Российские фильмы, сериалы и шоу прочно обосновались на отечественном телевидении. Даже «Поле чудес» не теряет своей популярности и регулярно оказывается в десятке самых популярных программ недели. Между тем, медленно но верно свою нишу на нашем телевидении находят и проекты украинского производства.
Один из них уже стал довольно популярным, обогнав по рейтингам десятки программ отечественного производства. В марте украинский медицинский проект «Я стесняюсь своего тела» на КТК дважды оказывался в топе самых популярных программ недели. Его одновременно смотрели примерно 1,1 млн казахстанцев. Так в чем же секрет такого высокого интереса наших зрителей?
Для начала объясним, что суть проекта «Я стесняюсь своего тела» заключается в том, чтобы «помочь людям, жизнь которых разрушена болезнью, избавить их от неудобных, иногда даже позорных болезней или значительно улучшить их состояние». Проект ведут три опытных врача - акушер-гинеколог, дерматовенеролог и хирург-травматолог. Он стартовал на украинском канале СТБ два года назад - в марте 2014 года. «Глобальная цель проекта изменить отношение всей нации к своему здоровью и телу, ведь если в Украине физиологические недостатки воспринимаются как нечто неприличное, то в США и Европе это может стать разве что поводом для шутки», - пишут создатели шоу. К слову, украинские продюсеры не скрывают, что «Я стесняюсь своего тела» является адаптацией британского шоу «Embarrassing Bodies».
«Украинское телевидение сегодня во многом впереди российского, потому что первым успевает разглядывать и выкупать интересные франшизы», - говорит журналист Ольга Малышева, которая регулярно смотрит украинский медицинский проект в сети. «Это очень актуальный, бесстыдный, «западный» взгляд на человеческий организм, в отличие от стыдливо-смешливого взгляда Елен Малышевых и прочих лиц российского ТВ», - объясняет она свою симпатию к шоу.
«Я стесняюсь своего тела» - не единственный проект, западную версию которого адаптировали под украинские реалии. КТК в субботние вечера также предлагает зрителям насладиться реалити-шоу «Дорогая, мы убиваем детей». Формат в марте 2005 года появился на британском телеканале «Channel 4». «Его герои - семьи, в которых дети, как и их родители, ведут неправильный образ жизни. В ходе программы ведущий показывает родителям ужасающий визуальный прогноз того, как будут выглядеть их дети в 40 лет, если не изменить образ жизни, который ведет семья. Также ведущий выдает «Библию», в которой изложена пошаговая инструкция, следуя которой герои меняются на глазах на протяжении четырех недель», - так изложена суть шоу на сайте украинского телеканала СТБ.
Наконец, в эфире КТК идет украинский проект «Верните мне красоту!» - адаптация итальянского формата Bella più di prima. Смысл программы чрезвычайно прост - помочь участникам шоу, страдающим от комплексов по поводу внешнего вида, начать новую жизнь. Исправляют ситуацию два пластических хирурга международного класса, психолог и стилист.
О том, почему казахстанские телеканалы демонстрируют такой неподдельный интерес к новинкам украинского, а не российского телевещания, Vласть спросила у руководителя отдела PR «Седьмого канала» Асель Оразбаевой. «Российский контент дороже, и сегодня в условиях кризиса телеканалы стали более тщательно отбирать весь контент на рынке. В итоге, в этой битве в последнее время побеждает недорогой украинский контент, который абсолютно не уступает российскому ни по качеству, ни по содержанию». Она не отрицает и новизны жанра, которая характерна для украинского телевидения. Продакш-рынок Украины оставил Казахстан и Россию далеко позади.
Сейчас на «Седьмом канале» выходят два украинских проекта - «Вечерний Киев» и «Вечерний квартал». Оба юмористических шоу созданы в Украине и не являются адаптацией западных форматов. В «Вечернем Киеве» к ведущим приходят известные люди самых различных специальностей, для которых авторы шоу готовят множество различных сюрпризов, в т.ч. «звездных розыгрышей». «Вечерний квартал» же больше заточен на политическую и социальную сатиру, которая всегда найдет для себя благодарного зрителя.
Оразбаева объясняет, почему были выкуплены права на вещание именно этих программ: «Принимая тот факт, что российские звезды более востребованы и популярны, украинские продакш-компании до 2014 года достаточно активно привлекали российских артистов в своих проектах. Сейчас, конечно, меньше. И поэтому даже когда мы отдаем предпочтение украинскому контенту, мы смотрим на наличие российских звезд в них, потому что казахстанский зритель узнает российских артистов больше, чем украинских».
Кроме этого, украинские телепроекты набирают популярность на казахстанском телевидении еще и потому, что «украинцам удалось одними из первых избавиться от воспоминаний о Советском Союзе и переориентироваться на прогресс запада», считает Малышева. «У украинского креативного класса меньше страхов, меньше комплексов, поэтому нет ощущения недосказанности в этих телешоу. Вероятно, нашему зрителю (а то и продюсерам) раскованность может показаться разнузданностью. Поэтому на казахстанском ТВ таких шоу нет», - неутешительно заключает журналист.
Однако все не совсем так. На казахстанском телевидении уже был прецедент, когда известный на западе формат под названием «Biggest looser» попытались адаптировать к локальным условиям. В ноябре 2014 года на «31 канале» стартовало первое в истории казахстанского телевидения «похудательное» реалити-шоу «Дом-Весы». К настоящему моменту канал снял уже два сезона, которые, к слову, довольно сильно отличались друг от друга (в смысле, правил). Главным достижением второго сезона можно считать тот факт, что в последнюю неделю 2015 года финальный выпуск «Дом-Весы» стал самой популярной программой на канале, собрав у экранов почти 922 тыс казахстанцев. Похоже, это все, на что могут рассчитывать те, кто сейчас попытается адаптировать популярный западный формат для нашего зрителя. Лучше уж пусть украинцы со своей разнузданностью…