Казахстанцы, должно быть, еще долго будут вспоминать длинные выходные в честь 25-летия Независимости. Не только внезапное отключение социальных сетей всколыхнуло интернет-пользователей. Те их них, кто от безысходности, вынужден был включить телевизор, сделались еще более нервными. Особенно, когда обнаружили в гостях у уважаемого Владимира Познера главную телезвезду Первого канала Казахстана.
Ведущая программы «Аналитики» Аймира Шаукентаева замечталась. Этим же грешат и ее коллеги, поэтому и решили, что лучшим промо итоговой программы станет фейковое интервью между девушкой и одним из лучших российских тележурналистов Владимиром Познером. В коротком смонтированном видео Шаукентаева признается, что самым большущим ее пороком является трусость (лукавит, чего уж), а самым главным достоинством - та самая мечтательность.
Интернет-пользователи, нарвавшиеся на такой анонс «Аналитики» ввиду недавней блокировки их привычных удовольствий, испытали ни много ни мало величайший шок. Зрители, которые регулярно смотрят выпуски «Первой программы» и собственно «Аналитики» - добровольно или по служебной надобности (кхе-кхе) - никакого шока и трепета не испытали. Да, Руслан Смыков регулярно в завершении собственной программы в субботу анонсирует воскресный выпуск с Шаукентаевой. И да, он выбирает для этого такие средства, эпитеты и метафоры, что непривыкшие к этому зрители с легкостью могли поперхнуться даже воздухом.
Нужно признать, это часть их действительности и, как выяснилось, некоторые методы работают на ура. По крайней мере, на пару дней казахстанский Facebook превратился в одного большого возмущающегося телезрителя, которому поспел противостоять только маленький человек Денис Кривошеев. Человек, которого с «Евразией» связывают далеко не платонические отношения. Он безапелляционно заявил всем, кого Шаукентаева и Ко тронула за живое, что Нацбанк то казахстанцев похлеще дурит. Особенно с инфляцией.
Наверное, и в его словах доля правды есть, но удивительно другое. В выходные и у Кривошеева на телевидении был звездный час, о котором, к сожалению, никто нынче не вспоминает. Сейчас он, должно быть, сожалеет только об одном - почему видеомонтажеры «Евразии» не его посадили перед Познером, а молодого и цветущего главного аналитика канала Шаукентаеву. Между тем ровно в День независимости, 16 декабря, Денис Кривошеев предстал перед телезрителями в красной шапке, чтобы «с пристрастием» допросить в прямом эфире одного из самых стильных представителей казахстанского правительства - министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы. В завершении 10-минутного интервью он и вовсе восхитился синими туфлями министра, благодаря которым о главе культурного ведомства узнала вся страна.
За время короткой беседы зрители не услышали от министра ни одного откровения, а от Кривошеева - ни одного острого вопроса. Он, справедливости ради признаем, изо всех сил пытался провоцировать Мухамедиулы на резкие высказывания, но в итоге все узнали лишь о том, что сам Кривошеев считает казахстанскую эстраду непрофессиональной, а казахстанский спорт - неоправданно дорогим удовольствием. Видимо, в этом и была цель этого блиц-опроса. Министр отвечал невнятно, Кривошеев настаивал на том, чтобы тот обратился к широкой общественности и назвал столичную статую, печально известную надетым на нее платком, истинным произведением искусства. Министр устал уклоняться и, посмотрев в камеру, произнес: «Я ко всем обращаюсь почаще смотреть программу с участием Дениса Кривошеева…». Кривошеев довольно усмехнулся и, тыча в зрителей указательным пальцем, сказал: «Это министр культуры, кстати, рекомендует». Тут Познер и рядом не стоял, как бы намекнул активный общественный теледеятель.
Кроме упоительного видеомонтажа с Шаукентаевой и захватывающих 600 секунд с министром культуры Первый канал Казахстана в праздничный день показал зрителям, как должно выглядеть новое слово в документалистике. Фильм «День Независимости. Четверть века», по словам авторов, является «уникальной летописью государства от лица тех, кто не заинтересован ни в одной политической силе». По ходу фильма выяснилось, что самыми незаинтересованными стали Патрисия Каас, Дидье Маруани, Стивен Сигал, Сосо Павлиашвили, Ирина Алфёрова, Владимир Винокур, Анне Вески, Бари Алибасов, Байгали Серкебаев, Роза Рымбаева и Лайма Вайкуле. И в это без труда верится, к слову. Никакой излишней любви к Казахстану и его независимости спикеры не демонстрировали.
Но самым главным новшеством стало то, что зрителям предложили якобы самим выбирать, что они хотят увидеть в продолжении. На седьмой минуте, прямиком после интервью Сигала, на экране появились вездесущие Руслан Смыков и Аймира Шаукентаева. «Уважаемые телезрители, авторы фильма не знают, что произойдет дальше. У них есть сценарий, но только вам решать, годится ли он», - со всей серьезностью заявил Смыков. «Ровно на десять секунд мы показываем вам номер телефона, вы можете звонить нам прямо в студию, мы принимаем всех, кто успеет дозвониться», - добавила Шаукентаева. Смыков отсчитал 10 секунд и вуаля, в студию успели дозвониться аж три человека - Евгения из Актобе, Арман из Алматы и Рабига Маратовна из Жезказгана. Благодаря этим славным людям канал трижды изменил «драматургию фильма и сделал его поистине народным».
Трем счастливчикам не нужно было утруждать себя сильно - они всего лишь должны были выбрать один из предложенных ведущими вариантов продолжения фильма. Евгения выбирала между Сигалом, Павлиашвили и Вайкуле, Арман гадал между Рымбаевой и Алферовой, Рабига Маратовна металась между Лукашенко, Вайкуле и Вески. Вот это накал, вот это дилеммы! Зрители стали творцами новой истории отечественного телевидения. Только от этого почему-то совсем не радостно. Чтобы объяснить, почему, придется, к сожалению, в очередной раз вспомнить известного российского теледеятеля. В декабре российский Первый канал показал документальный фильм Владимира Познера под названием «Шекспир. Предостережение королям…». Так вот, чтобы понять, что такое «новое слово» в документалистике, интересующимся полезнее всего обратиться именно к нему, нежели к грандиозному фильму-эпопее, спродюсированному российскими пропагандистами.