Третий Clique: диптих «Земля», Вселенная Линча и День Северной Кореи в Казахстане

Зарина Ахматова, Vласть

Фото Олега Зуева

В Алматы в кинотеатре «Арман» состоялась презентация третьего кинофестиваля Clique. Всё, начиная формой фестиваля и количеством его организаторов (двое), заканчивая количеством красных дорожек и дорогих мероприятий (ноль), выделяет молодой Clique-fest из привычного набора городских кинематографических активностей. И, возможно, именно благодаря этому отличию, фестиваль действительно про кино. В этот раз организаторы обещают сразу трех гостей (один из которых широкой казахстанской аудитории знаком – это российский кинокритик Антон Долин, а с другими алматинцам еще только предстоит познакомиться) и большой проект, связанный с казахстанским кино.

Выпускники ВГИКа Наргиз Шукенова (продюсер фестиваля) и Борис Байков (его арт-директор) –- за три года существования кинофестиваля прошли путь от показов хорошего кино узкому кругу его ценителей до кинофестиваля с собственной историей, традициями и уже – производством.

Самый большой проект нынешнего Clique – показ отреставрированного (Британским институтом кино) кинофильма «Турксиб» (1928г). Фильм о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги, соединившей Среднюю Азию и Сибирь, входит в 50 самых выдающихся документальных фильмов XX века и является первым кинофильмом, произведенным в Казахстане. Есть еще советская картина «Джут» 1931 года, но она считается утерянной.

Черно-белое немое кино было заботливо оцифровано и покадрово очищено англичанами (можно сравнить с советской версией, доступной на Youtube, качество которой не дает шанса усомниться – фильм снимали почти 100 лет назад). Британцы занимались и музыкальным оформлением фильма, правда, оно имело мало общего с чем-либо советским или казахским.

Сейчас казахстанский композитор Куат Шильдебаев занимается новым звуковым обрамлением ленты – пишет музыку. Премьера запланирована на большой площадке с живым оркестром.

Второй фильм из диптиха «Земля» - «Завтра море» молодого режиссера Катерины Суворовой. Первый казахстанский док, который планируется выпустить в прокат. Премьера фильма состоялась в швейцарском Локарно. Это лента о жителях Аральска, первая большая работа Кати. Съемки фильма проходили в 2011-2012 годах, съемочная группа снаряжала на Арал несколько экспедиций. А Катя в одном из интервью рассказала, что перед первой поездкой обрила голову и нынешняя длина ее волос - вся ее картина об Аральском море, спасение которого для Казахстана стало много больше, чем просто экологической задачей.

О символизме двух картин, смиксованных в одну программу, отечественным критикам и культуролагам еще только предстоит поразмышлять. В многослойный период исторического транзита (и сейчас мы даже не про политику), вопросы идентификации оказались для казахстанцев не просто философскими рассуждениями. Скорее триггерным определением себя и своего места в нынешних реалиях.

Самым неожиданным гостем кинофестиваля станет (нет, не Депардье) норвежский режиссер кино и театра, мульти-артист (как он себя определяет) Мортен Траавик. Он привезет в Казахстан фильм «День освобождения» (Liberation Day), снятый в КНДР, если вы понимаете, о чем я. Это, пожалуй, первый западный деятель, который официально побывал в Северной Корее и организовал там гастроли западной рок-группы. Лайбах (Laibach - немецкое название словенской столицы Любляны) - словенский коллектив, работающий в жанре индастриал (объясню - корни жанра уходят в футуризм и включают в себя элементы радикальных перфомансов) и миллитаризма. Ну, и чтобы задать настроение - в 80-х один из основателей группы покончил жизнь самоубийством после концерта. Творчество группы даже запрещали и правда: совершенный футуризм – тот факт, что Траавику удалось организовать гастроли коллектива в Пхеньяне. При этом, режиссер вернулся живым и невредимым и сделал кино, которое будет презентовать в Амстердаме (мировая премьера), а через 48 часов в Алматы на Clique.

Вторым фильмом в рамках «Дня Северной Кореи» станет лента «Любовь и диктатура» (The Lovers and the Despot). Совершенно дикая, хотя бы потому что основана на реальных событиях. История повествует о том, как в 70-ые годы молодой режиссер и его возлюбленная актриса из Южной Кореи были похищены северокорейскими агентами. Ким Чен Ир объявил их своими личными кинематографистами, и пленники много лет планировали побег, сверяясь с мировым кинематографом. Но прежде, чем предпринять опасную попытку, режиссеру и актрисе пришлось произвести 17 кинофильмов для диктатора, чтобы снискать его доверие.

На этом сюрреализм не заканчивается. Кинофестиваль представит ретроспективу Дэвида Линча (да, вишневый пирог и красная комната в маленьком и галлюциногенном «Твин Пиксе»). «Синий бархат», один из самых известных в мире триллеров и самых знаменитых картин Линча. «Синий бархат. Погружение вновь» - взгляд на картину через 30 лет немецким режиссером Петером Браатцем. Лекцию о Вселенной Линча гостям кинофестиваля прочтет кинокритик Антон Долин. Он же представит здесь книгу братьев Дарденн и их же фильм «Неизвестная».

Третий гость – уже знакомый алматинцам по французскому кинофестивалю - специалист Unifrance по Восточной Европе и Центральной Азии Жоэль Шапрон, который тоже привезет книгу. Правда свою - о французских кинотеатрах («Французский кинотеатр. Аншлаг длиною в век»).

Кинофестиваль состоит из пяти программ - 24 фильма. И в этом году основная программа - это много громких премьер.

Джим Джармуш с картиной «Патерсон» (Paterson), премьера которой состоялась в мае в Каннах. Бульдог Нелли, сыгравший в фильме, получила специальный приз Каннского фестиваля Palme Dog. Фильм повествует об американском водителе автобуса Патерсоне из города Патерсон.

Судя по всему, много психологии и внутрисемейной драмы обещает фильм Ксавье Долана «Это всего лишь конец света» с ожидаемо звездным актерским составом. (Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа).

Зрители Clique также смогут увидеть фильм, который много обсуждали в России и Украине - жизнеописание звезды балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Сергея Полунина. «Танцовщик» Стивена Кантора - это докудрама про очень талантливого и как полагается, очень противоречивого Полунина. Архивные, потрепанные, неровные кадры из украинского Херсона и мега-популярное видео Take me to Church Дэвида ЛаШапеля. По крайней мере, это обещает быть интересным.

Еще из английского (совместно с Ираном и Иорданией) - выдвинутый на Оскар хоррор «В тени» (Under the Shadow), «Война против всех» (War on Everyone), почти по Гоббсу и комедия Чания Батон «Горит, горит, горит» (Burn, burn, burn) .

Еще немного о вечном - когда муж уходит к молодой во франко-немецкой картине «Будущее» (L'avenir) с Изабель Юппер в главной роли. Серебряный медведь за режиссуру на Берлинале. Обещают трагикомедию. Из французского кино - «Когда тебе 17», «В постели с Викторией».

«Тони Эрдманн» режиссера Марен Аде - фильм, который взорвал Канны. Копродукция Австрии и Германии, после которой заговорили о новой волне немецкого кино. Вполне возможно, что для зрителей Clique необычные попытки одинокого учителя музыки выстроить взаимоотношения с дочерью, не покажутся столь же крышесносящими, какими предстали европейскому зрителю. Однако очевидно, что посмотреть главный европейский фильм года все-таки стоит.

Поклонники Кристен Стюарт смогут увидеть ее дважды в программе Clique. В фильме «Персональный покупатель», где героиня Кристен умеет разговаривать с душами ушедших. И в картине Келли Райхард «Несколько женщин». Здесь уже без мистики, зато с душой. Фильм снят по мотивам коротких рассказов Мейл Мелой.

Криминальная драма «Американская пастораль» (American Pastoral) с Дакотой Фаннинг, Майлз Теллер в роли боксера Винни Пациенца, который решил выйти на ринг после страшной катастрофы («До последней капли крови» - Bleed for This) и американская картина «Бегущая от реальности» (Complete Unknown) с Райчел Вейс.

Презентация программы Clique завершилась показом кинофильма Кирилла Серебренникова «Ученик». Это кино по пьесе «Мученик» немецкого драматурга Мариуса фон Майенбург, которую Серебренников успешно ставил в московском Гоголь-центре. Фильм о том, что религиозный фанатизм не есть любовь, о том, что атрибутика отличается от веры большим количеством врагов для «уверовавшего», о том, что все очень легко может сломаться, а границы нормальности могут быть за короткое время демаркированы. Оператор Владислав Опельянц, в том числе, снимающий и клипы, дал ленте то, чего ей не мог дать театр – выразительность и некоторый снисходительный до презренных взгляд. И если вы, как и мы, ждете начало фестиваля (11.11.2016), то стоит сходить пока на Серебренникова, тем более, что в фильме звучат те самые Laibach, что на своих концертах использовали дымовые шашки. Фильм Серебренникова не откровение, но в некоторой степени – дымовая шашка. Понимаешь – задыхаешься, хоть пока и не горит.

Программа Clique-2016:

Билеты поступят в продажу 24 октября.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики