В текущем году в северные регионы Казахстана весна пришла раньше обычного. Соответственно, раньше начался и паводковый период. На данный момент спасатели борются со стихией и признаются: прогнозы неутешительные. Правда, считают они, опыт прошлого года, когда сотни домов оказались разрушены стихией, а тысячи людей эвакуированы, преподал хороший урок, и в этом году даже местные исполнительные органы подошли более ответственно к подготовке к паводкам. Какие сюрпризы подготовила природа казахстанцам в этом году, как уберечься от паводков и все ли к ним готовы в интервью Vласти рассказал официальный представитель комитета по чрезвычайным ситуациям министерства внутренних дел Руслан Иманкулов.
Как на сегодня складывается паводковая ситуация в Казахстане?
С начала паводкового периода, как только мы сказали, что он начнется, в тех регионах, где угрожали и угрожают паводки, в департаментах по ЧС созданы специальные штабы. Эти штабы на сегодняшний день работают в круглосуточном режиме. Они организованы не только в территориальных подразделениях – в департаментах по ЧС, но и в комитете по ЧС. У нас есть центр управления кризисными ситуациями, куда стекается вся информация.
С 20 марта по 6 апреля ситуация такая: всего паводковыми и талыми водами, а, в основном, это талые воды, которые идут с полей, подтоплено 24 населенных пункта в Карагандинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областях. Кроме того, работы по откачке воды проводятся в Актюбинской области. Там тоже наблюдается таяние снега. До сегодняшнего дня подтоплениям подверглись 136 участков автомобильных дорог. Хочу отметить, что благодаря тому, что мы заранее начали говорить про паводки, и с учетом прошлогоднего опыта, в этом году местные исполнительные органы запаслись необходимыми материалами и в целом подошли более подготовленными. И сейчас, если у нас проходят обильные талые воды, принимается такое решение, как разрыть дорогу. Разрывается дорога, пропускаются талые воды. Следом, незамедлительно подвозятся инертные материалы и дорога восстанавливается. На это уходит один-два дня, но главное, выпустить эту талую воду, чтобы она не нанесла ущерб населенным пунктам. Или, будет минимальный ущерб. Все это говорит о том, что потепление пришло, и, как мы и прогнозировали, паводки пришли в конце марта - начале апреля.
То есть, в этом году паводки пришли раньше?
Да. На сегодняшний день, начиная с 20 марта, эвакуировано 306 человек, 170 человек вернулись домой – это жители села Донецкое в СКО. Северный Казахстан у нас был «первой ласточкой» в этом году, откуда начались паводки. Возведено по стране порядка 25 тысяч метров временных дамб. Только в Акмолинской области возведено 21 891 метр, следовательно, они пришли к этому наиболее подготовленными. В Карагандинской области возведено 1 188 метров временных дамб, и в СКО – 1700 метров. Конечно, эти объемы будут наращиваться. Паводковый период только начинается. Но хотелось бы, чтобы эти темпы наращивания были ускоренными.
Хочу отметить, многие по сей день думают, что комплекс всех этих мероприятий в ведении комитета по ЧС или его территориальных подразделений. В функции комитета по ЧС входят вопросы ликвидации, эвакуации людей. Если человек не соглашается на эвакуацию, мы его силой не можем заставить. Но большой пласт вопросов по предупреждению ЧС в той или иной территориальной единице находится в ведении местных исполнительных органов. Именно у них должна быть специальная инженерная техника. В комитете по ЧС не предусмотрены экскаваторы, бульдозеры, которые должны оперативно прорывать канавы в случае необходимости.
Вы говорите, что в основном, подготовка противопаводковых мероприятий лежит на местных исполнительных органах. А вы, как комитет по ЧС проверяете их заранее или не имеете такого права?
Мы не можем лезть к местным исполнительным органам с какой-то инспекцией или проверкой на состояние готовности. Для этого существуют учения, которые были проведены – Коктем-2016. Но, конечно же, учения – это одно, а реальность – другое. В учениях вроде все слаженно отрабатывают, в реальных событиях разницу мы видим. У нас существует межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС. Многие местные исполнительные органы, когда держат отчет на этих комиссиях говорят, что к паводковому периоды готовы. Все готовы, но почему-то потом у нас где-то, какие-то «сюрпризы» возникают. «Сюрпризы» возникают, в основном, в тех регионах, где несерьезно подходят к вопросам предупреждения в плане очистки водопропускных сооружений. Зачастую мы сталкиваемся еще и с элементарным отсутствием культуры у населения. Люди забрасывают каналы мусором, который препятствует прохождению воды. Конечно, мы сейчас больше акцентируем свое внимание на северных регионах, которые вызывают опасность. Но эти же самые паводки не исключены и в южных регионах. И если где-то возникнет вопрос, что через каналы придется пропускать повышенный уровень воды, из-за мусора это может быть затруднено. И населению к этому вопросу нужно подходить более ответственно.
Вернемся к вопросу проверки местных исполнительных органов….
Мы их проверить не можем. Все они рапортуют, что все хорошо, все идеально. Но насколько это идеально, позже показывает практический опыт при ликвидации ЧС, а не ее предупреждение. Хотя мы всегда говорим, что предупреждение ЧС намного дешевле и безболезненнее проходит для граждан.
В прошлом году от паводков больше всего пострадали Акмолинская и Карагандинская области. Можно ли сегодня сказать, что подобного не повторится?
Говорить повторится или нет – никто не может. Это капризы природы. Вообще, вода – это стихия. Перед стихией, несмотря на весь наш современный век, человек остается беспомощным. Если говорить о природной составляющей, предупредить или полностью не допустить паводков в условиях нынешних природных ситуаций – невозможно. Можно только минимизировать последствия. А для того, чтобы минимизировать последствия, нужна хорошая система мониторинга, и это в силах местных исполнительных органов. Достаточно заранее проехать посмотреть территорию, сделать облет и провести визуальную оценку. Если большое количество снега, надо ориентироваться на прогнозы Казгидромета и составлять сценарии развития. Мы с конца января говорили, что в Костанайской, Акмолинской, Карагандинской и Актюбинской областях наблюдаются повышенные снегозапасы. В эти дни у нас стоит плюсовая температура, а прогноз у нас, к сожалению, неутешительный, она будет сохраняться. И если к этому еще и добавятся дожди, то прогноз - далеко не утешительный. Полностью предупредить ее невозможно, но постараться максимально минимизировать последствия - реально.
А насколько в такой ситуации можно минимизировать последствия, если много снега, тепло, еще и дождь?
О чем я и говорил, нужно проводить соответствующий мониторинг. При наличии мониторинга и прогноза погоды первое, что нужно сделать – эвакуировать граждан, возможно, имущество и, учитывая сельскую местность, отогнать скот на возвышенности.
Если говорить о водохранилищах. Насколько они заполнены?
На сегодняшний день все водохранилища работают в штатном режиме. У водохранилищ еще есть довольно хороший объем по приему талых вод. Единственное, четвертого апреля в три часа ночи из-за притока талой воды пропускная способность шлюзов водохранилища Нижний Нарбат Нура Сарысуйского бассейна не справилась, произошел прорыв тела дамбы, шириной в 20 метров. И на первых порах ситуация была сложная, на 796 километре, длиной 350 метров образовался перелив. Эта дорога была разрыта, вода пропущена. При этом, благоприятно сыграл роль рельеф местности, вода миновала населенные пункты и прошла к Бидаикскому водохранилищу, которое также находится в Карагандинской области. Вот такие первые «ласточки» у нас появляются. Хочу напомнить, что водохранилища у нас есть в коммунальной, частной и государственной собственности. И каждый собственник должен следить за работоспособностью этого гидросооружения.
То есть, опять же, по сравнению с прошлым годом, пока не сбрасывают воду в больших объемах?
Сброс воды идет в штатном режиме, никакого урона это не должно принести. На данный момент они не переполнены. Вот когда водохранилища начнут вдруг от такого количества талой воды переполняться, тогда нужно будет делать экстренный, аварийный сброс воды. За это дело у нас отвечает комитет по водным ресурсам министерства сельского хозяйства. Если необходимо будет сделать аварийный сброс, они нас проинформируют.
Вопрос по поводу прогноза погоды на ближайшие дни. Какие регионы в зоне риска? Кому готовится?
Сейчас у нас в зоне риска все северные регионы. Прогноз погоды таков, что на севере – потепление. Все еще возможны дожди. Следовательно, имеются реальные угрозы подтопления. Населению нужно быть готовыми к тем или иным поворотам. Но опять-таки все зависит от слаженного действия органов власти и управления. И эта слаженность действий приведет к минимизации последствий. У нас в Акмолинской области есть село Ягодное. В результате скопления талых вод, там произошло подтопление дорожного полотна, соединяющего село с районным центром Астраханского района. Должен сказать, что такие моменты у нас прогнозируются, есть села, которые в прошлом году были отрезаны от основных территорий, могут быть отрезаны в этом. В этот раз ситуация была спрогнозирована, и, соответственно, проведена работа по созданию месячного запаса продуктов питания, медикаментов и средств первой необходимости. В данный момент все объекты жизнеобеспечения в селе Ягодное функционируют в штатном режиме, перебоев нет. Но факт остается фактом – село отрезано. Сейчас там ведутся работы по водоотводу.
В Акмолинской области в зоне риска находятся Астраханка и Атбасарский район, который в прошлом году понес большой ущерб.
Если говорить о тех людях, чьи дома уже подтопило, им будет выплачена какая-то компенсация?
Вообще, в целом, я хочу сказать, вопрос восстановления должен проходить через процедуру страхования. Но у нас процедура страхования никак прижиться не может, да и страхование не развито. Не хочу говорить грубо, но иждивенческое настроение у нашего населения преобладает. На самом деле, государство не должно всем подряд восстанавливать финансовые затраты, которые уходят на разрушенный дом и так далее. Жилье должно быть застраховано, тогда человек получит свою страховку. Но наше государство никого в беде не оставило на сегодняшний день. Разрушенные от прошлогоднего паводка дома были построены за счет республиканского бюджета. Там, где не требовалась перестройка, были выделены деньги на капитальный ремонт. Соответственно, население было поддержано. Люди получили компенсацию в зависимости от ущерба.
Какой из регионов наименее сегодня подготовлен?
Это покажет практика. Но, учитывая резкое подтопление в СКО, могу допустить, что именно в Тайыншинском районе, какие-то моменты были упущены. Хотя нельзя полностью говорить про исключительно человеческий фактор. Есть еще и природный фактор, потому что земля промерзлая. Плюс, дает о себе знать и рельеф местности.
Вы сказали, что прогнозы неутешительные…
Да, должен сказать, что прогнозы неутешительные. По сводкам уже сегодня очень много фактов откачки воды. Работают все. Это не единичные случаи, у нас все это расписано поадресно и находится под контролем.
А если говорить о людях и технике, их хватает?
К этому паводковому периоду по республике были проведены беспрецедентные меры подготовки. В готовности находятся более 57 тысяч человек. Понятно, что всех их мы не можем отправить в СКО, потому что где-то, еще может что-то произойти. У нас есть соответствующий план поэшелонного выдвижения сил и средств на угрожаемую территорию. Например, мы отправили людей в СКО, параллельно, из города Алматы отправили в Акмолинскую область. Сейчас у нас идет Жамбылская область в сторону северных областей. То есть, идет передислокация сил. Что касается техники, то по республике подготовлено более 13 тысяч единиц, в том числе и техника высокой проходимости. Кроме того, на сегодняшний день от Казавиаспаса у нас стоят наготове 16 вертолетов. На случай необходимости. Но пока такой необходимости не было.
Что обещают прогноз погоды и ваши исследования, когда паводки закончатся?
Когда растает весь снег, тогда все и закончится. А вот когда он растает, какими темпами он будет таять, это, конечно, другой вопрос. Потому что в этом году уровень снега зафиксирован выше, чем в прошлом году. Куда ему деваться, если он резко начнет таять? В целом же, нынешний паводковый период находится на серьезном контроле, потому что мы научены опытом прошлого года. И дай бог, чтобы прошлый год действительно научил, чтобы мы не только в этом году смогли противостоять паводкам и предупредить их по максимуму, но и в последующие годы не забывали. Если в этом году по каким-то причинам паводок пройдет мягче, необходимо, чтобы в следующем году не расслаблялись, чтобы запомнили урок.