мнению, не используется сейчас. Но молодой режиссер считает, что при правильном подходе, можно сделать так, чтобы у кинематографистов «хлеб был не раз в год, а каждый день». Он вновь обратился к цифрам, в числе которых назвал количество кинематографистов, которые в стране живут «достойно», их, по Ибраеву, 100-150 человек.

Сама программа его уместилась на двух листах, один из которых – обложка. План на 2016 год – 9 пунктов. Среди них – разработка законопроекта о кино, экспериментальная программа с молодыми кинематографистами, разработка программы о соцподдержке, сотрудничество с ведущими гильдиями, открытие сайта на трех языках, открытие «Фонда развития кино». На эмоциональной, почти комсомольской ноте, Ибраев закончил выступление и стал отвечать на вопросы. Вопросов к нему оказалось немало. Но, кажется, аудитория осталась довольна ответами.

«Я, конечно, буду уважать любое сегодняшнее решение. Но вопрос в другом, будет ли у того человека, которого выберут, такая команда, которая будет по всем кабинетам бегать, унижаться, доказывать», - привел последний аргумент молодой кинематографист. Присутствующие наградили его овациями. Унижаться никому не хотелось.

Следующим к микрофону подошел мультипликатор Салимгали Мырзашев. Сразу обескуражил присутствующих заявлением о том, что будет говорить на «простом понятном языке», потому что «здесь и друзья наши, и враги». Выступление Мырзашева сводилось к тому, что мультипликации в стране уделяется гораздо меньше внимания, чем хотелось бы. Программу он составил доходчиво – на двух языках и приложил резюме. В своем выступлении он долго рассказывал, как нарушили его гражданские права и цитировал президента.

- Почему вы всегда тут говорите о своей боли? Давайте по существу, - предложила Асия Сулеева из зала.

- Он всегда говорит о своей боли, - сказал мне рядом сидящий кинематографист.

Режиссер Акан Сатаев, который вышел следующим к трибуне, вещал, впрочем, без энтузиазма. Но его выступление присутствующим запомнилось более остальных:

- Я не буду тратить ваше время, давайте сразу перейдем к вопросам, - сказал Сатаев, продемонстрировав волю к победе в конкурентной борьбе. Все снова зааплодировали.

Тем не менее, предвыборная программа оказалась у Сатаева вполне конкурентоспособной, он предложил развивать Казахфильм, как площадку, учредить Фонд кино, поддерживать независимых режиссеров, развивать копродукцию и тд.

Но особого рвения за кандидатом замечено не было, он отметил, что если не справится, то через полгода возьмет самоотвод: «Призову всех коллег, скажу: «извините, не получилось». За что был предан обструкции от Асии Сулеевой.

- Чувствуете? Горим! Погибаем! На киностудии пахнет горелым! Идешь работать – работаешь! Забудь свое кино сейчас. У меня ужасное ощущение сейчас, как сирота, как бомжиха – есть свое творчество, единственное, что тебя держит в этой жизни – только твое кино, которое, кстати, тоже никому не нужно… Да и союза давно нет, номинально только. Нет никакого союза, давайте проснемся!

Следующим на сцену вышел, как его представили, «Алик Сулеев»:

- Вообще он Аубакир, а мы его по-свойски так – Алик, - сказал модератор.

- А в Москве Аликами называют алкоголиков, - пошутил Сулеев. Его выступление оказалось еще более лаконичным. Хотя программа состояла аж из 17 пунктов.

Последним к трибуне вышел тяжеловес Сламбек Таукелов.

- Когда пишешь программу, то невозможно остановиться. Проблем в кинематографии – предостаточно. Конечно, есть первоочередные задачи, но никто из нас не волшебник. Надо взяться за дело с желанием. Если мы не объединимся – это главный недостаток, нашего сообщества, мы не организация, мы – сообщество. У нас кинематографисты получают из рук Копполы главный приз фестиваля, а тут мы говорим, что они позорят Казахстан.

Выступление его было в меру эмоциональным, вместе с тем, авторитетным.

- Я понимаю, 28-летнего братишку Ахата, он – дизельная восьмипоршневая машина. Только вернулся из Америки, ему хочется все менять. А я – старый «Москвич», но тоже хочет участвовать в этом ралли. По крайней мере, у водителя есть внутреннее желание все эти вопросы решить. И я себя предлагаю не потому, что вы меня знаете, а потому что есть некоторые пути, по которым мы даже не попробовали идти, - сказал Таукел. Старейшинам союза его выступление понравилось.

Ауэзов призвал не унижаться

После выступлений, были составлены списки кандидатов, в том числе и в состав правления Союза кинематографистов. Игорь Вовнянко взял самоотвод, отказавшись баллотироваться даже в правление союза.

Внезапно слово взял культуролог Мурат Ауэзов и сказал о необходимости «пробудить человека в человеке». Вообще говорил он так, как может говорить только сын Мухтара Ауэзова – утонченно, с горечью и с поэтической оторванностью от реальности.

- Ради бога не обижайтесь, но власть в кино – это как девы из села, где квартировался эскадрон гусар. Замызганная такая немного власть, растрепанная в союзе кинематографистов. Не та прекрасная дама, за которой с розами ходят… Потеря в человеке человечества! Неужели вы этого не видите? Почему я здесь считаю уместным это говорить? Кино - это синтетический вид искусства. Здесь, во главе, мне кажется, должен быть человек, располагающий лидерскими способностями. Все творческие союзы нынче лежат на боку. Союз писателей – похоронно-праздничное бюро. И все… Говорят, денег не дают. Да и не дадут! Кто вас сейчас будет спонсировать? Ахат (Ибраеву - V), ты говоришь, будешь в окна, в двери лезть. Мне очень жаль, Ахат! Творческая личность – это гордая личность! Вспомните об этой гордости! Что ж, мы это будем клянчить у кого-то что-то…

Мэтр снискал аплодисменты. Все засобирались на перерыв. Но после некоторой заминки, модераторы сообщили: «У нас есть заявление от Ермека Турсунова!» Турсунова в зале не было. К микрофону вышел его продюсер Канат Торебай:

- Ермек никакого обращения не составлял. Но я понимаю, откуда это все… Да, Ермек отдал голос за Сламбека Таукела. Мы не пытаемся агитировать, просто мнение – союз должен возглавить человек, которому в силу возраста больше нечем заняться.

Объявили получасовой перерыв. Это было роковой ошибкой организаторов. Большая часть делегатов не вернулась в зал к голосованию – сделать то, зачем вообще собирали внеочередной съезд, отдать свой гражданский долг.

Чай или демократия

Пока комиссия подсчитывала голоса, творческие работники решили обменяться взаимными упреками и претензиями. Но началось все с того, что модераторы увидели, что в зале нет достаточного количества человек. А без кворума выборы не могли быть признаны состоявшимися. Рашид Нугманов призывал не отступать от правил Устава. Режиссер Дарежан Омирбаев, напротив, предлагал голосовать «простым большинством».

- Кворум – это тупиковый путь, - сказал Омирбаев, - надо проголосовать и выбрать того, кто набрал большее количество голосов. А потом внесем поправку к Уставу и будет нормально. Давайте подходить практически.

В зале произошло оживление. Каждый захотел высказаться. Тот, кто не хотел высказаться, хотел домой.

Рашид Нугманов пытался зачитать пункты Устава несколько раз, но его перебивали возмущенным гвалтом.

- Мы нарушим собственный Устав, если так сделаем. Очевидный выход – объявить второй тур из двух победивших, - пытался сказать он.

- Надо подчиняться голосу большинства, - противился Омирбаев, - мы с утра зафиксировали кворум? Зафикисировали. По документам был кворум. Формально никто не «прикопается». А сейчас пересчитывать начнем – не досчитаемся. Кто-то – вышел, кто-то в туалете долго сидит.

- Мы не можем сейчас взять и нарушить Устав, потому что хотим домой чай попить. Я против того, чтобы голосовать, потому что надо домой. Есть Устав, может, мне он тоже не нравится. Но мы по нему живем. Если мы сейчас его нарушим, остальные члены союза имеют полное право предъявить нам претензии, - пикировал Нугманов.

- Наш корабль тонет, нам его надо спасать, а мы обсуждаем какие-то буквы закона. Это как в кино – ты очень хочешь снимать какого-то актера, но он не может или более, ты вынужден соглашаться на другого. Другого выхода нет. Нам нужно, что? Закон или союз? – обратился к аудитории Омирбаев.

- Союз! - закричали из зала.

- Вот. А потом мы его оформим, - ответил Омирбаев.

- Вот, что нам точно не нужно – беззаконный союз, - вспылил Нугманов.

- Мы не должны допускать подсчета, утром кворум был – мы его записали, любой суд выиграем. Давайте уберем из Устава пункт про две трети и выберем простым большинством. Мало ли кто ушел – может, кто-то пришел, - продолжал Омирбай.

Завязались дебаты. Люди из зала потянулись к микрофону.

«… А кто-нибудь знает съезд, где кворум считают после обеда еще раз?»

« … Вы подталкиваете людей к беззаконию!»

« … Надо установить час тишины».

«… Мурат Мухатарович был прав – мы себя сами нивелируем. Я, как кот Леопольд, хочу сказать – давайте друг друга уважать»

« …Я шел сюда… все как-то посмеивались, когда узнали. Мы сами себя не уважаем. Давайте себя уважать. Для меня очень важно, чтобы в Казахстане и во всем мире узнали наших кинематографистов…»

Полет мысли перебили технические работники, которые пытались совладать с «пультом» и микрофоном. На самом патетическом месте выступления одного из делегатов, кто-то из них крикнул: «Эй! Сейчас батарейка садиться будет! Давайте быстрее». Будущее отечественного кинематографа пошатнулось батарейкой. Но члены Союза были неумолимы.

- Пусть кто-то передаст все свои голоса одному претенденту. И тогда, будет, как с ребенком, которого не могли поделить две женщины, а Соломон решил, кому он будет принадлежать. Кто-то из ребят-претендентов во имя блага Союза может уступить свои голоса. Это будет правомочно?

Непонятно, что имел в виду делегат, но есть надежда, что не предложение царя Соломона.

- Нет! – ответила журналист-юрист из зала.

Кто-то поднял вопрос членства в Союзе кинематографистов.

- У вас там членство – 100 баксов! – кричала молодежь с балкона.

- Я впервые это слышу, - сказал Омирбаев, - Мы пересмотрим. Нет-нет, это неправильно.

- А вы можете сказать, кто требовал деньги? - обратился к выступающему Нугманов.

Оскорбленные стали делиться информацией – кого когда не приняли и что за это требовали. Нашли координатора съезда и консультанта СК – Тамару Смайлову. Она устало разъяснила:

- По уставу прием производится один раз в год, - сказала она, - там, в уставе все прописано – вступительный взнос был 100 долларов (тогда это были небольшие деньги) и ежегодный взнос 2 МРП. Теперь мы перед новым правлением, которое вступит в силу, Бог даст, поставим задачу, чтобы они убрали вступительный взнос – он непосилен для молодых кинематографистов.

В зале снова зашумели.

- Ведите себя прилично! Тут все заслуженные! – обратилась женщина к «молодым кинематографистам».

Другая взяла микрофон:

- Вот молодые кричат, молодые. «Я - молодой» и все достоинство, что ли?! Заслужи Союз! Картинами заслужи! Молодой! Да если молодой будет у руля, нас без похорон пинками отсюда выкинут! – казалось, она с трудом сдерживает слезы.

Прения переросли в брань. Технические сотрудники поставили фоном легкий вальс. Мизансцена, обрамленная лучами софитов, напоминала массовую сцену в кинематографе абсурда:

- Господа! Давайте будем вести себя прилично, - взял микрофон кто-то из заслуженных. И когда приходит сюда алкаш в шапке (обращение, видимо, было к актеру Толепбергену Байсакалову, который оппонировал собравшимся с балкона - V) не будем его слушать. Что, тебя за руку вывести, что ли? От тебя разит вином!

- А кто нас научил? Вы и научили! Старшие!

- Пошел вон отсюда!

- Толик, - воззвал Нугманов, - давай, айналайын, успокойся.

- У вас на Казахфильме исполнительный директор из Санкт-Петербурга, при всем моем уважении к российской культуре! И что вы рот им закрыли? Нет! Да что вы понимаете? – парировал Байсакалов.

Наконец счетная комиссия вернулась в зал. К этому времени собравшиеся уже выпустили пар, присмирев также быстро, как и загорелись.

Зачитали сначала итоги голосования за членов состава правления, выбрали 21 человека: Ашимов, Абикеева, Ауэзов, Байжанбаев, Даменов, Куанышева, Мусабеков, Нарымбетов, Нугербек, Омирбай, Сатаев, Каирбеков, Таукел, Торебай, Тогузаков, Турсунов, Сулеева, Шукенов, Кашаганова, Байгожина, Ибраев.

А затем и результаты «главных» выборов. Сламбек Таукел 46 голосов «за» – 98 «против», Ахат Ибраев 43 – 101, Ахан Сатаев 24- 120, Сергей Азимов 17 - 127, Абубакир Сулеев - 11-133, Салимгали Мырзашев - 3 – 141.

Из 149 бюллетеней 5 было испорчено. Засчитали 144 голоса.

Модераторы объявили о необходимости второго тура, в него прошли Ибраев и Таукел. Нугманов еще раз зачитал выдержки из Устава. Но высокое собрание спас чей-то возглас из зала: «Два сопредседателя!»

Кто-то даже стал пояснять: «Они вместе набрали более чем 80 процентов голосов, у нас есть человек умудренный опытом и молодой человек, который подает надежды – из них будет хороший председатель, и тогда не надо второго тура, пойдем по домам». Предложение понравилось всем, в том числе и избранным сопредседателям.

- Утомительный оказывается процесс, - сказал Ахат Ибраев, - На самом деле я бы предложил, чтобы мы сделали еще шаг вперед – чтобы с нами в одной команде участвовал Ахан Сатаев!

«Надо было всех финалистов сразу оставить», - сказали у меня за спиной.

- Сопредседательство – еще ладно, но триумвират уже больше походит на английский профсоюз, - не согласились с предложением. В это время Ахан Сатаев уже спустился к микрофону:

- Я беру самоотвод, но буду активно участвовать во всех ваших мероприятиях!

- Браво! – закричали ему.

У них на то были причины. К вечеру наблюдался тотальный дефицит рациональных предложений.

Всеобщее ликование – то ли от принятого решения, то ли от ужина, который уже показался реальностью, казалось, перевесило здравый смысл. Микрофон взял директор киносети «Арман» Бауржан Шукенов.

«У него вопрос», - сказал модератор.

- Да. У меня единственный вопрос – вот такая форма правления у нас в уставе предусмотрена или нет? Съезд тогда должен изменить устав, иначе это опять - юридическая коллизия.

- Вот это мы сейчас и поставим на голосование! – ответили ему.

- Завтра возникнет какой-то вопрос – они будут иметь противоположные мнения, как будет решать вопрос? Чья будет подпись? – вступил Омирбаев.

- На самом деле высшим органом являет правление, у нас хватит ума, я надеюсь, не допускать драк,- тепло улыбнулся Таукел.

Все проголосовали. И поздравили друг друга. И быстро разошлись.

На улице смеркалось. Голод снова погубил демократические всходы, на этот раз - в творческом союзе. Но, как ни крути, для общественного объединения результат неплохой – эти хотя бы попытались.

Журналист, шеф-редактор Интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики