Телеобзор: Украинский след

Маргарита Бочарова, Vласть

Российские фильмы, сериалы и шоу прочно обосновались на отечественном телевидении. Даже «Поле чудес» не теряет своей популярности и регулярно оказывается в десятке самых популярных программ недели. Между тем, медленно но верно свою нишу на нашем телевидении находят и проекты украинского производства.

Один из них уже стал довольно популярным, обогнав по рейтингам десятки программ отечественного производства. В марте украинский медицинский проект «Я стесняюсь своего тела» на КТК дважды оказывался в топе самых популярных программ недели. Его одновременно смотрели примерно 1,1 млн казахстанцев. Так в чем же секрет такого высокого интереса наших зрителей?

Для начала объясним, что суть проекта «Я стесняюсь своего тела» заключается в том, чтобы «помочь людям, жизнь которых разрушена болезнью, избавить их от неудобных, иногда даже позорных болезней или значительно улучшить их состояние». Проект ведут три опытных врача - акушер-гинеколог, дерматовенеролог и хирург-травматолог. Он стартовал на украинском канале СТБ два года назад - в марте 2014 года. «Глобальная цель проекта изменить отношение всей нации к своему здоровью и телу, ведь если в Украине физиологические недостатки воспринимаются как нечто неприличное, то в США и Европе это может стать разве что поводом для шутки», - пишут создатели шоу. К слову, украинские продюсеры не скрывают, что «Я стесняюсь своего тела» является адаптацией британского шоу «Embarrassing Bodies».

«Украинское телевидение сегодня во многом впереди российского, потому что первым успевает разглядывать и выкупать интересные франшизы», - говорит журналист Ольга Малышева, которая регулярно смотрит украинский медицинский проект в сети. «Это очень актуальный, бесстыдный, «западный» взгляд на человеческий организм, в отличие от стыдливо-смешливого взгляда Елен Малышевых и прочих лиц российского ТВ», - объясняет она свою симпатию к шоу.

«Я стесняюсь своего тела» - не единственный проект, западную версию которого адаптировали под украинские реалии. КТК в субботние вечера также предлагает зрителям насладиться реалити-шоу «Дорогая, мы убиваем детей». Формат в марте 2005 года появился на британском телеканале «Channel 4». «Его герои - семьи, в которых дети, как и их родители, ведут неправильный образ жизни. В ходе программы ведущий показывает родителям ужасающий визуальный прогноз того, как будут выглядеть их дети в 40 лет, если не изменить образ жизни, который ведет семья. Также ведущий выдает «Библию», в которой изложена пошаговая инструкция, следуя которой герои меняются на глазах на протяжении четырех недель», - так изложена суть шоу на сайте украинского телеканала СТБ.

Наконец, в эфире КТК идет украинский проект «Верните мне красоту!» - адаптация итальянского формата Bella più di prima. Смысл программы чрезвычайно прост - помочь участникам шоу, страдающим от комплексов по поводу внешнего вида, начать новую жизнь. Исправляют ситуацию два пластических хирурга международного класса, психолог и стилист.

О том, почему казахстанские телеканалы демонстрируют такой неподдельный интерес к новинкам украинского, а не российского телевещания, Vласть спросила у руководителя отдела PR «Седьмого канала» Асель Оразбаевой. «Российский контент дороже, и сегодня в условиях кризиса телеканалы стали более тщательно отбирать весь контент на рынке. В итоге, в этой битве в последнее время побеждает недорогой украинский контент, который абсолютно не уступает российскому ни по качеству, ни по содержанию». Она не отрицает и новизны жанра, которая характерна для украинского телевидения. Продакш-рынок Украины оставил Казахстан и Россию далеко позади.

Сейчас на «Седьмом канале» выходят два украинских проекта - «Вечерний Киев» и «Вечерний квартал». Оба юмористических шоу созданы в Украине и не являются адаптацией западных форматов. В «Вечернем Киеве» к ведущим приходят известные люди самых различных специальностей, для которых авторы шоу готовят множество различных сюрпризов, в т.ч. «звездных розыгрышей». «Вечерний квартал» же больше заточен на политическую и социальную сатиру, которая всегда найдет для себя благодарного зрителя.

Оразбаева объясняет, почему были выкуплены права на вещание именно этих программ: «Принимая тот факт, что российские звезды более востребованы и популярны, украинские продакш-компании до 2014 года достаточно активно привлекали российских артистов в своих проектах. Сейчас, конечно, меньше. И поэтому даже когда мы отдаем предпочтение украинскому контенту, мы смотрим на наличие российских звезд в них, потому что казахстанский зритель узнает российских артистов больше, чем украинских».

Кроме этого, украинские телепроекты набирают популярность на казахстанском телевидении еще и потому, что «украинцам удалось одними из первых избавиться от воспоминаний о Советском Союзе и переориентироваться на прогресс запада», считает Малышева. «У украинского креативного класса меньше страхов, меньше комплексов, поэтому нет ощущения недосказанности в этих телешоу. Вероятно, нашему зрителю (а то и продюсерам) раскованность может показаться разнузданностью. Поэтому на казахстанском ТВ таких шоу нет», - неутешительно заключает журналист.

Однако все не совсем так. На казахстанском телевидении уже был прецедент, когда известный на западе формат под названием «Biggest looser» попытались адаптировать к локальным условиям. В ноябре 2014 года на «31 канале» стартовало первое в истории казахстанского телевидения «похудательное» реалити-шоу «Дом-Весы». К настоящему моменту канал снял уже два сезона, которые, к слову, довольно сильно отличались друг от друга (в смысле, правил). Главным достижением второго сезона можно считать тот факт, что в последнюю неделю 2015 года финальный выпуск «Дом-Весы» стал самой популярной программой на канале, собрав у экранов почти 922 тыс казахстанцев. Похоже, это все, на что могут рассчитывать те, кто сейчас попытается адаптировать популярный западный формат для нашего зрителя. Лучше уж пусть украинцы со своей разнузданностью…

Фото пресс-службы канала 1+1

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики