Мади Мамбетов посмотрел аргентино-испанский фильм, спродюсированный Педро Альмадоваром и удивился тому, как герои картины и ситуации, в которые они попадают, похожи на нас и окружающую наc действительность. При этом невероятно смешная лента посвящена насилию и звере, который живет в каждом из нас.
Причина смотреть: апология насилия никогда не была настолько веселой. Многие пытались, но опыт аргентинских режиссеров пока лучший.
«Дикие истории» состоят из нескольких новелл, содержащих истории по-настоящему дикие. В первой части альманаха мы встречаем забитый людьми самолет, уже оторвавшийся от земли, пассажиры которого постепенно понимают, что они имеют в общих знакомых одного персонажа, Габриэля Пастернака, к которому у каждого есть масса претензий. Или у Габриэля есть претензии к пассажирам? За считанные минуты удивленный зритель испытывает массу эмоций, от сочувствия к злосчастному однофамильцу автора «Доктора Живаго» до раздражения на этого дурака, но разобраться с чувствами аудитории не дадут – самолет уйдет в крутое пике, а потрясенный зрительский зал перейдет к следующему рассказу…
Фрагменты, составляющие фильм, выглядят глянцевыми картинками из чуждого мира – то богатый особняк аргентинского бизнесмена мелькнет, то скупые, но прекрасные пейзажи Ла-Платы, - и действие в каждом скачет от темы к теме. То мы видим буйную латинско-еврейскую свадьбу, то захудалую придорожную забегаловку с одним неприятным клиентом на двух работниц общепита, - но при всем при этом эти истории совершенно диким образом актуальны для казахстанских реалий.
Действие любой новеллы можно перенести в Казахстан – свадьбу в «Риксос», а происшествие на трассе между двумя неведомыми аргентинскими городами - на шоссе между Астаной и Кокшетау, - и ничего не изменится в восприятии зрителя. В этом универсальность посыла авторов фильма – и в этом залог его успеха в отечественном прокате.
«Дикие истории» - не первый и не последний экзерсис на тему оправданности насилия как антитезе рабскому подчинению правилам приличия и условным законам; видели мы и «С меня хватит» с Майклом Дугласом, и «Боже, храни Америку» со схожим посылом – последний фильм вышел всего пару-тройку лет назад. Но эта картина подает антитезу заветам Толстого и Ганди о непротивлению злу насилием в свежей форме – это тот случай, когда зритель, ужасаясь, и корчась от дискомфорта, тем не менее, смеется в голос и даже аплодирует в самых мрачных моментах. Такого эффекта на памяти автора этих строк не достигал никто со времен Ларса фон Триера в «Догвилле» - только там зал заходился в овации на сцене, в которой гангстеры расстреливают грудного младенца на руках у матери… И если фон Триер достигал такого эффекта нагнетанием фантастического антикатарсиса, то создатели «Диких историй» двигаются к цели бесхитростно и прямо – через ясный и апеллирующий к широкой аудитории юмор. И этот фильм, правда, очень смешной. Дико смешной.
Самое смешное – и самое страшное, - что этот фильм резонирует с нашими реалиями молекула в молекулу. Одна из новелл показывает нам историю ни кого иного, как Максата Усенова, и ему подобных созданий. Другая, с утомленным автодорожными эвакуаторами инженером, до оторопи созвучна с историей Евгения, запершегося вчера в алматинском акимате с угрозой взорвать муниципалитет города к чертям. Разница в том, что тротил в акимате оказался иллюзорным, а взрывчатка в «Диких историях» - самой настоящей.
И, слава Богу, что так.
Но вот еще: неправедным судьям и родителям максатусеновых настоятельно рекомендуется посмотреть этот фильм. И сделать правильные выводы.